Большой фестиваль РНО открылся в Зале имени Чайковского Шуманом и Моцартом - причем в фортепианном концерте Моцарта солировал сам Михаил Плетнев
Сольные выступления Плетнева – всегда большой подарок для публики. Фото: РИА Новости
Нелепо как-то говорить, что Михаил Плетнев – один из лучших пианистов вообще, то есть в мире (те, кому надо, это и так знают), и поэтому его сольные выступления – всегда большой подарок для публики.
1. Начался концерт открытия с увертюры к опере Роберта Шумана «Геновева». Ее композитор написал примерно в 1848 году, взяв сюжетом средневековую легенду и написанные на ее основе пьесы Фридриха Геббеля Людвига Тика о невинной девушке, оклеветанной отвергнутым воздыхателем. Поскольку этот жених был знатным рыцарем, несчастную приговорили к казни. Это произведение крайне редко исполняется в театре – из-за ее несценичности - этот факт при жизни Шуман воспринимал крайне болезненно. Но за лиричность, вдохновенность и идеальную гармонию ее любят концертные исполнители, не говоря уже о слушателях.
2. Первое отделение завершал 8-й концерт Моцарта для фортепиано с оркестром («Лютцов-концерт»). Может ли кто-то ответить на вопрос, почему одни и те же звуки сложенные в определенной последовательности, вызывают у человека светлую радость, а в другой - заставляют рыдать? Вряд ли. И слова «мажор» и «минор» тут мало чем помогут. Или например, почему одно и то же произведение, скажем, Шостаковича, в исполнении Дениса Мацуева и в исполнении Михаила Плетнева, звучит, как два разных? И чувства и мысли от него совсем разные...
Михаил Плетнев - это внешнее спокойствие и отстраненность, никаких избыточных бурлений, но его игра уносит тебя как ветер щепку, поражая ясностью и совершенством, может даже математическим (ну да, это нескромно - описывать свои ощущения).
3. Во втором отделении звучала Симфония № 1 Шумана. Он ее написал за 4 дня, в тот самый счастливый год своей жизни, когда он наконец женился на девушке, в которую был безумно влюблен. До этого, постоянно получая от ее отца отказ, Роберт Шуман ужасно страдал. Симфонию он сам назвал «Весенняя» и самая, так сказать, «грустная» ее часть, larghetto, похожа на прелестную, очень лирическую и нежную песню, только длинную. Ну а остальные три - просто весна, пробуждение, забавы и апрельские бабочки. Кстати, когда «Весенняя» исполнялась впервые, оркестром дирижировал Мендельсон.
http://www.kp.ru