Медь дороже золота? В Туле проходит VII Международный музыкальный фестиваль медного духового искусства BRASS DAYS

Добавлено 10 октября 2017 волонтер

Тульская филармония, Владислав Лаврик (труба, дирижер), Борис Березовский (фортепиано), Юрий Башмет (альт, дирижер)

Главными на фестивале BRASS DAYS были медные духовые инструменты

«Вчера в Туле был такой классный концерт! Открыли фестиваль BRASS DAYS под руководством дирижёра и трубача Владислава Лаврика, а солировал пианист Борис Березовский», — услышали мы с дочерью, стоило лишь переступить порог родной музыкальной школы. Вот так-то! Пока мы доехали от Тулы до Москвы на машине со скоростью 120 км/ч, «сарафанное радио» уже известило в первопрестольной о том, что открытие фестиваля BRASS DAYS прошло на ура!
        «Рахманинов был создан из стали и золота: сталь в его руках, золото — в сердце».
        Пианист Иосиф Гофман
Russian Geographic: Tula — Moscow

VII Международный музыкальный фестиваль медного духового искусства BRASS DAYS проходит в Туле во второй раз, тогда как предыдущие фестивали проводились лишь в Москве. «Расширяем географию», — оптимистично заметил инициатор и художественный руководитель фестиваля Владислав Лаврик. Судя по разнообразию афиш, в Туле весьма оживлённая культурная жизнь, и даже на таком ярком фоне фестиваль BRASS DAYS стал важным и главное — ожидаемым событием. «Идея фестиваля — привлечь интерес публики к медным духовым и вообще ко всем духовым инструментам. Ведь они могут быть невероятно красивы и важны — как в составе оркестра, так и в сольном звучании. Другая идея — сделать сильной отечественную школу духовых инструментов, чтобы её воспринимали наравне с нашей уважаемой во всём мире фортепианной, струнной или вокальной школами. Третья идея — представить публике не только любимые ею произведения, но и редкостные и даже новые сочинения современных композиторов — Владислава Агафонникова и Игоря Рехина, например. Сегодняшний концерт-открытие полностью рахманиновский. Я рад, что партию фортепиано в Концерте № 2 исполнит блистательный пианист Борис Березовский, а во втором отделении Государственный симфонический оркестр „Новая Россия“ представит монументальное полотно — Симфонию № 2, где довольно объёмная партия принадлежит медным духовым инструментам. Как дирижёр я хотел бы, чтобы публика почувствовала, что медные духовые так же важны, как и остальные инструменты симфонического оркестра», — сказал за несколько минут до начала концерта Владислав Лаврик.

Мастер-классы мастеров

Программа фестиваля BRASS DAYS в Туле в течение трёх дней была насыщенной: перед вечерними концертами профессиональная музыкальная публика днём посещала мастер-классы, которые для учащихся местных музыкальных учебных заведений проводили Борис Березовский (фортепиано), Владислав Лаврик (труба) и Анастасия Тимошенко (скрипка).

Художественный руководитель фестиваля Владислав Лаврик сказал: «Я хочу поблагодарить наших друзей и партнёров, помогающих нам проводить фестиваль в Туле. Эти люди хотят воспитать культурных детей, чтобы они стали образованной частью общества, с кем им предстоит жить и работать. Я, например, считаю уникальным для нашего фестиваля событием то, что музыкант мирового масштаба Борис Березовский согласился дать мастер-класс детям. Вот если бы я был ребёнком, лишь один урок выдающегося исполнителя стал бы для меня стимулом достичь большего!»

На мастер-классе Борис Березовский проявил себя как педагог чрезвычайно деликатный. Допустим, студентке, исполнявшей рахманиновскую прелюдию до-диез минор, говорил правой рукой ярче выводить верхний голос и об аккордах в левой руке: «Здесь добавь объёма». И тут же сам себя одёргивал: «Впрочем, это вопрос интерпретации». Известный пианист давал юным музыкантам свободу для самостоятельного осмысления произведения, оставлял воздух и пространство для импровизации внутри заданного автором нотного текста. Ведь сам Березовский — это же человек-импровизация, как в музыке, так и в жизни. Когда другая студентка играла пьесу П. И. Чайковского «Шалунья», из уст мэтра прозвучала очень важная фраза: «Здесь должно быть больше характера, нежели текста». Понятно, что нотный текст должен быть выучен, как само собой разумеющееся, но главное — это всё же характер произведения, о чём мы играем, какой персонаж, какой образ создаём звуками. Ведь Березовский — натура артистическая, очень любит театр, потому и в музыке создаёт яркие образы, которые, вероятно, видит в своём воображении в момент исполнения.

«Это было бы невозможно, если бы не было так гениально!»

Рассказывали, что Александр Гольденвейзер, прослушав на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского его же Концерт № 1 несколько раз подряд в исполнении многих конкурсантов, обессиленно прислонился к стене и сказал: «Слушать это десятки раз было бы невозможно, если бы это не было так гениально!» То же самое можно сказать и про Концерт № 2 Рахманинова — шедевр, рождённый после глубочайшей депрессии, которая граничила с уходом композитора из жизни. Он словно бы опустился на самое дно реки, чтобы, оттолкнувшись, вынырнуть с новой жаждой жить. Эта энергия и воля к жизни звенит в каждой ноте гениального сочинения Рахманинова, которое многие считают его творческой вершиной.

Пианист Борис Березовский находится на Олимпе профессионализма. Как справедливо написано на одной из его зарубежных афиш — Titan of the Piano. Надпись на афише отражает не только мощный звук пианиста, но и богатство любых подвластных ему нюансов. В XIX веке таким титаном был разве что Лист, первым в мире доказавший, что рояль по разнообразию звуковой палитры способен соперничать с десятками инструментов симфонического оркестра. Как известно, в Концерте № 2 роли солирующего фортепиано и оркестра равнозначны, поэтому чтобы выдержать заведомо неравный бой с оркестром — один против ста, солисту надо быть действительно титаном.

Рояль Борис Березовский попросил развернуть «хвостом» в зал. При такой постановке инструмента публика лишается удовольствия видеть не только руки, но подчас даже лицо пианиста (пульты загораживают). Зато так удобно солисту: не надо поворачивать голову, чтобы увидеть важные дирижёрские жесты, прекрасно видно концертмейстеров первых скрипок и виолончелей, а для Березовского, как выяснилось, визуальный контакт с оркестрантами очень важен.

Во второй лирической и нежной части концерта, когда на фоне плещущихся как ручей фортепианных пассажей звучит соло флейты, а затем эту же тему изящно и нежно проводит кларнет, становится очевидным стремление дирижёра Владислава Лаврика продемонстрировать важность каждого инструмента в оркестровой партитуре. В небольшом уютном концертном зале Тульской филармонии все оркестровые краски словно бы выкристаллизовались, а волны динамических оттенков прозвучали отчётливо и внятно.

После бесконечных оваций вторую лирическую часть концерта сыграли на бис, а потом солиста и дирижёра поклонники осыпали цветами.

Поют боевые рога!

Концерт № 2 — это картина мирной России, с церквушками и колокольнями, их мажорными перезвонами и большим бронзовым колоколом, который с первых тактов печально и непременно звонит по тебе… Это Россия с тропинками, ручейками, реками и неоглядным, бескрайним и великим степным простором, на который смотрел Рахманинов в любимой своей Ивановке Тамбовской губернии, в сельце Красненькое Воронежской губернии, где и начал писать этот концерт… В Симфонии № 2 композитор тоже изображает Россию, но уже иную — суровую, предреволюционную. Он закончил работу над оркестровкой этого сочинения в январе 1908 года, а начал ещё в 1906 году, находясь сначала в Италии, затем Германии. Вероятно, поэтому в каждом звуке Симфонии № 2 слышится рахманиновская ностальгия по родным холмам, речушками и перелескам. Во второй части возникает образ русской «тройки», скачущей по бесконечным заснеженным полям: ударные инструменты бубен и колокольчики (glockenspiel) символизируют бубенцы. Звуки труб и тромбонов вызывают ассоциации к блоковской «Снежной маске», где поэт слышал голос «боевого рога»:

Оставь тревоги,

Метель в дороге

Тебя застигла.

Ласкают вьюги,

Ты — в лунном круге,

Тебя пронзили снежные иглы!

Из снежного зала,

Из надзвёздных покоев

Поют боевые рога!

Тревожные и призывные звуки меди, эти поющие «боевые рога» — словно предвестники грядущих российских революций и войн, звуки суровых маршей и далёких военных походов… Духовые инструменты публика воспринимала буквально, затаив дыхание. По ауре и реакции зала чувствовалось, что собрались знатоки, люди, не понаслышке знающие о высочайшей сложности звукоизвлечения на духовых инструментах и потому способные оценить качественное исполнение. И дирижёр Владислав Лаврик действительно сделал каждый звук духовых инструментов поистине золотым! Весь Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» Юрия Башмета состоит из супер-профи, поэтому открытие Фестиваля медного духового искусства BRASS DAYS было обречено на успех.

Источник: www.chaskor.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору