«Меценаты дарят нам независимость»

Добавлено 18 ноября 2015 muzkarta

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», Международный Виолончельный фестиваль «Vivacello», Борис Андрианов (виолончель), Миша Майский (виолончель), Александр Рудин (виолончель, дирижер), Александр Князев (виолончель, орган)

Борис Андрианов, художественный руководитель фестиваля VivaCello, о его программе и влиянии на музыкальный процесс

— Борис, в 2008 году под твоим руководством прошел фестиваль «Посвящается Мстиславу Ростроповичу». Нынешнего названия у него тогда не было, как не было и ежегодной периодичности. Насколько нынешнее состояние фестиваля соответствует тому, о чем ты мечтал тогда?

— Конечно, я доволен тем, что он регулярно проходит уже столько лет! Нам очень повезло с тем, что в непростое время, когда поддержка искусства стала большой проблемой, фестиваль продолжает жить и оставаться независимым. Без участия каких-либо крупных организаций, в первую очередь государственных, мы проводим его своими силами, поскольку нашлись люди, которые поверили в идею фестиваля и остаются с нами. Если говорить о творческой стороне, то количество музыкантов, разнообразие концертов не может не радовать. Может быть, мне хотелось бы видеть программу фестиваля более насыщенной и объемной: чтобы за полторы недели проходило не пять концертов, а пятнадцать, чтобы они сопровождались мастер-классами — надеюсь, мы к этому придем. Пока наши ресурсы такого не позволяют, несмотря на стабильное существование фестиваля. А оно возможно лишь потому, что наши меценаты полностью берут расходы на себя. Благодаря этому фестиваль проходит регулярно, и уже почти все известные виолончелисты побывали среди его гостей: Наталия Гутман, Давид Герингас, Миша Майский, Александр Рудин, Стивен Иссерлис, Александр Князев, в нынешнем году приедут Иван Монигетти, Кристина Блаумане, Джонатан Роузман, и это еще далеко не все!

-Если фестиваль существует благодаря меценатам, можно ли называть его независимым?

— Он независим в том смысле, что меценаты мне полностью доверяют во всем, включая составление программ; нам не нужно выигрывать какой бы то ни было тендер, отчитываться за каждый рубль, не нужно никому писать объяснений, что мы собираемся делать и зачем. Наши меценаты — Ивета и Тамаз Манашеровы — люди, ставшие за эти годы моими близкими друзьями, они прекрасно разбираются в области музыкальной культуры. Конечно, средства не безграничны, но все же я могу его назвать независимым в сравнении с фестивалями, которые проходят на бюджетные средства.

— Накануне первого фестиваля ты говорил: «Каждый фестиваль следовало бы посвящать разным выдающимся музыкантам прошлого — Ростроповича знают все, а Григория Пятигорского или Даниила Шафрана уже начинают забывать». Концерт памяти Даниила Шафрана два года назад все же состоялся, планируются ли посвящения другим мастерам?

— К сожалению, не все наши творческие задумки пока удается воплотить. Я рад тому, что нам удалось сделать концерт-посвящение Даниилу Борисовичу, мне это казалось важным. Мне довелось тогда сыграть на его инструменте, и когда мы вспомнили о его 90-летии, оказались чуть ли не единственными, кто это сделал. К великому сожалению. Я согласен с тем, что эту традицию надо продолжать, вспоминать великих мастеров — наша обязанность. В этом направлении надо больше работать, это очень важно. И жаль, что, кроме концерта памяти Шафрана, у нас таких посвящений пока больше не было.

— Мне кажется, их необходимо делать: скажем, участник одного из фестивалей VivaCello Миша Майский учился и у Мстислава Ростроповича, и у Григория Пятигорского. О каждом из них он говорит как о близком, живом для него человеке, но Пятигорского сегодня помнят уже гораздо хуже, чем Ростроповича.

— Насчет Пятигорского это понятно хотя бы потому, что он много лет жил в Америке и был существенно старше и Ростроповича, и Шафрана. А Шафран жил и работал всегда в России, но его забывают и здесь, к сожалению. Хотя записей его известно очень много. Но концертов и фестивалей его памяти, как в случае с Ростроповичем, не проводится. Что уж говорить о Пятигорском… Кстати, в Лос-Анджелесе в его честь проходит крупный виолончельный фестиваль, с мастер-курсами, камерными и симфоническими концертами. У нас подобного пока нет, хотя, казалось бы, кому, как не нам, этим заняться. И я об этом помню. Мы по-прежнему идем с виолончелью по жизни, с благодарностью вспоминая мастеров прошлого и открывая новые имена.

— Концерт памяти Шафрана отличался и особенно интересной программой: помимо Чайковского, в ней были представлены три композитора нового времени — Франк Мартен, Гия Канчели и Джованни Соллима с новым сочинением. Для многих слушателей все они объединены условным понятием «современная музыка», которую публика будто бы не очень любит, тем не менее зал был переполнен. И хотя долгий концерт закончился около 22.00, слушатели требовали бис. Было ли это для тебя неожиданностью?

— Неполный зал меня огорчает, а полный — радует, и чем дальше, тем больше у нас своей публики. Она знает, что на фестивале VivaCello нет «проходных» концертов. В тот вечер играли замечательные солисты: Давид Герингас, Александр Рудин, Джованни Соллима — эти имена говорят сами за себя, и уже не так важно, что именно эти музыканты играют. Я рад, что эффект был такой, и, если помните, когда Соллима закончил, в зале было буквально столпотворение, люди реагировали бурно, как на стадионе. В нынешнем году на открытии, помимо Сен-Санса и Вивальди, будут звучать Канчели и Шнитке. Уверен, это никого не отпугнет, состав участников концерта-открытия очень сильный и разнообразный. На сцене будет восемь солистов, поскольку запланированы четыре концерта для скрипки и виолончели с оркестром, а на закрытии — мировая премьера. И мы рассчитываем на аншлаг опять.

— Нет ли у вас ощущения, что фестиваль существует отчасти вопреки общей политической и культурной ситуации? Среди ваших коллег все больше разговоров о том, как трудно устроить концерт, продать билеты, оповестить и, главное, завлечь публику.

— Конечно, все эти трудности испытываем и мы. Но, если находишь группу единомышленников, которые смотрят с тобой в одну и ту же сторону, открываются новые возможности. Лучший тому пример — фестиваль камерной музыки «Возвращение», недавно номинированный на премию Ассоциации музыкальных критиков как событие года. «Возвращение» действительно существует вопреки всему, причем уже девятнадцатый год! Это не шутка, и для меня «Возвращение» — пример для подражания. С людьми, которые делают этот фестиваль, я общаюсь практически всю жизнь и на их примере могу сказать, что нет ничего невозможного. Если сидеть и жаловаться на то, как все трудно, ничего не получится. А если прилагать усилия — все возможно. Люди хотят слушать хорошую музыку, а музыканты хотят ее играть. Остается приложить усилия к их объединению.

Илья Овчинников
www.gazeta.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору