Секреты от Натальи Улановой: как сделать из провинции культурную столицу
Делать интервью с Натальей Улановой просто и сложно одновременно. Просто — потому что Наташа общается с любым человеком искренне и как-то по-родному. Сложно — потому что в Бурятии не так много людей, о которых можно с уверенностью сказать, что он (или она) внес действительно какой-то реальный вклад в развитие своего города, республики — малой родины. И именно поэтому такие люди бесценны.
Провинция проснуласьНаталья всегда была личностью обсуждаемой и интересной. Но ее приход в филармонию в качестве художественного руководителя можно назвать настоящим чудом. Она сумела сделать так, что в некогда несправедливо забытом народом культурном учреждении снова закипела настоящая жизнь. Как и в провинциальном городке. В Улан-Удэ начали приезжать музыкальные таланты мирового масштаба, а в залах — собираться публика самого разного контингента. Для каждого из зрителей новый худрук находил что предложить. Поэтому проект за проектом Натальи Улановой производили эффект разорвавшейся бомбы.
Перечислять все, что придумала и над чем работала Наташа с начала работы в качестве худрука в 2013 году, можно долго. Она блестяще продолжила традиции проведения Байкальского рождественского фестиваля, создала проект камерной музыки Pizzikato, организовала проект «Классика на Байкале. Музыка без границ», проект «Осень. Джаз. Вино», всеми полюбившийся проект «Музыка кино» (который в Бурятии прошел пять раз), проект «Видео рядом» и, конечно, грандиозный международный проект — «Голос кочевников».
Кроме того, каждый концерт, организованный под крылом Натальи и ее помощников, тоже можно назвать отдельным проектом. Бурятию порадовали своим талантом такие мэтры музыки, как Владимир Теодорович Спиваков, который посетил филармонию дважды, Юрий Башмет, Борис Гребенщиков, Андрей Коробейников, Дэвид Браун, «ДахаБраха» и многие другие. Приезд таких людей, без сомнения, превращает Улан-Удэ из маленького провинциального городка в настоящую культурную столицу. Конечно, не забывали филармонисты и о местных талантах.
Худрук — все равно что парфюмерПри этом, по словам Натальи, ее главная цель — не постоянные аншлаги, а воспитание музыкального вкуса публики. Поэтому порой в качестве приглашенных гостей были и не очень «раскрученные», хотя и имеющие своего зрителя звезды. К примеру, приезд молодежной группы «СПБЧ» стал приятным подарком для продвинутой молодежи города.
Не собирают полных залов и концерты новой академической музыки современных авторов. Однако 1–2 раза в год такие концерты в филармонии организовываются.
Труд худрука Наталья сравнивает с работой парфюмера или шеф-повара.
— Оттенки вкусов или ароматов должны быть самыми разными. Допустим, тот же кулинар не может кормить всегда одним и тем же. В какой-то день ты полакомишься ананасом и манго, а в другой — еще какими-то фруктами или блюдами. Специи, ингредиенты могут быть разными, самое главное — чтобы еда была вкусной. Это развивает у человека вкусовую палитру, — объясняет Наталья Уланова.
Именно этот принцип «вкусности», или высокого качества того, что зритель увидит и услышит со сцены, — главное правило филармонии. Наталья очень бережно относится к любому зрителю, даже случайно забредшему сюда впервые. Поэтому команда филармонии тщательно работает над организацией каждого мероприятия: начиная от пригласительных билетов и рекламных кампаний, до атмосферы в зале и, конечно, всего того, что происходит на сцене.
— Самое главное — качество. Если происходящее на сцене скучно и не интересно, то в следующий раз зритель вряд ли вернется к тебе. У нас задача такая — даже если человек пришел к нам впервые, его должно что-то «зацепить», чтобы он пришел еще раз, — говорит Наталья.
Подборка и смешивание «блюд» филармонии, как оказалось, привели к удивительному результату. Вкусы, диапазоны интересов у людей действительно меняются и расширяются.
— Та аудитория, которая приходит на «Голос кочевников», плавно перетекает в залы, где звучат концерты симфонического оркестра. А те зрители, которые к нам пришли, например на «СПБЧ», возвращаются к нам, чтобы послушать альтиста Владимира Ткаченко. И вдруг становятся его самыми преданными поклонниками, — приводит примеры худрук.
Путь революционера У Натальи Улановой есть еще один секрет — заранее чувствовать и определять будущих мегазвезд только в начале их творческой карьеры. Таких случаев в практике Натальи уже было немало. Наверное, поиск и помощь талантливым звездочкам можно считать еще одной целью жизни этого удивительного человека.
Еще в начале своего пути Наталья Уланова призналась, что она воспринимает свою работу как миссию. Тогда некоторые сомневались в том, что грандиозные планы нового молодого худрука претворятся в жизнь. Хотя бы в силу особого консервативного и пассивного менталитета населения нашего города и республики. Сегодня уже очевидно: «процесс пошел».
Для того чтобы создать условия для развития музыкального искусства, чтобы разбудить город и республику, нужен был революционер. Человек, который всегда на шаг впереди в своей сфере деятельности, который ратует за свое дело так рьяно, словно от этого зависит его жизнь. И, наконец, который просто-напросто обожает свое дело.
— Наверное, вы правы, я революционер и первопроходец. Не иду простыми, проверенными путями. Постоянно ищу что-то новое. Это сложно. Но очень интересно. Моя цель — открывать новые пространства, новые вида искусства для людей, — уверена наша собеседница.
Однако у такого непростого революционного пути есть и свои подводные камни. Тринадцатилетняя дочка Полина и муж редко видят маму дома. Днем Наталья организовывает концерты, вечером контролирует их проведение. На личную жизнь, семью катастрофически не хватает времени. Но семья — надежный тыл «революционера», родные во всем поддерживают Наталью.
Посему у обаятельного худрука филармонии есть возможность круглосуточно творить. Круглосуточно — потому что надо всегда быть в курсе всего, что происходит в культурной жизни.
— Работа любого художественного руководителя связана с тем, что ты постоянно что-то создаешь, что-то придумываешь. А потом отдаешь. То есть ты постоянно должен рожать. Мысли, идеи, проекты. Поэтому у меня нет такого, что в 9 пришел на работу, а в 7 ушел и забыл обо всем. Я все равно в постоянном потоке информации. Просто если ты что-то серьезное делаешь, то должен знать хотя бы немного больше, чем те люди, которые к тебе приходят. Чтобы было что отдавать им. То есть энергетический обмен должен происходить. Это тот вихрь жизни филармонии, без которого ее не будет.
«Это как страшный сон»Наталья не только все свое время, но и нередко личные средства вкладывает в общее дело, считая это обыденным явлением.
Поэтому недавняя информация о том, что Наталья Уланова обвиняется в мошенничестве, да еще и хищении денежных средств, стала для всей Бурятии неожиданностью. Оказалось, что уже долгое время Наталье приходится судиться по одному очень старому делу. Недавно суд вынес приговор — виновна.
Речь идет о том периоде времени, когда Уланова совмещала должности директора и худрука филармонии. Тогда и был подписан документ, с которого все и началось. Если вкратце — грант, который был выделен на проведение выставки «Город дарханов» в Этнографическом музее, пошел на нужды сразу нескольких организаций. В том числе и филармонии. Есть доказательства и документы, подтверждающие то, что все средства, вплоть до копейки, поступившие в бухгалтерию учреждения, были использованы на организацию концертов, нужды филармонии. С этим фактом никто в судах и не спорил.
До последнего момента Наталья была уверена, что в этом деле разберутся, и справедливость восторжествует. Как можно считать преступником и вором того, кто ничего не брал, и это доказано? Но вышло иначе. Недавно Наталья услышала в свой адрес самые страшные слова в своей жизни: мошенничество, хищение средств.
Совместно с министром культуры республики была организована пресс-конференция, где Наталья заявила о своей невиновности. Но в интервью «Номер один» Наталья Уланова даже не пытается изобразить, что все происходящее для нее ничего не значит. Она признается, что ей очень больно и обидно.
— Многие мне говорят, что это урок или испытание, посланное свыше. Но это слишком жестокий и несправедливый урок. Я не знаю, как я смогу дальше жить и работать. Это как страшный сон. Конечно, моя совесть чиста: перед собой, перед Богом и людьми. Мне нечего стесняться. Конечно, я буду продолжать работать. Но мне сейчас очень тяжело и больно. За то, что всей душой и сердцем отдавала себя, в итоге получила вот это. Это несправедливо, — говорит Наталья.
Обратный эффектСтоит ли кто-то за этим делом, заинтересованный в потере имиджа Улановой или преследующий какие-то иные цели, — решать не нам. Но налицо удивительный парадокс. В СМИ лакомый кусок информации об еще одном «воре-чиновнике» расхватали лишь единицы. Остальные ответили на новость гулкой тишиной. Поверить в то, что Наталья Уланова оказалась преступницей, никто не может.
Более того, ежедневно Наталья получает тысячи звонков и сообщений со всей страны. Все как один не верят в виновность худрука и всячески поддерживают Наталью. Есть и те, кто готов идти ради нее на баррикады, организовывать митинги и революции. Наталья признается — читая такие сообщения, она не может сдержать слез.
Такое единодушие и сверхдоверие редко встретишь в народе. И оно не может появиться на пустом месте. У Натальи Улановой всегда была и по сей день остается безупречная репутация. Да и роскошными особняками, «мерседесами» и заграничными банковскими счетами за время своей работы она так и не обзавелась:
— С детства и в семье, и в школе меня воспитывали так, как я сейчас и живу: не предавай, всегда будь честной, делай свое дело хорошо, помогай ближнему. Мы в такой атмосфере выросли. И я так по сей день живу. Мне кажется, если бы я когда-нибудь в своей жизни что-то сделала плохое, неправильное, то сразу всем об этом стало известно. Но поскольку ты изо дня в день стараешься быть хорошим человеком, то, наверное, поэтому у людей нет оснований усомниться в тебе даже на секунду.
Несмотря ни на что, Наталья Уланова продолжает свою творческую миссию. Сейчас она на съезде концертных организаций в Москве. По возвращении будет работа над проектом «Голос кочевников» и прочее. Новый сезон филармонии откроется с выступлений талантливого юного пианиста Димы Маслеева.
— Я бы хотела сказать огромное спасибо всем людям, кто меня поддерживает, верит мне, не дает мне упасть духом сейчас. Я поняла, что для меня самое главное в жизни. Главное, чтобы с тобой были любимые люди. Чтобы они были здоровы и счастливы. И хочется, чтобы вокруг было как можно больше улыбающихся людей. И если у меня получится сделать кого-то хотя бы на чуточку счастливее — это уже победа.
Василиса Шишкина, «Номер один».
gazeta-n1.ru
Комментарии
muzkarta, 26 июня 2016:
Уважаемая Наталья Владимировна! Бесспорно — фестивали с приезжими музыкантами красивы по форме и хороши по содержанию. Но хотелось бы узнать о музыкантах филармонии, какие замечательные идеи и какие средства были запущены на развитие собственных творческих сил Бурятской филармонии?
Года два назад в facebook интеллигентная дама из Улан-Удэ посетовала, что в Бурятской филармонии не дают играть местным музыкантам-исполнителям классической музыки. Поверить в их отсутствие невозможно. Об этом же свидетельствует и довольно активный, но скучный и поверхностный анонс на местных сайтах о грядущем концерте камерной музыки в формате "музыкальной гостиной": muzk.info с участием "лучших музыкантов Бурятии".
Однако на афишу этого концерта денег, видимо, не нашлось.
В конце 2014 года комментатор поинтересовался у ваших сотрудников (которые в то время активно размещали информацию о деятельности филармонии на нашем портале), есть ли какие-то планы по развитию именно штата исполнителей в самой филармонии: muzkarta.info - ребята ответили уклончиво, сославшись на инициативу по созданию сводного (!) оркестра.
Мы уже видели примеры "подъема" филармоний, построенного на том, что новый бодрый и позитивный руководитель умудряется под звучные имена столичных исполнителей извлечь из местного и всероссийского бюджета довольно большие суммы. Один из примеров — Сахалинская филармония и нашествие на бюджет Сахалинской области Александра Журило: muzkarta.info — почитайте, вы не находите, что стиль "достижений" одинаковый?
Что из себя представляет Сахалинская филармония: sakhalinskaya-filarmoniya.muzkarta.info — много ли там музыкантов? Почему деньги, которые потоком готовы литься в карманы столичных исполнителей через руки определенных руководителей, никак не найдут места в бюджете самих филармоний и в карманах своих музыкантов?