Выставка портретов пианиста Святослава Рихтера проходит в его мемориальной квартире на Большой Бронной в Москве. Экспозиция открылась в рамках Международного музыкального фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера».
Если бы пианист, 100-летие которого отмечается в этом году, вдруг воскрес, вошёл в собственную квартиру и увидел на портретах самого себя, он бы страшно возмутился. Пианист ненавидел, когда его снимали или рисовали во время концертов. Рихтер считал, что, когда он играет, «на лице отражена мучительная работа».
На выставке представлены портреты 1940–2000-х годов. Реалистические и авангардные. Выполненные как мэтрами, так и молодыми художниками.
Большая часть авторов, писавших Рихтера, пыталась передать его внутреннее «я». У Роберта Фалька пианист получился романтичным. Благо такому настроению способствовала обстановка в доме музыканта, где выставлены его собственные пастели, ведь Рихтер не только любил живопись, но и сам был художником. Анна Трояновская изобразила своего закадычного друга, наоборот, светским львом. Пётр Дик увидел Рихтера аскетичным философом, сидящим за роялем. А Яков Левинштейн подарил ему грустный и удивлённый образ в бабочке.
Кроме того, тема «Декабрьских вечеров», которые придумал сам Рихтер вместе с бывшем в ту пору директором ГМИИ им. Пушкина Ириной Антоновой, нашла отражение в рисунках и акварелях из коллекций Пушкинского и других музеев и частных собраний.
«Я видела его радостным и необыкновенно грустным, просветлённо возвышенным, а иногда удручающе несправедливым, ликующим и гневным… Но только во всём был другой, нездешний масштаб, нездешняя свобода и сила изъявления, нездешняя глубина проникновения в самую суть», — так описывает Рихтера Ирина Антонова.
Сами же «Декабрьские вечера», 35-е по счёту, проводятся как в мемориальной квартире пианиста, так и в Пушкинском музее. В этом году «Вечера» открылись выступлением камерного ансамбля «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета и при участии его дочери — пианистки Ксении. Они сыграли произведения Бриттена, Стравинского, Шёнберга. Музыканты «Эмерсон-квартета» из США, обладатели девяти премий «Грэмми», вспомнили о Бетховене, Бартоке и Шостаковиче. А сын Александра Солженицына, Игнат, ставший известным дирижёром и пианистом, порадовал слушателей, сыграв Бетховена и Брамса. Ну, а среди чтецов отличилась актриса Алла Демидова, которая с необыкновенным чувством, так, как умеет только она, прочла стихотворения Пастернака и Бродского.
Выставка будет открыта до 1 февраля.
Константин Ивашин
www.gudok.ru