Момент истины самарского оркестра

Добавлено 24 ноября 2014 muzkarta

Александр Гиндин (фортепиано), Московская академическая филармония, Самарская филармония, Концертный зал имени Чайковского

Наши музыканты выступили в столичном Зале имени Чайковского

Успех симфонического коллектива нашей филармонии превзошел все ожидания

На днях академический симфонический оркестр Самарской филармонии совершил гастрольную поездку в Москву. Коллектив выступил на одной из лучших концертных площадок столицы — в Зале имени Чайковского. В кои-то веки на гастроли местного коллектива был приглашен пишущий о культуре самарский журналист. Этот материал написан под живым впечатлением от гастролей.

В академической компании

Московские гастроли оркестра были посвящены приближающемуся 75-летнему юбилею Самарской филармонии и самого коллектива. Выступление оркестра прошло в рамках столичного филармонического абонемента сезона 2014 — 2015 годов «Симфонические шлягеры».
Шлягеры, или особо популярные у слушателей произведения, — это не только, как принято считать, легкие песенки и танцевальные мелодии. Этп категория включает огромный пласт классических и современных музыкальных шедевров разных жанров, которые испокон века исполняли в своих концертах самые выдающиеся инструменталисты и коллективы.
Именно такова программа абонемента «Симфонические шлягеры», участниками которого, наряду с самарским оркестром, являются выдающиеся академические столичные коллективы: симфонический оркестр Московской филармонии, дирижер Юрий Симонов, симфоническая капелла России, дирижер Валерий Полянский, и симфонический оркестр под управлением Павла Когана. Компания — что надо. Да и фамилии авторов исполняемых произведений заставляют снять шляпу: Глинка, Чайковский, Глазунов, Прокофьев, Хачатурян, Берлиоз, Лист, Сибелиус — всех не перечесть.

Тринадцать лет спустя

В субботний вечер 15 ноября «Чайковский» оказался заполненным под завязку. Свободных мест не было даже на подпирающей потолок галерее, опоясывающей зал. Публика — типичная московская интеллигенция — люди, знающие толк в музыке, которые слышали все и вся и которых трудно чем-либо удивить, а тем более — обвести вокруг пальца.
Между тем со времени последнего выступления в столице имеющего немало поклонников в родных пенатах самарского оркестра минуло…13 (!) лет. Так что этот концерт для многих музыкантов являлся по существу ответственной московской премьерой.

В мажорном ключе

Уже на предшествовавшей концерту репетиции стало ясно, что вечернее выступление станет знаковым для нашего оркестра. Не мог вспомнить столь объемное и яркое по тембру, легко и свободно заполняющее огромное пространство зала звучания всех групп его инструментов.

И действительно, концерт подарил не всегда свойственные нашему коллективу исполнительские откровения, которые даже искушенные московские слушатели оценили по достоинству. Великолепная акустика столичного зала сделала чудеса: куда подевалось ставшее привычным для самарского стационара напряженное и тусклое звучание инструментов — оно наполнилось воздухом и словно парило в пространстве. Постепенно преобразились и музыканты, в их манере появилась раскованность, особый внутренний подъем.

Программу открыла прозвучавшая в интерпретации маэстро Щербакова как эмоциональный порыв ранняя симфоническая миниатюра Александра Скрябина — поэма «Мечты» со ставшими впоследствии типичными для композитора острыми гармониями и экспрессивными эмоциональными взлетами.

И еще одно раннее произведение русского гения — Первый фортепианный концерт Сергея Рахманинова. Выбранная Александром Гиндиным первая — юношеская редакция этого незаслуженно остающегося в тени концерта стала для многих слушателей его новым открытием. Наполненная ароматом надежды и светлых предчувствий музыка концерта с блистательно исполненной Гиндиным в безупречном ансамбле с дирижером и оркестром фортепианной партией у автора этих строк вызвала ассоциации с приподнятой атмосферой солнечных мелодий Исаака Дунаевского и Александры Пахмутовой.

Терпкий аромат Востока

Концерт с прекрасно подобранной программой шел по нарастающей. Прозвучавшая во втором отделении симфоническая поэма Николая Римского-Корсакова «Шехерезада» как нельзя лучше вписалась в праздничную атмосферу вечера. Терпкие гармонии, живописующие сказочные сюжеты таинственного Востока, томно-страстные, обволакивающие пассажи солирующей скрипки во вдохновенном исполнении Ирины Смоляковой и, наконец, бурные всплески эмоций в кульминациях — от всего этого буквально захватывало дух. Публика, наградившая музыкантов овацией, не собиралась их отпускать, да и они сами готовы были играть и играть. Последовала череда совершенно блестяще исполненных на бис, мгновенно узнаваемых и неизменно встречаемых аплодисментами классических шлягеров: Пятый и Шестой венгерские танцы Брамса и, наконец, искрометный русский танец Чайковского.

Успех самарского филармонического оркестра в столице превзошел все ожидания. Концерт превратился в столь желанное, но редко достижимое эмоциональное единение артистов и слушателей. А для самарских музыкантов он несомненно стал подлинным моментом истины и артистического счастья.

КОММЕНТАРИИ

Александр Чайковский, композитор, художественный руководитель Московской государственной академической филармонии, профессор, народный артист России:

«Я очень рад, что сегодня в Москве у академического симфонического оркестра Самарской филармонии был такой большой успех. Чересчур долго — целых 13 лет коллектив не приезжал в столицу. Таких перерывов делать нельзя. За это время сменилось два поколения слушателей, и столичная публика забыла, что из себя представляет этот оркестр, да и существует ли он вообще. Концерт в Зале имени Чайковского был по-настоящему хорошим. Вся программа исполнена очень достойно, хотя у оркестра, конечно, есть проблемы: какие-то духовые инструменты сыграли более, какие-то — менее удачно. Но в целом все музыканты играли чисто, аккуратно, и это очень важно.

Концерт стал свидетельством того, что у самарского оркестра большой потенциал. Но этому потенциалу нужно помочь раскрыться. Главное заключается в том, что нужно срочно решать проблему акустики в зале Самарской филармонии — основной площадки оркестра. В столичном Зале имени Чайковского для этого потребовалось несколько лет напряженной работы с привлечением зарубежных специалистов. Зато результат превзошел все ожидания. Сегодня акустика Зала имени Чайковского, пожалуй, даже лучше, чем Большого зала консерватории. И многие знаменитые оркестры предпочитают играть именно в нем. Решение подобной задачи вполне реально и в Самаре.

По ходу концерта самарский оркестр постепенно приноровился к акустике зала и технологически стал играть иначе — красивым звуком, без того напряжения, которое осталось у меня в памяти от его игры на стационаре. Звучание оркестра ощутимо улучшилось уже во втором отделении концерта, тем более, что маэстро Щербаков своей неуемной энергией сумел „завести“ не только музыкантов, но и зал. Если же оркестру предоставить возможность поиграть в таких условиях определенное время, он будет неузнаваем. Надеюсь, что московский концерт явится для этого своеобразным стартом».

Ольга Петрова, кандидат искусствоведения, профессор Московского университета культуры и искусств:

«Концерт самарского оркестра подарил незабываемые впечатления. Меня особенно порадовало, что в нашей провинции есть такой замечательный коллектив и что им руководит такой интересный, эмоциональный дирижер. Михаил Щербаков прекрасно взаимодействует с коллективом, он действительно вдохновляет музыкантов и ведет их за собой, а они, в свою очередь, отвечают ему полным взаимопониманием. Первый фортепианный концерт Рахманинова, в котором солировал Александр Гиндин, был исполнен на одном дыхании. Мне открылись новые грани сочинения, а это очень интересно и значительно. Совершенно потрясающе, с массой оттенков и тонких нюансов прозвучала симфоническая поэма Римского-Корсакова „Шехерезада“ — произведение, которое я особенно люблю. Замечательно играла солистка-скрипачка Ирина Смолякова. И конечно, блистательные бисы, которые буквально взорвали публику. Испытываю чувство гордости за нашу русскую провинциальную культуру. Непременно поделюсь своими впечатлениями с коллегами и буду ждать следующее выступление самарского оркестра в Москве, которому хочу пожелать новых творческих достижений».

Там Хок Чиу (Китай), аспирант Московского государственного университета:

«Я занимаюсь историей, но меня очень интересует музыка. Люблю произведения русских композиторов, особенно Чайковского, Рахманинова, Прокофьева. Рад, что посетил этот прекрасный концерт и услышал такой замечательный оркестр. Прозвучавшая редакция Первого фортепианного концерта Рахманинова — это его подлинная музыка. Я предпочитаю именно эту редакцию, много раз слушал ее в записи и вот сегодня, наконец, услышал в живом исполнении. У меня есть и записи „Шехерезады“ Римского-Корсакова в исполнении оркестра под управлением Светланова. Как замечательно написано русским композитором это сочинение, в котором передана атмосфера Востока. У меня не хватает слов, чтобы выразить восхищение концертом, музыкантами самарского оркестра, солистами и блестящим маэстро».

Александр Гиндин, заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов, пианист, солист Московской филармонии:

«В Москве чрезвычайно насыщенная концертная жизнь, постоянно происходит много чего интересного. Но и концерт оркестра Самарской филармонии, не последнего в табели о рангах среди российских коллективов, для столицы — большое событие. Это серьезная культурная акция, своеобразная проверка на прочность и для самого коллектива, и для организаторов гастролей. Это еще и хороший „звоночек“, свидетельство того, что российская культура представляет собой единое целое: не одним же только московским коллективам играть на столичных подмостках.

Лично для меня эти гастроли — еще одна замечательная возможность сыграть с самарским оркестром в Москве. Это вдвойне приятно, так как Самара для меня город особенный: в нем я впервые в жизни играл с оркестром. Это было в начале 1990-х годов на музыкальном фестивале „Молодые звезды XXI века“. С тех пор у нас в стране многое изменилось, но между той первой и нынешней встречей у нас с самарским оркестром была большая совместная творческая жизнь. Я много раз приезжал в Самару, привозил разные программы, которые были мне интересны, и всегда встречал понимание и поддержку в филармонии, что для артиста очень важно. В Самаре всегда играю с большой радостью и самыми теплыми человеческими чувствами. В городе у меня много близких, проверенных временем друзей. Всех музыкантов оркестра знаю в лицо, как своих. Это нельзя подменить ничем. Человеческие контакты, которые создаются годами, дороже всяких денег. Думаю, они будут продолжаться и в будущем».

Валерий ИВАНОВ
№ 172 (6840) от 21.11.14
samarskieizvestia.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору