Фото: Ольга Карпова
16 февраля в Камерном зале Московского Дома музыки Михаил Альперин, Сергей Старостин и Аркадий Шилклопер вновь запрягут в одну музыкальную телегу коня и трепетную лань — академическую музыку, джазовую импровизацию и этнику. Известное всему миру Moscow Art Trio даст концерт по случаю своего 25-летия. «Российская газета» побеседовала с Аркадием Шилклопером, одним из участников легендарного трио.
— В истории Moscow Art Trio был момент, когда вы хотели разойтись. Но, к счастью, не разошлись и вот дожили до юбилея.— Это произошло в Испании. Мы тогда разошлись по разным углам: я жил в Германии, Миша — в Норвегии, а Сережа остался в России. Сложнее стало встречаться, но главное — это ощущение, что все уже сделано, и дальше мы будем ходить по собственным следам. Проект состоялся, остались альбомы и записи концертов, последователи, продолжавшие поиски в том же направлении, которое Миша очень точно назвал «воображаемым фольклором». Moscow Art Trio доказало, что в одном коллективе могут прекрасно сосуществовать люди, исповедующие разную музыкальную веру — академическая музыка, джаз и фолк. И вот мы тогда собрались — кстати, в китайском ресторане, — чтобы сказать друг другу «спасибо» и разойтись. Миша на время остался в Испании, стал сочинять музыку для другого проекта и понял, что это идеально подходит для нашего трио. Так полгода спустя мы воссоединились, записали альбом Once Upon A Time с норвежской певицей, и история Moscow Art Trio продолжилась. Многие вещи были сделаны именно после несостоявшегося расставания.
— Размер аудитории имеет для вас принципиальное значение?— В 1998 году мы играли в городе Метц (Франция) в клубе, где собралось всего три зрителя. Промоутер упустил из виду, что в тот день была годовщина вторжения гитлеровской Германии во Францию, когда французы увеселительные мероприятия игнорируют. В зале присутствовал бельгиец (он был потом на другом нашем выступлении — и вспоминал тот концерт), голландец и еще один «нефранцуз». Сам организатор подошел уже ближе к финалу. Напоил, накормил, заплатил, несмотря на мизерную аудиторию. Но мы играли так, будто в зале человек сто. Для нас это не проблема. Мы кайфуем, прежде всего, от музыкального общения друг с другом: зрители это чувствуют и тоже радуются.
— Это, как вы сказали, минимум. А по максимуму есть ограничения?— Мы играли в больших залах и на опенэйрах, где было 4–5 тысяч зрителей. Это, пожалуй, перебор. Поэтому мы отказались от Светлановского зала ММДМ на 1700 мест. Камерный зал в том же Доме музыки, где мы будем отмечать свой юбилей, — идеальный вариант. Ведь Moscow Art Trio — это действительно камерный состав! В нашей музыке нет пафоса и патетики. Мы рассказываем свои истории и небылицы, фантазируем. Сережа Старостин придумал для этого хорошее слово — «дудачим».
— Бывает, что публика довольна концертом, а вы — нет?— У нас случались провальные концерты. Может быть, десять, а может, и больше. В 1991 году — во время путча — поехали на фестиваль Red Sea в Эйлате. Нас поселили в шикарном отеле. Никогда в жизни, ни до, ни после, не видел я такого количества еды. Буквально горы фруктов, овощей, сыров, мяса. У нас в стране тогда время было тяжелое, голодное. И мы наелись! А лето, жара… Потому и концерты начинались в 12 ночи. Мы поели часов в 8. Но переварить все это не успели. И перед выступлением не чувствуем энергии, завода. Состояние как у волка из знаменитого мультфильма: «Ща спою!» По нашим ощущениям, мы сыграли один из худших концертов. На следующий день еще выступление. Мы вообще ничего не ели: Миша проследил. Сыграли лучше, но организаторы-то записали первый концерт. Он до сих пор есть в архивах радио в Израиле. Одна наша знакомая оттуда говорит, что очень любит эту запись, у которой много поклонников и среди слушателей, и часто ставит ее в эфир. А я до сих пор это слушать не могу (смеется).
— Не возникало идей «визуализировать» выступления трио?— У нас не возникало. Но у одного нашего друга, фана Moscow Art Trio, балетмейстера (к сожалению, уже покойного), была собственная студия. И он с ребятами ставил спектакли на нашу музыку. Я видел: понравилось. Не знаю, сохранились ли записи. У друга была также идея, чтобы мы вживую играли, а его ребятки танцевали, но не сложилось…
— С программой юбилейного вечера определились?— Пока еще не обсуждали его драматургию. Конечно, будут ранние вещи, с которых мы когда-то начинали. Но в основном — композиции последних лет: их проще восстановить. Они глубже и взрослее: ведь мы стали старше, что ернически отражено в придуманном Сережей Старостиным названии одного нашего позднего альбома — Instead Of Making Children (смеется). Есть идея сделать флэшку в виде треугольной пирамиды, куда войдут все наши диски и видеоматериалы, включая не издававшиеся гастрольные съемки. Надеемся к юбилею успеть.
— Заключительный вопрос напрашивается сам собой: а что дальше?— История Moscow Art Trio не завершена. Конечно, в последние годы мы меньше стали играть вместе, но желание работать дальше есть. В Португалии летом намечаются два концерта. Правда, наш менеджер считает, что время проекта прошло: везде уже были, везде нас знают. Насчет «знают» — действительно так. Когда я выступаю с другими музыкантами, зрители нередко подходят после концерта и вспоминают про Moscow Art Trio: приятно! Но трио не музейный экспонат, и для зрителей, которые впервые приходят на наши выступления, это музыка сегодняшнего дня. Да, у нас случаются повторы, есть любимые пьесы, которые играются почти на всех концертах. Но есть и постоянные эксперименты в разных направлениях. Поиск новых красок и работа композиторской мысли. И пока это есть, Moscow Art Trio живо.
www.rg.ru