Прославленный коллектив, созданный и возглавляемый Народным артистом СССР Владимиром Мининым, выступил совместно с Ульяновским государственным академическим симфоническим оркестром «Губернаторский» под управлением художественного руководителя и главного дирижера Ильи Дербилова.
Концерт прошел в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны» при поддержке Министерства культуры РФ.
В программе прозвучали два произведения Вольфганга Амадея Моцарта — окрашенный в светлые и лучезарные тона Мотет «Exsultate, jubilate» («Радуйтесь, ликуйте») и последнее сочинение композитора — трагичный «Реквием». Сольные партии исполнили почетный деятель культуры г. Москвы Евгения Сорокина (сопрано), Юлия Золотарева (сопрано), Елена Князева (меццо-сопрано), Игорь Вялых (тенор), Дмитрий Романько (бас). Вела концерт — заслуженный работник культуры Р Ф Лариса Куфтина. Органичный ансамбль хора, солистов и оркестра подчеркнул мастерство артистов и подарил ульяновским меломанам еще один вечер встречи с прекрасным миром классической музыки.
Перед концертом художественный руководитель и главный дирижер Московского государственного академического камерного хораВладимир Минин встретился с ульяновскими СМИ и рассказал о своем понимании музыки Моцарта, о предстоящем юбилее (в январе 2019 года ему исполнится 90 лет) и планах на следующий сезон.
Он отметил, что современное звучание «Реквиема» кардинально отличается от его первого исполнения в 1793 году в силу разных эстетических особенностей жизни общества и подхода к музыкальному искусству, разнице в инструментарии и мастерстве вокалистов.
«Искусство певцов тогда было более высокое, чем сейчас, как мне кажется. Раньше искусство вокала постигали с малых лет, поскольку его преподавали в школе, кроме того, церковь была активна, а в церковном хоре пели мальчики. „Реквием“ написан для детского и для мужского хоров, а не для женских голосов, так что, уже в этом самом посыле есть некая разница. Думаю, что вообще, музыка, которую заказывала высшая знать, в силу своих художественных достоинств, стала музыкой для концертных залов. В этом, конечно, заслуга автора в первую очередь. Потому что если бы не было этих нот, не было бы такого замечательного сочинения. А говоря о предназначении — это в средние века шла заупокойная служба, но сейчас шедевр должен звучать в концертном зале!», — прокомментировал Владимир Минин.
Впервые Хор Вдадимира Минина выступил в Ульяновске в 1988 году, представив шедевры русской духовной музыки XVI—XVIII вв.еков. Это выступление осталось в памяти ульяновских поклонников хоровой музыки и самого маэстро. В этот раз знаменитый хормейстер отметил прекрасную работу дирижера оркестра Ильи Дербилова и пожелал ему успехов. «Мое отношение к дирижеру Илье Николаевичу Дербилову — самое восторженное. Потому что не всегда на периферии (не желаю никого обидеть словом „периферия“) находятся такие дирижеры», — рассказал Минин.
Сам Илья Дербилов подчеркнул, что выступать с Московским государственным академическим камерным хором — большая честь для оркестра. «Владимир Николаевич Минин и мой учитель Владислав Александрович Чернушенко, руководитель академической капеллы Санкт-Петербурга, — это две величайшие фигуры, которые чрезвычайно значимы в нашем отечественном хоровом искусстве. К сожалению, достойных преемников этих выдающихся мастеров пока, наверное, нет, потому что хоровые традиции во многом, утрачиваются. Эти две фигуры продолжают нести те великие традиции, то истинное, вечное, что символизирует наше российское хоровое искусство. Ульяновский оркестр находится на стадии подъема, поэтому творческое сотрудничество с Московским камерным хором очень плодотворно для нашего коллектива. Мы надеемся, что слушатели оценили нашу работу», — отметил Илья Дербилов.
По словам кандидата искусствоведения Ирины Кривошеевой, в исполнении Реквиема солисты, хор и оркестр слились в единое музыкальное целое, объединённое вдохновенной волей дирижера. «Замечательно, что Илья Николаевич Дербилов, имеющий в своём творческом багаже опыт работы с хоровым коллективом, так хорошо чувствует вокальную музыку и свободно владеет сложными вокально-инструментальными партитурами. Мы очень благодарны Московскому камерному хору, благодаря которому ульяновские слушатели смогли соприкоснуться с возвышенной красотой музыки Моцарта», — сказала музыковед Ирина Кривошеева.
Напомним, следующий концерт фестиваля музыки «Осенние гастроли» состоится 4 ноября в Большом зале Ленинского мемориала. В программе, посвященной 120-летию американского джазового композитора Джорджа Гершвина, вместе Ульяновским симфоническим оркестром выступит известный джазовый пианист Валерий Гроховский (США). Дирижер — Илья Дербилов.
Ульяновская филармония