Открылся самый тонкий и смелый музыкальный фестиваль января
…Страна жаждет обновления, и так здорово, что именно в январе — как музыкальный символ чего-то по-настоящему нового и свежего — уже в 17-й раз проходит необычный фестиваль «Возвращение», кураторами которого выступают гобоист Дмитрий Булгаков и скрипач Роман Минц. По традиции в Москву съезжаются (и безвозмездно выступают!), по сути, лучшие солисты современности, чье карьерное становление часто проходило на Западе (отсюда — и название форума). Казалось бы, всего четыре концерта — но их музыкантский уровень и идейная смелость таковы, что критика по праву считает «Возвращение» — главным событием начинающегося года…
Причем, наличие премьеры — обязательное условие, и 6-го января, на открытии форума мы вкушали опус молодого композитора Алексея Курбатова, созданный специально для «Возвращения». Ведь без новой музыки просто скучно жить, без нее теряет смысл критика, не зарождается качественная новая публика… публика растет только на премьерах. Что до фестиваля-2014 в целом, — нас просвещает его идеолог и активный участник Дмитрий Булгаков: ведь каждая раз сама программа являет собой буквально произведение искусства…
— Взять, например, тематический концерт «В гостях у сказки», — начинает Дмитрий, — все наши темы рождаются из произведений, а не так, что мы ищем произведения под тему. В данном случае мы вдохновились концертом композитора Обера Лемелёна по сказке братьев Гримм для чтеца и инструментального ансамбля «Семь воронов», подумали — «а почему б не раскрыть, наконец, и сказочную тему?». Бросили клич — набралось много самой разной сказочной музыки — Метнер, Прокофьев, Стравинский, Яначек, Шнитке, Рыбников, запас опусов был большой, концерт получится пёстрым…
— А кто же выступит дирижером в «Семи воронах»?
— Это тоже сюрприз: за пульт встанет альтист Максим Рысанов (он вообще сейчас учится дирижировать, это отдельная страничка его биографии). Ну, а в качестве оркестра — традиционный ансамбль-октет нашего фестиваля (с моим участием). Музыка достаточно сложная; читать «Семь воронов» будет актриса Евгения Брик — очень волнуется… Ну, а в остальных сказках составы очень разные — и труба, и вокал; исполним, например, редкий опус Людвига Шпора «Лесной царь» для голоса, скрипки и фортепиано (петь будет меццо-сопрано Дарья Телятникова). Метнера (посвящение Золушке и Иванушке-дурачку) сыграет Вадим Холоденко, Прокофьева («Сказки старой бабушки») — Яков Кацнельсон (оба — пианисты, разумеется).
— Что ж, «Возвращение» всегда славилось смелыми экспериментами… Всего четыре концерта, но один другого интереснее.
— Они, в первую очередь, нам интересны. Ведь угодить всем не получится, таких целей и ставить нельзя. Если у нас возникают какие-то сомнения по поводу пусть даже сверстанного концерта — мы просто отказываемся от темы. Скажем, 12-го января мы даем российскую премьеру знаменитого сочинения Гайдна «Семь последних слов Христа на кресте» в новой версии для духового и струнного квинтетов композитора Юрия Каспарова. Но играем исключительно одно произведение, хотя, казалось бы, легко можно было б придумать тему «духовной музыки», и сделать из Гайдна/Каспарова одно отделение…
— Добрая половина мирового музыкального наследия подходит под категорию «духовной музыки»…
— Вот именно. Поэтому смешивать «Семь слов» с еще чем-то — было б дурным вкусом. Оставили опус в гордом одиночестве (идет примерно 75 минут), и это на «Возвращении» происходит впервые. Но он того стоит. Что касается формы опуса: первая версия Гайдна было написана для оркестра, но новаторская версия Каспарова сохраняет гайдновское звучание, опираясь на два квинтета, которые почти полностью воспроизводят собой оркестровую палитру… хотя играем без дирижера. Ради уточнения скажу, что первое исполнение было на нашем летнем фестивале в Эстонии (этакий филиал «Возвращения», существующий уже восемь лет). После премьеры Каспаров кое-что дорабатывал, усовершенствовал…
— Это прекрасно, когда музыка — изменяющаяся живая ткань…
— Вот-вот, мы как раз сейчас и репетируем эту обновленную версию, что требует большого терпения и внимательного отношения к тексту.
— Ну и пару слов скажем о восхитительной теме «Серенады», где прозвучат Моцарт, Глазунов, Пуленк…
— Жанр серенад обширный, предполагающий большое разнообразие музыкантских составов. Разумеется, сыграем величайший шедевр — Серенаду до минор Моцарта, причем, не самым распространенным составом — два гобоя, два кларнета, две валторны, два фагота. Лично для меня эта музыка очень многое значит, давно мечтал ее сыграть, это, поистине, моцартовская вершина. Ну и нельзя не упомянуть о знаменитой Серенаде Шёнберга для баритона, кларнета, бас-кларнета, гитары, мандолины, скрипки, альта и виолончели. Это монументальные полотна — и Моцарт идет почти полчаса, и Шёнберг полчаса… мы не всегда рискуем играть такие большие опусы, учитывая, что солисты приезжают в Москву всего на несколько дней, времени для репетиций мало. Но сейчас уж очень нам захотелось, — скажем, Серенада для струнных вам откроет совсем иного, юного Шёнберга… А чего стоит Серенада Губайдуллиной для гитары-соло? Красивейший концерт!
— Ну и напоследок о музыкантах — каждый раз в вашей афише новые имена…
— У «Возвращения» своя магия — всегда примерно одно количество участников. Около 40 человек. Хотя специально мы ничего не высчитываем, лимита нет. Очевидно, есть некое критическое количество людей, которые могут достойно уместиться всего в четырех концертах. Наш фестивальный костяк мы сохраняем — это Рысанов, Кристина Блаумане, Кацнельсон, Кобрин и множество других, играющих с нами по 15–16 лет. Никто из тех, кто стоял у истоков, не потерял энтузиазма, все живы-здоровы. И это безумно радует. Глаза горят, буквально сейчас слышу просьбы, задумки уже о форуме 2015 года. А новых исполнителей мы тоже постоянно притягиваем, это важно. Кстати, отмечу, что все выступают без гонораров. Это наша финансовая реальность. Но если б даже — чего пока нет — мы деньги платили, то поставили б одно жесткое условие — все получают равную сумму. Потому что дух равенства лежит в основе «Возрождения». И разница в гонорарах по отношению к дорогим друзьям невозможна. Увы, платить достойные деньги мы не в состоянии, серьезной финансовой поддержки у нас никогда не было, хотя фестиваль проводится уже в 17 раз.
Остается лишь напомнить, что все концерты традиционно проходят в Малом зале Московской консерватории. Закрытие — 12 января.
материал: Ян Смирницкий
http://www.mk.ru