muzkarta.ru | музкарта.рф «Музыкальная карта»: академическая музыка Поддержать проект
Выберите регион, страну
Добавлено 31 марта 2014 muzkarta
Сопоставление этих имен в рамках одной серии концертов не случайно: в творческих устремлениях композиторов было немало общего, прежде всего, поиск соответствий между звуком, цветом и светом. Все позднее творчество Скрябина было отмечено поиском света в музыке. В партитуре «Прометея» – «Поэмы огня» он выписывает партию света. Звуки тритоновой «прометеевской» гармонии, соотносившиеся с высокими обертонами («Мне нужен был свет в музыке, мне нужна была лучезарная гармония, которая бы отображала идею света»), создавали ощущение присутствия в музыке Скрябина чего-то таинственного, непостижимого, космически-беспредельного.
Цветомузыкальные поиски Мессиана начались в 1920-е–1930-е годы и в 1960-х–1970-х годах оформились в последовательную систему, итоговым представлением которой стал изданный посмертно заключительный седьмой том «Трактата о ритме, цвете и орнитологии», содержащий таблицы всех цвето-звуковых аналогий композитора. Мессиан называл музыку, связанную с цветом и светом, «высшим родом музыки» и указал христианско-религиозные истоки своей цветомузыкальной программы на выступлении в Соборе Парижской Богоматери в 1977 году: «Прорыв к невидимому и невыразимому можно передать с помощью цветомузыки и свести к ощущению ослепляющего восхищения». Для достижения этого эффекта Мессиан обогащает свой музыкальный язык, стремясь сделать его как можно более ярким, сверкающим, раздвигая границы музыки посредством использования экзотических тембров волн Мартено, гамелана; полифонии птичьих голосов и т. д.
По словам композитора, «цветомузыка – что-то вроде радуги из звуков и цветов, которая исходит от Христа и распространяет свой отсвет – это тот свет, о котором говорят святой Иоанн (“И Свет во тьме светит, и тьма не объяла Его”) и Фома Аквинский (“Господь ослепляет нас избытком Истины”). И в Апокалипсисе: “Престол стоял на небе, и не престоле был Сидящий; сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису, и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду”». Драгоценным камням Невидимого Града Мессиан посвятил сочинение «Цвета Града Небесного», представив их в виде аккордов с определенным цветом, выписанном в партитуре. В симфонии «Турангалила» Мессиана – «сверкающая» трактовка фортепианного тембра, подобная скрябинскому «Прометею»; в опере «Святой Франциск Ассизский» – партия света и цвета.
Предстоящая серия концертов носит название «Музыка в цвете» (Music in Colour). В концертах прозвучат все три симфонии Скрябина и его симфонические поэмы – «Прометей» («Поэма огня») и «Поэма экстаза», и два ранних сочинения Мессиана – «Забытые приношения» (Les offrandes oubli?es, 1930 г.) и «Вознесение» (L’Ascension, 1933 г.), а также Второй фортепианный концерт Фредерика Шопена (солист – Даниил Трифонов) и Второй фортепианный концерт Ференца Листа (солист – Денис Мацуев; он также будет солировать в «Прометее» Скрябина). В исполнении Первой симфонии Скрябина будет занят Хор Лондонского симфонического оркестра и солисты Мариинского театра – меццо-сопрано Екатерина Сергеева и тенор Александр Тимченко.
Концерты пройдут в Лондоне (30 марта, 10 и 13&nbnsp;апреля), Брюсселе (1 апреля), Франкфурте (2 апреля), Дортмунде (3 апреля), Фрайбурге (4 апреля), Париже (5 и 6 апреля), Милане (7 апреля) и Турине (8 апреля).
Подробная информация на сайте Лондонского симфонического оркестра.
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal