Много ли вы знаете башкирских музыкантов, способных задавать правильные ориентиры нашему искусству? Талантливый скрипач и дирижер Рустэм Сулейманов — один из них. Но раз за разом он попадает под колеса бюрократической машины. Если кто-то сдается, отказываясь от своих убеждений, то наш герой не привык отступать. В специальном интервью для ProUfu.ru Рустэм Сулейманов рассказал, почему важно мыслить глобально, как повысить престиж культуры Башкирии и остановить утечку кадров.
— Вы известны своими резкими высказываниями в адрес чиновничьего аппарата РБ. Почему сейчас особенно нужна такая конструктивная критика?— Сейчас ситуация такова, что общество не видит целостной картины мира. У людей есть возможность знать все или многое, но они не берут эту информацию. Отсюда рождается сама концепция ключевых тем, которые нужно рассказать. К сожалению, многие СМИ не делают аналитику и любят писать с точки зрения доброжелательного повествования. Например, некоторые журналы и газеты по старой привычке пишут о культурных мероприятиях в стиле «Ах, как это было здорово!». Мы эти страницы, освещающие музыкально-театральные события, можем не открывать, потому что заранее понятно, что там будет. Поэтому мы, работники культуры, а не журналисты, вынуждены все разжевывать: объяснять, аргументировать и т. д.
Вы знаете, я сам тоже издаюсь иногда. Если раньше проходил какой-то фестиваль, то брал целый блок и анализировал: кто приехал, их недочеты, сколько стоило, какое будет будущее у музыки и т. д. В этом году мы вместе с моим другом композитором провели фестиваль «Башкорт-АРТстан», где исполнили музыку Башкортостана, Татарстана, произведения знаменитых композиторов нашей республики и западно-европейских авторов. Я с коллегами наконец-то сыграл квартет «На конец времени» Оливье Мессиана, который в Уфе не исполнялся, но об этом я мечтал многие годы.
На нескольких площадках шла выставка наших коллег — современных художников. Хоть кто-нибудь об этом написал?! Наши друзья: журналисты и блогеры — сходили на все концерты, прослушали разную великолепную музыку, но ни словом о фестивале не обмолвились. А крепкая аналитика нужна, ибо она будет корректировать работу всех, кто связан с искусством.
Фото: job.ptj.spb.ru
— Какие проблемы вы видите в нашей культуре?— В искусстве нашего региона есть одна большая проблема — это тотальное доминирование интересов чиновничьего слоя. Свободное пространство в Уфе кардинально необходимо, но пока его у нас практически нет. Когда мы слишком сильно начинаем заявлять о себе — говорить о свободе творчества, тогда от нас немного отстают и дают небольшое пространство побултыхаться. У них свои песочницы, у нас свои.
Два-три года назад хватка была такой жесткой, что иной раз нельзя было ничего сделать. Они следили за каждым: когда у тебя проходит хороший концерт, они отмалчивались, а когда была какая-то неудача, то затаптывали тут же. Музыкантам и живописцам ограничивали доступ к зрителю, выжимая из концертных залов и галерей. По сути, это запрет на профессию. Если в Европе человек получает такой запрет, то он просто переезжает в соседнюю страну, например из Бельгии во Францию, и продолжает заниматься своим делом. А у нас так сделать невозможно, потому что куда бы ты ни шел, за тобой потянется этот шлейф. Они будут звонить своим коллегам из других регионов, чтобы тебя полностью изолировали от работы.
— Но почему чиновники гнут такую неполиткорректную линию?— В Уфе есть очень хорошие специалисты в сфере искусства, имеющие свободный доступ к СМИ. И когда они начинают указывать на недостатки работы чиновничьего аппарата нашей сферы, то сразу становятся неугодными. Чиновники просто хотят, чтобы вместо нас на рынке были свои люди. А ты такой специалист — умный, колкий, знающий и острый, разбирающийся в искусстве лучше, чем они, им не нужен. Таких людей включают в черные списки. Формирование таких списков всегда происходит в Минкульте, а дальше они переходят к остальным ведомствам. Я был в этом списке три года. А попал туда после участия в передаче телеканала БСТ «Красная кнопка», где имел наглость высказываться о проблемах в сфере искусства Башкирии. И после сольного open-air концерта, на котором я исполнил серенады и ноктюрны на скрипочке девушкам на Революционной, 18. Только в этом году мне удалось выйти из этих списков. И все благодаря профессионализму или, как люблю говорить, благодаря моей скрипке. Сейчас я выступаю в Башгосфилармонии, преподаю в Уфимском училище искусств.
— А вы не боитесь после этого интервью снова попасть в черный список?— Думаю, больше такого не будет, ибо аппаратчики понимают, что мы на одной стороне. Мы корректируем их работу лучше любого общественного совета по культуре, лучше любой коллегии, лучше любых кураторов, замов и т. д. Власть полагает, что тоже хорошо разбирается в культуре и искусстве, они реально в это верят, только потом из-за нехватки времени и некомпетентности делают ошибки. Поэтому свободно мыслящие люди нужны, чтобы корректировать их деятельность. Я понимаю и принимаю, что задача чиновников всех контролировать: отстающих подтягивать, а сильных немного притормозить, чтобы все шли вровень, развивались равномерно.
— Вы говорите про какие-то сильные коллективы. Кто они?— У нас три ведущих коллектива: Ансамбль народного танца им. Ф. Гаскарова, Национальный симфонический оркестр РБ, Национальный молодежный театр им. М. Карима. С профессиональной точки зрения внутренняя работа коллективов заточена таким образом, что они выдают максимальную отдачу. Я не говорю, что остальные не хотят быть на их уровне, просто они не видят этой разницы.
Скажем, Башкирскому театру оперы и балета вообще наплевать, ставит он оперу или нет. Несколько лет назад у них был огромный репертуар — в неделю выдавали по три оперных спектакля и три балета. Работали шесть дней, в понедельник выходной. Они до сих пор по этому режиму работают, но количество оперных и балетных спектаклей сократилось в три раза. Появились новые жанры, которые раньше в театре были неприемлемы: оперетты, водевили, дешевенькие трагикомедии. Руководство — псевдо-профессионалы думают, что они работают в новых жанрах, но на самом деле они пришли к тупику. Они уничтожили «репертуарный театр», а взамен ничего не предложили. Часть спектаклей идет без оркестра, под фонограмму, новые нормальные спектакли давно не ставятся, декорации на складе сгнили.
В конце 2017 года театр представил «Царскую невесту» Римского-Корсакова. Да, действительно опера восстановлена, но она идет не из-за долгих качественных репетиций, а просто потому, что основная часть труппы знала этот спектакль, не надо было его учить с ними. Если им дать совершенно новую постановку, скажем «Тангейзера», они не справятся. А еще государство тратит на этих людей деньги: огромный зарплатный фонд, субсидии. Те же просто просиживают свои джинсы и делают вид, что активно работают.
— Вы много лет руководили симфоническим оркестром. Что сегодня можете сказать о коллективе?— Оркестр глубоко провалился в профессиональном плане. Так выходит, когда дирижеры не требуют от своих коллег полной отдачи. Им нужно исполнять серьезные произведения, а играют сейчас какую-то попсу. Друзья мои мне говорят: «Как ни приедешь в Уфу, то на афишах одни саундтреки фильмов и мультфильмов». Сейчас они играют плохо, но если с ними поработать, то быстро придут в форму.
Также регрессу коллектива посодействовали длительные внутренние конфликты. Из-за того, что музыканты не могут прийти к общему мнению с руководством, все поделились на три лагеря: руководящий состав, часть коллектива, который против них, и молодые ребята, не знающие, чью сторону принять, потому что на них давит начальство. Я думаю, что к началу сезона все будет в порядке, все очень устали от этих ссор. Тем более прошедшие проверки показали, что руководители не правы.
— Вы много говорите про талантливую молодежь, но почему на республиканских сценах мы ее не видим?— Не поверите — у нас очень много одаренных ребят, но Башкирия долгие годы поставляет кадры в другие регионы. После окончания Среднего специального музыкального колледжа дети сразу уезжают в Москву. То же самое происходит со студентами УГИИ им. З. Исмагилова.
Престиж наших учебных заведений заметно упал, хотя педагоги остались те же. Менять методы обучения или еще что-либо никто не хочет. Уже в школах закрыли направление по изучению башкирской музыки, количество бюджетных мест сокращают — студентов пытаются принимать на хозрасчет, и виноваты, разумеется, не руководители. При этом в регионе есть условия, чтобы вузы функционировали нормально. В этом году я окончил аспирантуру Казанской консерватории, мне есть с чем сравнивать.
Рустэм Сулейманов со своим квартетом
— В Пермском крае провели исследования, результаты которых показали, что с развитием культуры резко снизилась миграция. Неужели у нас нельзя поднять уровень культуры?-
Пермский культурный феномен является уникальным для страны, у него даже есть определение — пермская культурная революция. Люди перестали уезжать из Перми, наоборот, они туда возвращаются. Уровень их спектаклей стал выше, к тому же театры постоянно гастролируют. Есть в Перми крутой проект «Театр-Театр», который не боится экспериментировать. Есть прекрасный оркестр, который может взять и бахнуть симфонический концерт на каком-нибудь заброшенном заводе. Такие перформансы и привлекают, увлекают людей. В Перми региональная власть выделяет много средств на культуру, а у нас такого никогда не будет.
У нас была блестящая идея — президентские гранты, но сейчас эти деньги не выплачиваются из-за многочисленных нарушений. Потому что их распределением занимается какая-то кучка получиновников, полуэкспертов, выдающих субвенции только своим подведомственным учреждениям. Хоть бы раз дали грант независимой театральной труппе! Мы очень много лет хотим поставить балет «Урал-батыр», но не можем, не финансируют. При всем этом заниматься творчеством ныне не запрещают, только нам говорят: «Иди, занимайся творчеством, а лучше в переходе». Или предлагают уехать из республики. Я могу уехать, но принципиально с места не сдвинусь, пока не исправим ситуацию.
— Как сейчас вывести из хаоса искусство республики?— Нужно разделить работу коллективов на три равных направления:
- классическое искусство,
- национальное и
- современное.
У нас нет запрета на творчество: только молодые композиторы не пишут музыку из-за того, что их произведения никто не играет. Многие проекты делаются через призму этномузыки: фестивали «Этноночь», «Курай-фест», «Урал моно». При этом ни одному кураисту еще гранта не дали. Но они так самоотверженно трудятся, что и без какой-либо помощи впереди планеты всей.
В Татарстане завидуют нашему изобилию национальных коллективов и этнопроектов. Но у нас есть проблема — идет перегиб в сторону этники, а не академизма. По другим показателям остальные регионы уложат нас на лопатки. Чтобы поднять на качественный уровень культуру, нужно заложить определенную смету. И тогда не только гаскаровцы будут выезжать на международные гастроли. Мы могли бы вывести за рубеж сколько угодно оркестров: приглашали выступить на Рождество в Польше, на летних фестивалях в Германии, Австрии, Греции и т. д. Но мне ни разу не разрешили — они не видели в этом нужды.
— Мы слышали, что вы готовите для меломанов совершенно новый уникальный проект. Расскажите о нем?— У нас будет электронный проект под названием Frisson — экстаз от музыки. Первые плоды нашей работы публика сможет увидеть уже осенью этого года. Основная концепция — симфоническая электронная музыка.
Сейчас диджеи стали какими-то монополистам, заменив композиторство: сами сочиняют, сами играют и собирают большие концертные площадки. Поэтому я собрал единомышленников, с которыми будем воспроизводить эти электронные композиции. Это не каверы и не занудные выступления. Работа будет такая же, как в любом филармоническом оркестре: композитор, в нашем случае диджей, пишет музыку, приносит в оркестр, который воспроизводит все на электронных инструментах.
Стили будут современные: adm, house, noise, idm, немного поэкспериментируем с техниками RnB, блюза, джаза, рэпа. Вокала не будет. Эта идея лежит на поверхности, но в действительности очень трудна для реализации, и, конечно, будет много критики. Но нас это не пугает.
proufu.ru