Прослушивания финалистов в номинации «виолончель» проходят в Большом зале Петербургской филармонии. В этом туре с конкурсантами выступает Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии (под руководством Юрия Темирканова). За пультом — второй дирижер оркестра Николай Алексеев. Помимо обязательных в III туре «Вариаций на тему рококо» Петра Чайковского каждый из солистов должен сыграть виолончельный концерт с оркестром по выбору.
Выступление в первый день третьего тура испанца Пабло Феррандеса и румына Андрея Ионицы, к сожалению, нельзя назвать удачным. Вскрылись проблемы, которые легко решались в комфортной акустике Малого зала.
Исполнитель может великолепно владеть штрихами, музыкальной логикой, но, чтобы заполнить своей игрой огромный зал, когда за спиной сидит к тому же оркестр, требуется исполнительская уверенность и просто физическая сила. Великолепно показавший себя на первом туре Пабло Феррандес (особенно, в виолончельной сонате Шостаковича) в этих условиях «поблек». Его камерный, небольшой звук потерялся в большом зале. И в «Вариациях» Чайковского, и в сложнейшем си-минорном виолончельном концерте Антонина Дворжака, конкурсанту удавались фрагменты трепетной лирики (проникновенно сыгранный заключительный, медленный эпизод-реминисценция в финале дворжаковского концерта), а там, где требовались «мускулы», Пабло просто «пропадал», как потерявший голос певец на фоне зычного хора. Играть с весьма строптивым Заслуженным коллективом под управлением Николая Алексеева — еще одна дополнительная сложность, поскольку резко и грубовато звучавший оркестр явно был не настроен на поддержку солиста.
Выступавший во втором отделении двадцатилетний участник из Румынии Андрей Ионица показал себя в финале более ярко, нежели Пабло Феррандес, но его главной ошибкой стал выбор Первого виолончельного концерта Дмитрий Шостаковича. Историческая премьера этого концерта в 1959 году проходила в этих же стенах Большого зала с этим же оркестром под руководством Евгения Мравинского с Мстиславом Ростроповичем. И было очевидно, что молодой конкурсант не чувствует жестокого сарказма этой великой партитуры, пытаясь романтически одухотворить и «облиричить» музыку Дмитрия Шостаковича. В результате концерт прозвучал пресно. Уже первый мотив, из которого прорастает вся музыкальная ткань концерта, был сыгран без необходимого жестокого драйва и экспрессии. Не получив «заряда», музыка потекла спокойно, без высокого напряжения, котором должна была искрить каждая нота концерта. Но публика благосклонно приняла и Андрея Ионицу, безусловно, очень талантливого музыканта.
Сегодня на сцену Большого зала выйдет самый опытный участник состязаний московский виолончелист Александр Бузлов и кореянка Сон Мин Кан, которые сыграют одинаковую программу: «Вариации на тему рококо» Петра Чайковского и Концерт для виолончели Антонина Дворжака.
Текст:
Егор Ковалевскийwww.rg.ru