На конкурсе имени Чайковского начался III тур состязания скрипачей

Добавлено 29 июня 2015 muzkarta

Павел Милюков (скрипка), Международный конкурс имени П. И. Чайковского, Гайк Казазян (скрипка), Юрий Башмет (альт, дирижер), Вадим Репин (скрипка)

Павел Милюков. Фото: tchaikovskycompetition.com
В Концертном зале имени П. И. Чайковского стартовали прослушивания III тура по специальности «Скрипка». В третьем туре соревнуются Павел Милюков (Россия), Александра Конунова (Молдова), Пом Сори Ким (Южная Корея), Клара-Джуми Кан (Германия), Юй-Чень Цзэнь (Тайвань), Гайк Казазян (Россия). Каждый из них должен исполнить Скрипичный концерт Чайковского в авторской редакции плюс один из концертов по выбору: были предложены концерты Бартока (NN 1 или 2), Бетховена, Берга, Брамса, Дворжака, Глазунова, Лало («Испанская симфония»), Мендельсона, Паганини (№ № 1 или 2), Прокофьева (NN1 или 2), Сибелиуса, Шостаковича (NN1 или 2). Трое финалистов выбрали концерт Сибелиуса, еще трое — по концерту Шостаковича (N1), Брамса, Бетховена. Если после I тура скрипичное жюри покинул Леонидас Кавакос, а его место занял Вадим Репин, на этот раз изменения в составе судей еще более заметны: теперь в жюри нет Репина, зато появились Юрий Башмет, Николай Цнайдер и Максим Венгеров. О том, насколько эффективна работа жюри при таких условиях, неделей раньше шла речь на встрече с членом жюри Ильей Калером в рамках конкурсного пресс-клуба. По словам Калера, участие в жюри солистов с мировыми именами — честь для конкурса, и не все из них могут освободить нужное количество времени в своем плотном графике. Калер добавил, что ситуация, в которой член жюри слушает конкурсанта в рамках лишь одного или двух туров, может способствовать более непредвзятой, объективной оценке. С этим, однако, легко поспорить: при удачном стечении обстоятельств на протяжении конкурса один исполнитель меняется, растет, прогрессирует, тогда как другой может лучше показать себя на первом туре, нежели на втором. И в идеале объективная оценка требует присутствия члена жюри на всех этапах состязания.

По сравнению с предыдущим конкурсом, правила III тура изменены. Четыре года назад каждый финалист исполнял два концерта не один за другим, как это бывало раньше, а в разные дни. Публике это давало возможность услышать за вечер не двух, а трех или четырех солистов, конкурсанты же могли сосредоточиться на одном сочинении, а не делить силы между двумя. В то же время, вероятно, легче «отстреляться» в один прием, нежели дважды настраиваться на победу. Поэтому теперь, как и прежде, каждый из финалистов исполняет два концерта подряд, завершая на этом участие в конкурсе.

В III туре скрипачей сопровождает Академический симфонический оркестр Московской государственной академической филармонии под управлением Юрия Симонова. В последние годы ярчайшие события московской филармонической жизни нечасто бывали связаны с именем этого коллектива, концерты которого оставляли двойственное впечатление. С одной стороны, программы на совесть отрепетированы и исполнены — все добросовестно, все аккуратно, все ноты на месте. С другой стороны, казалось, будто ты пришел в музей, где экспозиция не меняется годами… Вероятно, благодаря осознанию того, что за конкурсом следит весь мир, оркестранты выложились более чем полностью; возможно, один из лучших концертов коллектива за несколько лет. Филармонический оркестр показал себя чутким и надежным аккомпаниатором и в Чайковском, и в Сибелиусе, и в Шостаковиче.

Прослушивания открыл Павел Милюков, которого с первой же пьесы, исполненной в I туре, было легко представить себе среди будущих лауреатов. На большой сцене он чувствует себя не менее естественно, чем на малой. Его исполнение концерта Чайковского заражало ощущением свободы и уверенности, если не считать некоторой интонационной неточности в кульминации первой части. Еще удачнее прозвучал Первый концерт Шостаковича, где оркестр и солист совместными усилиями создавали необходимое ощущение томительной напряженности. К сожалению, это был первый и последний Шостакович в финале, хотя из полуфиналистов его также собирались исполнять Ён Гук Ким, Майю Кишима, Ю Джин Чан.

Второй выступила Александра Конунова, начавшая с концерта Сибелиуса. Успешному в целом исполнению немного не хватило мощи, особенно в финале, предполагающем более уверенную, властную трактовку сольной партии. В концерте Чайковского подобных недочетов не наблюдалось: вступление скрипки поразило прозрачностью, бесплотностью, часто возникало впечатление, будто звучит камерная музыка. В голову приходило исполнение концерта Чайковского в этом же зале, осуществленное Джулией Фишер в 2006 году, — одно из лучших, что доводилось слышать — и интерпретация Конуновой вполне выдерживала это сравнение.

Как бы ни распределились призовые места, участие Милюкова и Конуновой в нынешнем состязании подошло к концу, а путь, пройденный ими от I тура до финала, — уже часть истории конкурса. Каждый наблюдавший за его ходом перечислит имена, которых ему не хватает на III туре, однако Милюкова и Конунову можно было заранее назвать среди наиболее вероятных финалистов. Их конкурсный путь выглядел последовательным и ровным: уверенные выступления в I туре, закрепление успеха в туре II и заслуженный выход в финал. 29 июня на сцену выйдут Юй-Чень Цзэнь и Пом Сори Ким, днем позже — Клара-Джуми Кан и Гайк Казазян. О решениях жюри можно будет узнать 1 июля в 19:00 на церемонии награждения. Все выступления транслируются в режиме онлайн телеканалом medici.tv.

Текст: Илья Овчинников

www.rg.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору