Предстоящие мероприятия


Ульяновск
16 ноября 2024



Ульяновск
19 ноября 2024

Ульяновск
22 ноября 2024

Ульяновск
23 ноября 2024

Ульяновск
29 ноября 2024

Ульяновск
29 ноября 2024


Димитровград
6 декабря 2024

Ульяновск
7 декабря 2024

Ульяновск
8 декабря 2024

Ульяновск
8 декабря 2024

Ульяновск
21 декабря 2024

Ульяновск
8 января 2025

Читайте на эту же тему





Надежда Иванова: «В Ульяновске грамотная и разборчивая публика»

Добавлено 21 февраля 2017 muzkarta

Ульяновская филармония, Большой зал Ленинского мемориала, Международный музыкальный фестиваль «Мир, эпоха, имена…»

БИОГРАФИЯ

Надежда Иванова
Художественный руководитель Магнитогорской хоровой капеллы им. С. Г. Эйдинова

Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла имени С. Г. Эйдинова хорошо знакома ульяновской публике. Коллектив неоднократно выступал на различных площадках нашего города. Очередной концерт запланирован на 19 марта. В Большом зале Ленинского мемориала, в рамках юбилейного Международного музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…» прозвучит «Патетическая оратория» Георгия Свиридова на слова поэта Владимира Маяковского.

Символично, что это произведение, посвящённое волнующим событиям начала прошлого века, будет исполнено на родине Владимира Ленина в год 100-летия русской революции… О программе, гастролях и впечатлениях об Ульяновске рассказывает художественный руководитель капеллы Надежда Иванова.

— Надежда Павловна, в Ульяновск Вы едете не в первый раз. Чем будете радовать ценителей хоровой музыки этой весной?

— Сотрудничать с Вашим оркестром, с руководством филармонии нам очень приятно. Это очень грамотные и высокопрофессиональные специалисты. У нас состоялось много премьер, очень сложных, таких как «Реквием» Верди, 9-ая симфония Бетховена, «Реквием» Моцарта. В Ульяновске мы также исполняли кантату «Александр Невский» Прокофьева и песни военных лет. В этот раз приезжаем с программой, посвящённой 100-летию русской революции, будет звучать «Патетическая оратория» Свиридова. В начале нас попросили спеть сольную программу, 5–6 произведений, сейчас мы выбираем, думаю, это будут хоры, созвучные тематике, или из творчества Свиридова.

8 мая 2015 г., Ульяновск, площадь 30-летия Победы
— «Патетическая оратория» давно в Вашем репертуаре, или исполните её специально к юбилею революции?

— Мы пели её с конца 60-х годов, ещё с Ведерниковым (А. Ф. Ведерников — род. в 1927 г., оперный певец, бас, Народный артист СССР, Лауреат Госпремии СССР — прим. авт.). Можно сказать, что были одними из первых её исполнителей, потому что капелле более 70-ти лет, она была и остаётся в пятёрке лучших хоровых коллективов страны и всегда одной из первых исполняет многие хоровые сочинения. «Патетическую ораторию» мы пели в Самаре, Оренбурге, других городах, в Ульяновске — ни разу. Символично, что это произойдёт в Ленинском мемориале в юбилейный год.

— Оратория состоит из семи частей, совершенно разных по содержанию — от революции и гражданской войны до строительства нового, советского государства. Есть ли у коллектива любимые части, более интересные для исполнения?

— Конечно, совершенно гениальное, впервые претворённое Свиридовым церковное песнопение в симфонической хоровой музыке. Это «Рассказ о бегстве генерала Врангеля», оно всё построено на молитве «Аллилуйя». Это опыт, эксперимент, абсолютно не свойственное для того времени сочинение. Церковные песнопения звучали в светском концерте с симфоническим оркестром! Это производит очень сильное впечатление — и тогда, и сейчас. И ещё о новшестве Свиридова — казалось бы, не певучий текст Маяковского наложить на музыку. Очень сложные слова и словосочетания, согласных там море, нетрадиционные значения слова, это, конечно, большая смелость композитора.

— На Ваш взгляд, на какого слушателя рассчитано это произведение?

— Я думаю, «Патетическая оратория» будет понятна человеку, не имеющему специального музыкального образования, тому, кто любит хоровую и вокально-симфоническую музыку. Она не сложна для восприятия совершенно. Но это не значит, что не сложна для исполнения. Зачастую очень простая вещь требует гораздо больше работы и затрат, чем сложное, навороченное.

Магнитогорская капелла и Ульяновский симфонический оркестр «Губернаторский» на сцене БЗЛМ
— Вернёмся к Ульяновску. У коллектива в городе, возможно, есть любимые места? Вы вообще успеваете погулять по городу?

— Если честно, не успеваем почти ничего посмотреть, потому что приезжаем к вам поздно вечером, когда темно, на следующий день у нас с утра репетиции, вечером концерт, и мы сразу уезжаем. Очень сжатый график, нет ни одного часа свободного времени. Мы успеваем увидеть только центральные улицы, и они очень красивые. Ульяновск сохранил лицо старинного волжского города прошлых столетий, это замечательно! Очень мне нравятся ваши двухэтажные дома того времени, отреставрированные (на ул. Гончарова — прим. авт.). И, конечно, совершенно изумительные виды на Волгу, которых, наверное, нигде больше нет. Только в других городах, и на другие реки. Это очень подкупает. И русскому человеку, русской душе приятно это видеть.

— А как приём ульяновской публики? Капелла много гастролирует, Вы бывали во многих городах страны и за рубежом. Интересно услышать в сравнении.

— Нас почему-то всегда хорошо принимают здесь. Мы, конечно, стараемся, всё-таки коллектив известный, пели почти со всеми филармоническими оркестрами страны. У вас нет музыкального вуза в области, но публика воспитана! Какая-то есть традиция, культура слушать классику. Ещё вы близко от Москвы, и часто гастролируют хорошие коллективы, может быть, поэтому есть такое музыкальное воспитание. Ульяновская публика разборчивая, довольно грамотная. По слушателю чувствуется: понимают, о чём речь идёт и как надо реагировать на хорошее исполнение.

Справка 1ul.ru

Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла им. С. Г. Эйдиноваоснована в 1944 году. Постоянный участник фестивалей «Ирина Архипова представляет…», «Рахманиновская весна», «Большого Хорового Собора» в храме Христа Спасителя и др. Коллектив является обладателем Серебряной медали Ватикана, Гран-при и диплома «Лучшему хору Европы». В репертуаре более двух тысяч произведений русской и зарубежной классики.

«Патетическая оратория» написана Георгием Свиридовым в 1959 году, спустя год композитор удостоен Ленинской премии. Литературную канву «Патетической оратории» Свиридов составил сам, используя фрагменты поэмы «Хорошо!», стихотворений «Разговор с товарищем Лениным», «Последняя страничка гражданской войны», «Рассказ о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Практически на всём протяжении оратории солирует бас, который, по замыслу композитора, олицетворяет самого поэта. В оратории во весь рост встают два героя: народ, творящий новую жизнь, и поэт, её воспевающий.

Автор: Татьяна Богдан
Фото: capella-mgn.ru
1ul.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору