Наталия Мекаева: «В искусстве мы должны сохранять храмовость»

Добавлено 22 ноября 2013 muzkarta

Липецкая филармония

После масштабных проектов Липецкой филармонии в Ельце на берегу Быстрой Сосны и в Липецке на Соборной площади жителей нашего региона, казалось бы, мало чем можно удивить. Тем не менее сюрпризы продолжаются. 10 ноября в областном Центре культуры и народного творчества прошла премьера оперы Петра Ильича Чайковского «Иоланта». Об этом весьма заметном культурном событии мы и побеседовали с директором Липецкой филармонии Наталией Мекаевой.


– Наталия Николаевна, почему выбор пал именно на «Иоланту»?


– Это произведение духовное и возвышенное. Оно способно сильно влиять на души людей. Низкопробные жанры уже всем порядком надоели. А кое-где даже оперные спектакли пытаются превратить в балаган. Но ведь душа человеческая всегда чувствует, где высоко и красиво, а где низко и пошло. «Иоланта» – высокая планка, как я уже сказала. Вообще, все оперы Чайковского очень светлые. Когда ставили «Евгения Онегина», я видела, что для людей это глоток свежего воздуха. Внутренний мир Татьяны Лариной – дефицитный «материал» в наше время. А внутренний мир Иоланты – и вовсе почти недосягаемая величина. Если мы занимаемся искусством, то нужно не самовыражаться, как мы хотим, а призывать к высокому чувству. Зритель должен видеть образцы для подражания. На этом стоит вся русская опера. В русском искусстве душа человеческая, как известно, раскрыта в высшей степени. Поэтому мы – за традицию. Мы должны сохранять храмовость в искусстве. Отсюда и берут начало наши знаковые проекты – оратория «Возрождение России», опера «Сказание о граде Ельце». И вот теперь «Иоланта» – история о чистой, открытой Миру Горнему, девушке – своеобразному идеалу, к которому нам всем желательно стремиться.


– Но всё же, как вы сформулируете главную идею?


– По вере вашей да будет вам – вот лейтмотив. Если человек уверует, он постепенно очистит сердце своё, излечится от болезней и духовных, и физических. У Иоланты была чистая душа, на эту чистую душу легла твёрдая вера – и она исцелилась от слепоты.


– Такая задача по плечу липецким артистам?


– Более чем. У нас, если можно так выразиться, «сошлись» все голоса: партию Иоланты исполняет Елена Баранчук, партию Роберто – Игорь Пронин, доктора – Сергей Блинков, Водемона – Андрей Герасимов, короля Рене – народный артист России Валерий Радченко. Кстати, не так давно, с появлением нашей творческой мастерской «Русская опера», Валерий Павлович начал себя реализовывать как оперный певец. Это просто замечательно! У него всегда были оперные данные, но он отдавал предпочтение камерному исполнительству. Сейчас он с удовольствием учит партии. А образ короля Рене – это прямо-таки его образ. Басы в наше время – великая редкость. Поэтому Валерия Павловича, обладающего прекрасным редким басом, мы оберегаем от лишних нагрузок.


– Духовные произведения должны ложиться на крепкую внутреннюю основу. Липецкая публика готова к этому?


– Проекты последних лет свидетельствуют: народ не просто идёт на духовные постановки, он жаждет их. Посмотрите, какой был аншлаг у того же «Евгения Онегина»! «Иоланта» – это волшебство. Модест Чайковский – брат Петра Ильича – написал либретто к опере по мотивам сказки «Дочь короля Рене». Это последняя опера Чайковского, и в ней, в этой взрослой сказке, нет ни одного отрицательного героя. Светлое произведение и, я бы даже сказала, религиозное. Несмотря на то, что врач, который вылечивает слепую Иоланту, – восточный персонаж, но вера, которой пронизано действо, отнюдь не восточная, а именно православная. Ведь Пётр Ильич был воцерковленным человеком. Его привела к Церкви сестра. Он много написал музыкальных произведений для Церкви. Сначала эти творения не принимали, но сейчас они исполняются именно в Церкви.


Чтобы достичь так называемого катарсиса души, необходимо регулярно работать в этом направлении. И наша задача – постоянно поддерживать «огонёк преображения». В нашу своеобразную творческую мастерскую «Русская опера» входят десять вокалистов – фактически это оперная труппа. К ней мы шли тринадцать лет, собирая, как бриллианты, певцов со всей России. Это сложный процесс, ведь каждый выпускник консерватории желает петь оперные партии. Если мы не дадим талантам возможности полностью раскрыться, то они уйдут в другие труппы – это очевидно.


– Но ведь талантам нужны и поклонники…


– Наш липецкий слушатель очень тяготеет к оперному жанру. Но в отношении создания оперного театра мы должны реально смотреть на вещи. Потому что оперные театры строятся только в городах-миллионниках. Для нас, безусловно, опера – роскошь. Но ведь вакуум надо заполнять. Как один из вариантов – выступаем под открытым небом. Оперу «Сказание о граде Ельце» люди с восторгом слушали на берегу реки. Мы уже набрали целый оперный репертуар. В нынешнем сезоне филармония даст четыре оперы и одну ораторию, которую будет делать творческая мастерская.


– Что же ещё увидят зрители?


– Кроме «Иоланты», в январе зрители увидят оперу «Евгений Онегин», которая, как вы знаете, прошла с большим успехом. Мы решили её возобновить. А далее – «Алеко» Рахманинова, «Тоска» Джакомо Пуччини, «Царская невеста» Римского-Корсакова. В конце марта в Липецке традиционно пройдёт Шестой Всероссийский конкурс молодых вокалистов имени Надежды Обуховой. Он будет посвящён 200-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, поэтому программа составляется из песен и романсов на стихи великого поэта. Приедет много зарубежных гостей – из Англии, Франции и Монголии. Ещё одним грандиозным выступлением станет концерт на Соборной площади 12 июня, посвящённый 100-летию начала Первой мировой войны. Будут звучать музыка тех времён, а также романсы и музыкальные произведения о героях той далёкой войны.


Но самым большим и знаковым проектом года станет оратория российского композитора Софии Губайдуллиной «Пасха по Иоанну». Раз в сезон мы занимаемся такими духовными проектами. «Пасха по Иоанну» – тоже очень светлое произведение, которое пройдёт в пасхальные дни. Конечно, мы будем обращаться к владыке Никону за благословением и, надеюсь, совместно проведём этот проект.


– Кто будет участвовать в главном проекте года?


– Камерный оркестр «Русская классика» Владислава Булахова, наши солисты, Липецкий муниципальный симфонический оркестр и камерный хор под руководством Игоря Цилина. Это будет мощнейшее произведение! После «Иоланты» мы уже в полную силу приступим к работе над ораторией. Наша мечта – сделать не только концертный вариант, но и при наличии зала «Унион», который сейчас реставрируется, показать всю уникальность этой постановки. Как известно, 2014 год пройдёт под знаком культуры. Новый зал стал бы прекрасным подарком всем жителям региона. Много усилий в этом направлении, кстати, прилагает администрация Липецкой области. Важность такого проекта не раз подчёркивали глава региона Олег Петрович Королёв, заместитель губернатора Людмила Валентиновна Куракова, начальник управления культуры и искусства Липецкой области Татьяна Васильевна Горелова. От имени профессиональных коллективов хотелось бы выразить огромную благодарность нашим руководителям за понимание и содействие во всех творческих инициативах.


– О зале «Унион» немало говорилось в прессе. Это действительно будет что-то выдающееся?


– Знаете, я каждый день бываю на этой площадке – это бывший кинотеатр «Октябрь», что на площади Революции. За этим залом, как мне кажется, большое будущее. Там можно давать оперы. Ведь для голоса, как вы понимаете, самое важное – акустика. В этом вопросе нам очень помогает Валерий Абисалович Гергиев, у которого есть свой зал с прекрасной акустикой. Он нас консультирует. Кроме того, в зале планируется балетное покрытие, так что ценители искусства смогут наслаждаться и балетными спектаклями. Никто не помешает нам пригласить в гости и Большой, и Мариинский театры! Представляете, как это здорово?! Там можно проводить разные фестивали, в том числе в жанре кино. Например, показывать в записи редкие оперы с участием Анны Нетребко, которая проживает за границей и не имеет возможности часто выступать в России. Или устроить кинофестиваль для детей, который у нас очень давно не проводился. А ещё я мечтаю возродить абонементы на авторское или элитарное кино, как было раньше. Люди должны иметь возможность знакомиться с высокими образцами искусства в разных направлениях.


– Но всё же, кто станет хозяином этого уникального зала?


– Зал «Унион» – самостоятельное, многофункциональное учреждение. Думаю, место в этом дружном доме найдётся всем: и прославленному ансамблю «Казаки России», и оркестру народных инструментов и Липецкой филармонии. Хотелось бы, чтобы там можно было репетировать. С появлением такого зала нашим профессиональным коллективам было бы гораздо легче воплотить в жизнь самые смелые задумки и грандиозные проекты. Думаю, от этого выиграли бы все, и в первую очередь липчане…


– Когда задаёшь высокую планку в чём-либо, её нужно держать постоянно. Не страшно идти дальше?


– Знаю лишь одно: творческий процесс всегда происходит с помощью Божией. Он не имеет точки в своём развитии. Это бесконечность. Мы порой сами не знаем, как всё повернётся, в какую сторону. Мы не знаем своих возможностей. Талант – тоже дар Божий. И только Господь решает: прекратить его развитие или продолжить. Если проследить тот путь, каким развивается Липецкая филармония, то легко можно определить, что нашей вершиной является духовная составляющая. Мы не сами всё это придумали. Здесь действует именно воля Божия. Поэтому так важно иметь благословение на свои благие дела. И ещё очень важно уметь смиряться, если случаются неприятности и трудности. Тогда, по смирению, Господь посылает помощь, и Сам уже руководит процессом. Вот нет у нас пока зала, значит, будем выступать на площади, на берегу реки, под открытым небом. Отец Митрофан, наместник Свято-Успенского монастыря, который нас консультирует в духовных проектах, как-то высказал интересную мысль о том, что наша культурная деятельность нужна прежде всего тем, кто на пути к Богу. Каждый человек, считающий себя православным, должен поработать во Славу Божию. И делать это нужно в смирении и молитве…


http://itogi.lpgzt.ru/aticle/34795.htm

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору