С 29 марта по 3 апреля в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова пройдет II Всероссийский открытый конкурс исполнителей на струнных народных инструментах имени А. Б. Шалова. В состав жюри вошли ведущие представители этого жанра — народные и заслуженные артисты РФ, профессора Санкт-Петербургской консерватории, Российской академии музыки имени Гнесиных, Уральской, Петрозаводской, Ростовской консерваторий. В рамках конкурса запланированы концерты в Шереметевском дворце, Музее имени Суворова, Детской музыкальной школе имени В. В. Андреева. Мы побеседовали с директором конкурса — профессором СПб консерватории, завкафедрой струнных народных инструментов, заслуженной артисткой Р Ф Натальей Николаевной Шкребко об особенностях преподавания и исполнительства на русских народных инструментах.
— Уважаемая Наталья Николаевна, конкурс пройдет во второй раз. Расскажите, пожалуйста, как все начиналось.
— Начиналось все оптимистично. Надеюсь, таким же будет и продолжение. Инициатором конкурса стала кафедра струнных народных инструментов консерватории при поддержке всего факультета. Представители факультета вышли с предложением к ректору консерватории — провести конкурс, который бы носил имя Александра Борисовича Шалова — известного петербургского композитора, основателя класса балалайки в Ленинградской консерватории.
Трудно переоценить огромныи вклад А. Б. Шалова в становление и развитие профессионального обучения и исполнительства на балалаике в Санкт-Петеребурге, в стенах стареишей российской консерватории. Александр Борисович Шалов для нас — путеводная звезда. Это человек, который душой слышал русские народные песни и так умело их обрабатывал, что они не оставляли равнодушным ни одного слушателя.
С 1997 по 2001 год в консерватории проходил городской конкурс исполнителей на струнных народных инструментах им. Б. Трояновского, но после смерти А. Б. Шалова родилась такая инициатива. Профессор Шалов — создатель не только методической литературы для балалайки, но и школы становления профессионального обучения, именно вузовского образования в нашем городе. Сам он — выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных в Москве.
Наш конкурс начинался как городской и создавался для того, чтобы объединить образовательную цепочку: училище — вуз. Много лет в Санкт-Петербурге существует Международный конкурс юных исполнителей имени В. В. Андреева. Мы же привлекаем к участию в конкурсе следующие возрастные категории: от 16 до 30 лет. Таким образом, Андреевский конкурс курирует все начальное звено, а мы воспитываем, подсказываем и приглашаем наиболее талантливых в консерваторию.
Первый Всероссийский Открытый конкурс исполнителей на струнных народных инструментах состоялся в 2015 году. В нем приняли участие более 100 музыкантов из стран СНГ. Вообще март месяц для народников очень знаменателен. Именно в нашем городе 20 марта 1888 года Василием Васильевичем Андреевым был основан Кружок любителей игры на балалайке. В 1896 году появился Великорусский оркестр, когда к балалаечному составу добавились домры, гусли, баяны. В этом году мы отмечаем 130 лет со дня основания В. В. Андреевым Кружка любителей игры на балалайке.
— По каким номинациям проводится конкурс и кто в нем сможет принять участие?
— У нас три возрастные категории и три номинации: балалайка, домра, гусли. Возраст: от 16 до 18, от 19 до 22, от 23 до 30. Конкурс по трем инструментам, хотя на кафедре идет обучение и на гитаре. Но у гитаристов гораздо больше возможностей участвовать в международных конкурсах, они выезжают в Европу, Америку. У нас таких профессиональных конкурсов мало. Потому что самое сильное профессиональное обучение игре на струнных народных инструментах только в России. Хотя за границу уезжают и наши выпускники, организуют оркестры. Но приходят туда учиться играть любители. Так как за рубежом не выработана система преподавания игры на русских народных инструментах. Это несравнимо с тем образованием, которое получают в России, когда дети с 4−5 лет начинают учиться играть на домре или балалайке и через большой труд, а порой и боль (нажимать на лады при таком сильном натяжении струн, как на балалайке или домре, очень трудно) изучают сольфеджио, музыкальную литературу, обучаются игре на фортепиано и т. д. и в дальнейшем выбирают музыку своей профессией.
— Можно ли будет публике услышать конкурсантов?
— Да, все прослушивания открытые. Помимо конкурсных прослушиваний пройдут концерты. Вход на все мероприятия свободный. В рамках концертов мы хотим показать «срез» петербургской исполнительской школы. На открытии конкурса 29 марта будет играть наша перспективная молодежь; 31-го выступит оркестр русских народных инструментов под руководством доцента В. И. Глазунова, также дирижирует лауреат международных конкурсов И. П. Ситкин. С оркестром выступят члены жюри, выпускники консерватории и студенты вокального и оркестрового факультетов. 1 апреля состоится концерт, в котором примут участие квартет мандолин «Фейерверк», известный ансамбль «Стиль Пяти», лауреат I премии II Всероссийского музыкального конкурса балалаечник из Москвы О. Пискунов, а также лауреаты российских и международных конкурсов С. Васильева, Е. Желинский, солистка оркестра им. В. В. Андреева С. Смоляр.
3 апреля состоятся торжественное закрытие, награждение и концерт лауреатов конкурса. Умельцы мастерской по изготовлению фарфора «Скудельник» из Александро-Невской лавры изготовили специальный приз победителю.
— В чем отличие этого конкурса от предыдущего?
— Отличия есть положительные и отрицательные. Так, например, Первый конкурс финансово поддержало Министерство культуры РФ, в этом году, к сожалению, мы не получили такой помощи, и консерватории самой пришлось изыскивать средства. Для нас это очень важно, мы благодарны администрации. Мне кажется, что наш национальный инструмент нужно беречь, необходимо помнить о наших корнях и поддерживать национальное достояние. Не случайно звучание русской песни находит отклик в душе каждого нашего соотечественника. На первом конкурсе были круглые столы, на которых члены жюри давали конкретные рекомендации каждому участнику. В этот раз впервые помимо круглых столов пройдет научно-практическая конференция. И это положительное отличие от Первого конкурса. Она откроется 3 апреля в 10.00 в Камерном зале консерватории (аудитория 537). Запланированы очень интересные доклады — исторические, исполнительские, методические. Так, о педагогическом даре и вкладе А. Б. Шалова в становление профессиональной школы игры на балалайке в Петербурге расскажет историограф Оркестра имени
В. В. Андреева, наша выпускница Т. Кузьменко. Профессор СПбГИК Г. И. Андрюшенков представит доклад о творческом наследии В. В. Андреева. О гуслях и балалайке в собрании фольклорно-исторического центра имени А. Мехнецова в консерватории поведает кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой этномузыкологии Г. В. Лобкова. О традициях и новаторстве в исполнительском репертуаре балалаечников расскажет А. С. Данилов, народный артист РФ, проректор по творческой работе и профессор Ростовской консерватории. Очень интересный доклад будет у
А. М. Демидова — кандидата искусствоведения, преподавателя консерватории, — «Народные инструменты в оркестровой партитуре В. Гаврилина». О новых сочинениях петербургских композиторов для домры расскажу я. Доцент Уральской консерватории С. В. Васильева поведает о некоторых вопросах артикуляции на домре. Помимо этого, мы обсудим особенности современного начального музыкального образования, вопросы высоко-тембрового извлечения на домре. О применении принципов исторически информативного исполнительства музыки барокко в современной концертной практике русских народных инструментов на примере звончатых гуслей расскажет композитор Е. А. Панченко. Подготовлено еще много интересных тем.
— Меняется ли что-то в методике преподавания?
— Хочу отметить, что у сегодняшних даже совсем юных исполнителей прекрасная техническая база. Все движется вперед. Наши педагоги вышли из художественной самодеятельности, получили профессиональное образование, начали учить, потом сменилось несколько поколений, пришли мы, стали больше общаться с другими специалистами, скрипачами, клавесинистами например. Окунулись в барочную, клавесинную музыку. То есть мы стали «внедряться» в разные академические инструментальные науки, понимать их, изучать. И мы очень быстро «образовались», стали умными, без хвастовства. Стали понимать каноны, основы стилей. И сегодня на серьезных конкурсах, когда состязаются разные инструменты и среди них есть народные, достаточно быстро исполнители на народных инструментах стали занимать призовые места. Это значит, что мы все делаем правильно и движемся в нужном направлении.
— На ваш взгляд, популярны ли сегодня струнные народные инструменты?
— Мне кажется, что сегодня их популярность не снижается благодаря огромным усилиям всех исполнителей на народных инструментах разных жанровых направлений. И академическое, и эстрадное исполнительство — все в копилку популяризации народных инструментов. Прекрасный телевизионный проект «Синяя птица» и его организатор Дарья Златопольская постоянно показывают победителей и занимаются дальнейшим их продвижением. А ведь среди победителей уже несколько сезонов баянисты, домристы, балалаечники. И это дает хороший результат — родители и дети видят и слышат звучание инструментов по ТВ и приводят своих детей в музыкальные школы.
— А за рубежом есть интерес к нашей балалайке?
— Конечно. За рубежом много оркестров русских народных инструментов. Но это любительское музицирование. С 20 по 25 марта при поддержке Комитета по внешним связям и Комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга проводится Петербургская международная неделя балалайки «Русское чудо» для музыкантов-балалаечников из числа российских соотечественников из 11 стран мира: Беларуси, Германии, Дании, Латвии, Литвы, Новой Зеландии, Украины, Финляндии, Хорватии, Чехии и Эстонии. Программа представляет собой курсы повышения квалификации. Кураторами проекта выступают профессора и преподаватели консерватории В. Н. Конов, Е. В. Желинский и А. М. Демидов. Они разработали 7 тем, включающих исторические, методические аспекты, практику — разучат два произведения. 24 марта в Камерном зале капеллы состоится концерт Сводного оркестра исполнителей на балалайках из числа соотечественников. Наш конкурс продолжит это «Русское чудо» и покажет уже академическое направление звучания народных инструментов.
— Меняется ли репертуар исполнителей на народных инструментах?
— По традиции играется классический репертуар, но наметился поворот в сторону джазового и эстрадного направления. Даже в конкурсах появилась пьеса эстрадного жанра. А ведь есть еще исполнение барочной музыки.
— Что, по вашему мнению, дает музыкантам участие в конкурсе? Что бы вы пожелали участникам накануне конкурса?
— Конкурсы подходят не каждому, но рост музыкантов благодаря подготовке к ним нельзя переоценить. Он огромный. Однако следует грамотно выбирать конкурс: уровень должен соответствовать. Надо понимать, куда ты едешь, какие цели ставишь перед собой, чтобы чувствовать себя на нем комфортно. А участникам я хочу пожелать уверенности. Волнение всегда есть, и оно очень помогает. Нужны нацеленность на то, что ты должен сыграть, и сосредоточенность. Я всегда говорю своим студентам: «Несмотря ни на какие помарки, не выходить из состояния вдохновенной игры. Главное, чтобы звучала музыка!»
Беседовала Ксения ИВАНОВА
Источник:
www.nstar-spb.ru