«Не думаю, что мое назначение породит раскол в консерватории»

Добавлено 20 августа 2015 muzkarta

Малый зал Санкт-Петербургской консерватории, Михаил Гантварг (скрипка), Большой симфонический оркестр Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, Санкт-Петербургская консерватория

И.о. ректора Петербургской консерватории Алексей Васильев — о проблемах вуза и о том, почему коллектив должен принять его благосклонно

Фото предоставлено Алексеем Васильевым
Министерство культуры уволило ректора Санкт-Петербургской государственной консерватории Михаила Гантварга, назначив и.о. ректора действующего директора Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова Алексея Васильева. В эксклюзивном интервью «Известиям» Васильев рассказал о том, чего ожидает от его работы Минкультуры и почему он не намерен вмешиваться в работу профессорско-преподавательского состава старейшего музыкального вуза страны.

- Какие задачи поставило перед вами Минкультуры?

— Если говорить о глобальной задаче, то она заключается в том, чтобы вывести консерваторию на первое место в стране среди музыкальных вузов. Санкт-Петербургская консерватория — старейший музыкальный вуз России, его слава довольно широка. Конечно, все эти мощнейшие традиции нашего музыкального искусства нужно сохранять и приумножать. Это глобальная задача ставится перед любым ректором. Для достижения этой цели буду работать и я не покладая рук.

Но задача номер один сегодня — навести порядок в административных процессах. В профессиональной среде многие в курсе того, что этим летом случилась неприятнейшая история: выпускники по программе бакалавриата не смогли получить дипломы. Это серьезное нарушение. Первым делом я должен привести в соответствие все документы, сопровождающие учебный процесс, вернуть в правовое поле вопрос выдачи дипломов.

- То есть студенты-бакалавры консерватории вообще не получили дипломы в этом году?

— Я пока не вступил в должность, поэтому не сумел ознакомиться с ситуацией документально, посмотреть, что сделали с этими студентами. Но некоторые из них учились в училище имени Римского-Корсакова. Когда я их встретил, они рассказали, что в сложившейся ситуации было принято компромиссное решение: перевести их из программы бакалавриата на программу специалитета. То есть они будут учиться еще один год, после чего получат дипломы специалистов.

- Училище им. Н. А. Римского-Корсакова, которое до 21 августа вы возглавляете, находится в ведении властей Санкт-Петербурга. Как они восприняли ваше назначение?

— Я встречался сегодня с представителями комитета по культуре Санкт-Петербурга. Как мне показалось, они восприняли новость благосклонно, выразили мне поддержку. Просили не забывать дорогу к ним, выразили надежду на то, что наши отношения с ними продолжатся.

- Кандидатура преемника обсуждалась?

— Конечно, я не мог об этом не думать: сделанные за 9 лет дела не хочется просто так бросать. Но в настоящий момент решение по этому поводу еще не принято.

- Долго думали над предложением Минкультуры стать ректором консерватории?

— Всё случилось довольно быстро. Вообще вопрос о том, могу и хочу ли я работать в этой должности, обдумывался мною давно: в 2008 году Минкультуры уже выдвигало мою кандидатуру на выборы ректора консерватории. Тогда мне задавали вопрос, готов ли я занять эту должность и выполнять работу, которая с ней связана. Уже тогда я говорил, что считаю эту работу себе по силам. Но тогда решение было принято в пользу Сергея Стадлера.

- Теперь, когда вас назначили и.о., можете сказать, что сбылась ваша мечта?

— Я пока не могу это назначение охарактеризовать как достигнутую мечту, потому что она будет достигнута, когда за мое назначение проголосует коллектив. Сейчас я скорее ощущаю некоторое удовлетворение от того, что Минкультуры готово доверить мне такую работу. Это главное чувство, если не считать чувство грандиозной ответственности, свалившейся на мои плечи.

- К слову, о выборах: когда в 2011 году сняли с должности ректора Сергея Стадлера, Минкультуры назначили и.о. Олега Малова, проигнорировав просьбу коллектива назначить Михаила Гантварга. Это породило раскол в коллективе, в результате чего ведомству пришлось снять Малова и утвердить Гантварга. Не боитесь, что ситуация повторится?

— Не думаю, что это произойдет. Во-первых, в этом коллективе есть большое количество людей, готовых меня поддержать. Я в консерватории беспрерывно нахожусь с 1990 года, когда пришел туда студентом, затем сразу же остался работать на кафедре виолончели и сейчас являюсь доцентом этой кафедры.

Во-вторых, я надеюсь, что после истории с не выданными дипломами в коллектив должно прийти осознание того факта, что в настоящий момент консерватории требуется административная помощь. Ни в коем случае я не собираюсь нашим профессорам, лучшим, на мой взгляд, в России педагогам, каждый из которых-либо народный, либо заслуженный артист, — рассказывать, как им преподавать. Они учили всегда хорошо и будут продолжать это делать. Я иду в консерваторию для того, чтобы помочь коллективу навести порядок в бюрократической части. Консерватория — государственное учреждение, она существует на госсубсидию. Как и любое государственное учреждение, она обязана выполнять требования, которые к ней предъявляет законодательство РФ. Я свою задачу вижу в том, чтобы помочь вернуться консерватории в правовое русло как можно скорее.

- Но вы же понимаете, что какие-то вопросы по учебному процессу вам всё равно придется решать.

— Конечно, придется. Будем решать, но в естественном диалоге с профессорско-преподавательским составом. Уровень, качество профессорско-преподавательского состава в этом вузе такие, что никаких авторитарных методов руководство применяться не может.

— С коллективом еще не встречались?

— Сотрудники консерватории находятся сейчас в коллективном отпуске. Наверное, первая полноценная встреча лицом к лицу состоится на собрании, которое традиционно проводится перед 1 сентября. Я очень надеюсь на то, что в большинстве своем коллектив воспримет мое появление нормально.

- Планируете продолжать преподавательскую деятельность, а также сохранять за собой должность художественного руководителя и дирижера Молодежного симфонического оркестра имени Паулавичюса училища имени Римского-Корсакова?

— Я продолжу заниматься этим в той мере, в которой мне позволит делать это руководство консерваторией. Предстоит решать много задач по приведению в порядок нормативной документации, я думаю, не очень много времени будет оставаться. Тех учеников, которые у меня есть, я пока не намерен передавать другим преподавателям: у меня в консерватории полставки, думаю, выделить время для них я смогу.

Что касается руководства оркестром, я совершенно точно знаю, что буду обязан выполнить данные мной обязательства по концертам. У нас довольно активная оркестровая деятельность, всегда заранее верстается сезон. Срывать эти запланированные концерты крайне нежелательно. А в будущем, если я буду чувствовать, что мне удается справиться со всеми моими видами деятельности, то я продолжу и преподавать, и дирижировать. Но если получаться не будет, я сокращу творческую деятельность в пользу ректорской работы.

Ольга Завьялова
http://izvestia.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору