В новой программе Камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода» выступит лауреат международных конкурсов солист и дирижер Даниил Гришин. Те, кто знаком с этим музыкантом не понаслышке знает, что у Гришина есть свой стиль, уровень мастерства и опыт, дающие привилегию управления целым коллективом талантливых индивидуальностей. Его старшинство проявляется в способности точно понимать и использовать возможности конкретного солиста, группы, оркестра и кротчайшей дорогой приводить «подопечных» к конкретному результату, коим в конечном счете является продуманная и качественная интерпретация.
Начало концерта в 17:00
Заказать и приобрести билеты можно через сайты и точки продаж билетных операторов редкасса, пономиналу и кассир.ру, а также по телефону 8 910 8896 910 и, наконец, непосредственно в кассе Музея Усадьба Рукавишниковых на В.-Волжской набережной. где в большом зале 7 ноября в 17:00 состоится концерт.
О программе
Адажио и Фуга до минор К 546 для струнных вошло в каталог сочинений Моцарта в июне 1788 за подписью: «короткое Адажио для фуги, которую я уже написал давно для двух фортепиано» (имеется ввиду фуга K 426, написанная в декабре 1783). 52 такта медленного вступления рождают ассоциации с патетическими страницами Бетховена. Иначе говоря, судьба, «постучавшаяся в дверь» в пятой симфонии Бетховена, предупредила о себе двадцатью годами ранее в Адажио Моцарта. Так же как грозный характер темы Адажио, строгая полифония Фуги была необычайна для творчества Моцарта, хотя в этот же год им была написана еще одна фуга для Финала 41-й Симфонии (К 551). В период зрелого классицизма изъясняться в музыке посредством контрапункта было все равно, что примерять баховский парик — не актуально и вычурно. Но Моцарт не был бы Моцартом, если б не испытал на себе риторическое искусство праотцов, пусть даже не свойственное его лучезарной натуре. И скорее всего, он был доволен работой 1783 года, иначе не появился бы спустя 5 лет (огромный срок в творческой эволюции Моцарта) этот оркестровый шедевр.
Соната ля минор для арпеджионе (инструмента, изобретенного в 1823 венским мастером Иоганном Штауфером) Франца Шуберта, написанная в 1824 стала первым сочинением для «новорожденного», который, собственно, так и не прижился в музыке. Спустя десятилетие гитара любви (фр. — Guitarre d’amour), или арпеджионе — инструмент, чьё «обаяние и проникновенность равно превосходны», был практически полностью забыт. С тех пор соната (не без ущерба для музыки — авт.) исполняется на альте или виолончели, а «арпеджионе» нередко фигурирует в качестве её названия. Так же, как Моцарт, Шуберт не обошел ни одной области музыкального искусства, но его камерная музыка совершенно беспрецедентна по силе и глубине воздействия. Шуберт был истинным Дон Кихотом песни — жанра, считавшегося до толе исключительно бытовым и никак не претендующим на основы художественного мировосприятия. Интонации песни явно или подспудно проникали в инструментальную музыку Шуберта, и Соната для арпеджионе яркий тому пример. Однако не только интонации, но и сам характер музыки, манера подачи и развития музыкального материала и, наконец, тембр музыкального инструмента, напоминающий человеческий голос выдают в этой сонате песню без слов.
Трудно представить, слушая струнный октет Ми бемоль мажор ор.20 Феликса Мендельсона, что автору в момент написания не было и 17-ти лет — это не просто красивая и юношески вдохновенная музыка, но совершенное по форме и технике сочинение. В ней нет эталонной зрелости, но музыка Мендельсона и впоследствии «уступала в глубине замысла, серьезности и величии» некоторым сочинениям его знаменитых коллег, однако всегда отличалась исключительным изяществом и мастерством исполнения. Специалисты вполне обосновано называют Октет камерной симфонией, перечисляя характерные признаки жанра, но есть и другой аспект, определяющей творческие изыскания Мендельсона, особенно, в камерной музыке (тесно связанной с культурой любительского музицирования), а именно её обращение не только к профессионалам, но и к любителям. Это непосредственно сообразуется с просветительской деятельностью Мендельсона, «целью которой было воспитание вкусов публики и активное приобщение её к серьезному, высокохудожественному наследию».
Даниил Гришин
Даниил Гришин (альтист, дирижер) — выпускник нижегородской государственной косерватории им. М. И. Глинки. В 2000 году стал лауреатом Iпремии на IV Международном конкурсе альтистов Ю.Башмета в Москве, где получил также специальный приз за лучшее исполнение произведения Р.Шумана и специальный приз им. М.Таривердиева.
В 2002 году Гришин получил приглашение от Гидона Кремера занять место концертмейстера группы альтов в его знаменитом оркестре «Kremerata Baltica» и принять участие во всемирно известном музыкальном фестивале в Локкенхаузе (Lockenhaus, Австрия). В составе этого ансамбля Даниил работал 11лет, выступая как солист, дирижёр и ансамблист в лучших залах мира: Большом зале московской консерватории, Сидней-опера, Токио- опера, Ла-Скала, Карнеги-холл, Концертгебау, Альберт-холл, Сантори-холл, Концертхаус, Музикферайн, Берлинской Филармонии и мн. других. Ему посчастливилось выступать с выдающимися музыкантами Г. Кремером, В.Третьяковым, В.Репиным, Т.Гринденко, Ю.Башметом, М.Плетнёвым, Е.Кисиным, А.Любимовым, Е.Брахманом, О.Майзенбергом, А.Князевым, М.Майским, А Рудиным, С.Накаряковым, Т.Цейтмайер, Йо-Йо-Ма, Д.Солима, Н.Альштадт, М.Брунелло, Гварнери квартетом и квартетом имени Бородина, а также под руководством маэстро Ю.Темирканова, В.Гергиева, Д.Нозеда, В.Нельсона, В.Полянского.
В 2002 году Гришин стал лауреатом фестиваля «Молодёжные Академии России» (Москва-Санкт-Петербург), в 2003 году вместе с известным пианистом Евгением Брахманом стал победителем VIII Международного конкурса «Premio Trio di Trieste» (г. Триест, Италия). В 2007 году в составе струнного квартета «Euphonia»(Латвия) стал лауреатом государственной музыкальной премии Латвии «BALVA». Проводит мастер-классы в Бразилии, Японии и Латвии. Постоянный участник фестивалей в Локкенхаузе (Австрия), Сигулде (Латвия), Кухмо (Финляндия), Сант-Моритс (Швейцария), Гштаде (Швёйцария), La Folle Journee de Kanazawa (Япония), Кройте (Германия) и мн др.
Даниил Гришин в настоящее время является приглашённым концертмейстером группы альтов в нескольких оркестрах мира. Среди них Orchestra Ensemble Kanazawa, Amsterdam Sinfonietta. В качестве солиста и ансамблиста выступает в лучших залах России и зарубежом. Имеет записи на компакт-дисках известных звукозаписывающих лейблах NONESUCH, ECM, Deutsche Grammophon.
В декабре 2014 года Даниил был номинирован на престижнейшую премию «Grammy Awards».
«Солисты Нижнего Новгорода»