Автор — Максим Прытков
В Нижнем Новгороде прозвучала новая версия знаменитого сочинения Георгия Свиридова.

Иван Стольников, Владимир Автомонов, Дмитрий Батин (слева направо), оркестр «Солисты Н. Новгорода» после отзвучавшей программы.
Буквально на днях высокие чины российского правительства наперебой заверяли сограждан в том, что кризис в экономике страны миновал. Верить этим высказываниям или нет — дело вкуса. Очевидно одно: проверить на практике справедливость подобного мнения — удел узкого круга специалистов в области макроэкономики и финансов. Широким слоям наших сограждан это не доступно, ибо нет ничего запутанней, субъективней и относительней, чем экономические теории и их интерпретация.
Однако, не стоит отчаиваться. Широким (ну, хорошо, потенциально широким) слоям наших сограждан вполне по силам убедиться на практике в несколько ином — в том, что академическое хоровое искусство живо и в целом весьма здорово, даже в провинциальных пенатах, несмотря ни на какой кризис.
Девятого октября в живости, здоровье и серьезности творческого потенциала оного искусства в очередной раз имели удовольствие убедиться те из нижегородцев, кто пренебрегая отвратительной погодой, поднял себя с уютного дивана и, преодолев заснеженные улицы, переместился в уютный же зал Нижегородской консерватории, дабы припасть и вкусить от щедрот муниципального камерного хора «Нижний Новгород» под управлением маэстро Ивана Стольникова.
А вкусить, уверяю вас, дамы и господа, было что! Зал был полон, люстры сверкали, музыкальный бомонд нижегородчины в лице заслуженной консерваторской профессуры, известных в городе исполнителей, а равно и меломанов-любителей, прогуливался в фойе в ожидании изысканного музыкального меню, заботливо подготовленного хором, его дирижером, уже упомянутым господином Стольниковым, известным пермским композитором Дмитрием Батиным и — конечно — самим Георгием Свиридовым.
Собственно повод для ушеугодного пиршества и предоставил сей выдающийся российский композитор, 100-летию со дня рождения которого была посвящена программа.
Концерт, тем более хоровой, составленный полностью из сочинений одного, пускай и прославленного автора — весьма претенциозная заявка на высокий уровень профессионального мастерства со стороны коллектива. Заявка, которую просто обнародовать, да не просто реализовать. Отдадим должное, получилось. Внимание публики, весьма взыскательной, было и завоевано, и удержано в течение двух, достаточно длительных отделений концерта.
Малые формы первой его части, представленные известными сочинениями Свиридова на стихи Пушкина, Блока, Северянина, явились, с одной стороны неким предуготовлением к «основному блюду» второй части, однако, и в этом сказалась высокая, без скидок, выучка хористов и мастерство дирижера, не стали «проходными закусками», а были явлены, как образцы подлинного хорового творчества, искрящиеся бриллианты истинного свиридовского стиля, ограненные хористами с высочайшей точностью, изяществом и не пошлой, не пафосной душевностью.
Часть вторая оказалась особенной. Господин Батин совместно с хором, солирующим баритоном (москвич Владимир Автомонов), целой группой ударных, арфой, синтезатором, органом и струнной группой из камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода» рискнул предложить на суд слушателей собственную редакцию поэмы Георгия Свиридова «Отчалившая Русь» (оригинальная авторская версия, как известно, создана для голоса и фортепиано).
Эта аранжировка исполнялась впервые, автор с трепетом ожидал в зале реакцию меломанов. И она воспоследовала. Не будем создавать интриги — истинно свиридовский характер сочинения господина Батина, чуждый банальной стилизации, но ухвативший, как представляется, дух музыки великого мастера вокального искусства, был принят более, чем тепло.
Класс и профессиональный уровень продемонстрировали все участники. Да, будем справедливы, в 12-ти частях поэмы некоторые трудности исполнения возникали. В ряде мест оркестр несколько излишне настаивал на форте. Иногда и хор злоупотреблял громкостью, из-за чего ряд вкуснейших нюансов, к сожалению, не был реализован в полной мере, как этого бы хотелось и ожидалось. Однако, все сие не более, как помарки, извинительные, учитывая краткость репетиций, новизну (и сложность!) материала, понятное волнение исполнителей. Более чем порадовала партия органа (Татьяна Бочкова): не только идеальной вписанностью в общий ансамбль, но и выразительнейшим соло в начале драматического номера «Где ты, где ты отчий дом…», перекликающегося в таком контексте с традицией барочных Страстей. Возможно, баритон господина Автомонова, чуть более мягок, чем хотелось бы услышать в полных энергии темах поэмы, но все же певец покорил особой задушевностью в лирических фрагментах «Отчалившей Руси».
Тем не менее, и это важно подчеркнуть, те или иные моменты, даже если и дали критикам повод к дискуссии, то дискуссии благожелательной. Публика же в целом не ограничилась выкриками «Браво!», но активно требовала «бисов» и получила оный в виде энергично и блистательно повторенного последнего номера «О родина, счастливый и неисходный час!».
Концерт подтвердил, что к счастью, никакой кризис не коснулся нижегородского хорового искусства во-первых, и что весьма востребованная ныне духоподъемная и, не побоюсь этого слова, «скреповая» музыка может быть глубокой, истинно духовной и увлекательной для человека, во-вторых. Что нас, человеков, не может не радовать.