Новым главным дирижером Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский» стал дирижер из Германии Олег Зверев. После одной из напряженных репетиций, дирижер дал нам интервью, где рассказал о семье и творческих планах.
- Олег Евгеньевич, расскажите, где вы родились? Вы из музыкальной семьи?
- Я родился в Томске, 1949 году, в не музыкальной семье. Но моя бабушка хорошо пела и, говоря откровенно, у нее был даже свой театр, где исполнялись водевили.
- Как пришло понимание того, что вы хотите стать дирижером и связать свою жизнь с музыкой?
- Вообще очень поздно. Я не учился в музыкальной школе. Когда мне было 16 лет, я жил в Москве. После окончания школы планировалось, что буду поступать в МГУ, на юридический факультет. Но однажды я увидел на витрине одного магазина красивый кларнет. У меня все перевернулось внутри, и я попросил маму купить мне его. Он тогда 90 рублей стоил. Родители были против этого увлечения. Получается, что я начал играть в 16 лет, тогда же начал изучать музыкальную грамоту. Только в 19 лет я поступил в музыкальное училище при Ленинградской консерватории и закончил его за три года вместо четырех. Но, конечно, занимался я очень много.
- Когда и где состоялся ваш дирижерский дебют?
- Дело в том, что учащиеся, которые заканчивали то музыкальное училище, должны были сдавать оркестровку для духового оркестра. Я тогда впервые дирижировал и понял, что это мое. Я долго готовился. Потом я закончил оркестровый факультет Ленинградской консерватории, а уже несколько позже – факультет оперено-симфонического дирижирования.
- Насколько нам известно, у вас есть дочка. Она идет по вашим стопам?
- У меня есть дочь, у меня есть сын. Дочь живет в Петербурге и идет не по моим стопам – она работает в бизнесе, в банке. Сыну 12 лет и тоже с музыкой не планирует связывать жизнь, у него математическая наклонность.
- Вам приходилось бывать в совершенно разных странах, видеть много оркестров. Скажите, как отличаются оркестры по профессионализму, составу, качеству?
- Вопрос очень сложный. Отличаются оркестры по одному критерию: хорошие и плохие. И у нас есть прекрасные оркестры, и на Западе, у нас есть не очень хорошие, и на Западе – соответственно. Но есть «золотое» правило, что плохих оркестров не бывает. Вот так все витиевато.
- А какие страны и города вам запомнились больше всего?
- Вообще, просто как человеку, мне очень запомнился Ванкувер. Это чуть дальше от границы с Америкой. В Америке я читал лекции и был приглашен в Ванкувер. Это город потрясающей красоты, потрясающей чистоты и весь утопает в цветах, хотя находится у океана. Современные здания на меня произвели огромнейшее впечатление. Величайший город.
- А вот как дирижеру, в профессиональном плане, в какой стране вам комфортнее работать?
- В России, ведь в других странах мне приходиться проводить репетиции на английском или немецком языках. Но комфортно мне везде, где дают достаточное время для подготовки, для репетиций.
- В чем заключается принципиальная разница между российской и зарубежной публикой?
- На мой взгляд, никакой разницы нет.
- Олег Евгеньевич, вы уже хорошо познакомились с нашим оркестром. Скажите, как вы оцениваете уровень его профессионализма?
- Я считаю, что уровень профессионализма Ульяновского симфонического оркестра очень высок, его только надо раскрыть. Высок по очень простой причине - за пульт этого оркестра вставали выдающиеся дирижеры современности, российские и советские. Каждый из этих дирижеров оставил что-то свое внутри оркестра. Это такой феномен, который трудно объяснить, это все передается по наследству от одного поколения в другое и будет передаваться дальше. Это необъяснимое явление, когда встает великий человек, работает, и музыкант впитывает, как губка, лучшие качества.
-Ваши самые яркие впечатления от работы за рубежом?
- Мне очень понравились немецкие оркестры города Шлезвиг-Гольштейна, что на севере Германии. Очень понравились два оркестра в Польше, особенно в Штеттине. Там великолепный симфонический оркестр, в его главе стоит прекрасный дирижер, который сейчас является главным дирижером Национального оперного театра в Киеве. Кстати, он вскоре должен приехать к нам. Понравился национальный оркестр Варщавы «Juventus», я в августе месяце давал концерт в Германии с ним. Потрясающе качественно работают, с огромным желанием, дисциплиной, в общем - оркестр высокого качества. Мне он очень понравился и запомнился.
-А вы сами предпочитаете работать с молодыми музыкантами или опытными?
- Вопрос очень интересный. Я предпочитаю работать со всеми музыкантами. С молодыми работать большой интерес: это современное поколение молодых музыкантов, у них все впереди, они знают, чего хотят добиться, играют – на сто процентов, дисциплина – на сто процентов, выкладываются – тоже на сто процентов. И это не только на Западе так, но и в России тоже, в частности – в нашем оркестре. Это очень важно, что у людей есть цель. Касаясь старшего поколения, то это фундамент, на который можно опереться. У них есть музыкальная культура, человеческая культура. Это все в целом между собой связано.
- С какими трудностями вы столкнулись при работе с Ульяновским симфоническим оркестром?
- Пока не каких больших трудностей не испытал. Но они есть всегда, были и будут, но работать мне комфортно.
- А как вас встретил оркестр?
- На мой взгляд, очень хорошо. Доброжелательная обстановка.
- Есть ли у вас какая-либо мечта, которую вы хотите осуществить с нашим оркестром?
- Да. Моя мечта – сделать оркестр самого высокого класса, добиться, чтобы они получали достойную зарплату, как это ни странно. Хочется, чтобы психологический климат в оркестре был очень хороший, а это зависит от многих причин.
- Не скучаете по Питеру? По городу?
- Мне пока скучать некогда. Я живу в Германии. Не скучал все это время просто, что много работы.
Дарья Скрыгина