
22 декабря 2017 г., за несколько дней до католического Рождества, в Органном зале Белгородской государственной филармонии в 19:00 ч. состоялся концерт, посвящённый Его Величеству — Органу. Примем во внимание, что орган — прежде всего, инструмент, с давних времён незаменимый в католическом богослужении, поэтому новогодний концерт, по большей части, был ориентирован не на русский Новый год, а на европейское Рождество. В концерте звучало множество сочинений зарубежных композиторов, но преимущество было отдано произведениям И. С. Баха.Открыла программу концерта органная Фантазия соль минор И. С. Баха в исполнении лауреата международных конкурсов Тимура Халиуллина. Психологическое, драматическое произведение произвело на слушателей глубоко странное впечатление. Хотя удивительного в этом мало. Перед началом концерта заслуженный работник культуры Р Ф Людмила Сидорова оповестила зрителей, что вся музыка, которая прозвучит в концерте, направлена на то, чтобы зрители думали, размышляли, рисовали в своём воображении образы и воспоминания, которые навевает им то или иное произведение. Возможно, в преддверие праздничного настроения некоторые думали о том, какой нелёгкий год им пришлось пережить, а кто-то может заглянул в глубины своей души и нашёл там чувство неопределённости или мысли о смысле бытия… Всё это примерно так и было, потому что в своей многогранной музыке И. С. Бах передал различные оттенки чувств сложной человеческой души.

Следующим номером, когда зрители уже морально «вызрели» к драматическим сюрпризам органиста, прозвучала Прелюдия И. С. Баха-А.И.Зилоти си минор для органа и рояля в исполнении Тимура Халиуллина (орган) и лауреата международных конкурсов Владимира Исаева (фортепиано). Теперь, настрадавшись в Фантазии, зрители окунулись в непрерываемый поток тревоги и бесконечной печали мятущейся человеческой души. Слаженный фортепианно-органный дуэт сменился снова солирующим органом.

Оставаясь верным великому гению И. С. Баха, Тимур Халиуллин исполнил Шюблеровский хорал И. С. Баха «Пробудитесь, зовёт нас голос». Этот хорал изначально был написан для трио: скрипки, виолончели и трубы, но потом был переложен композитором для одного органа. Прозвучала простая, но задорная музыка. Вот и праздничный свет ощутили слушатели в программе концерта. Отметим, что без музыки этого хорала не обходится ни одно католическое Рождество. По словам Тимура Халиуллина, не смотря на внешнюю простоту и незатейливость музыки, исполнять её крайне неудобно. Но благодаря мастерству органиста, никаких сложностей исполнения со стороны зрителей заметно, конечно, не было.

Далее, после нескольких минут морального «отдохновения», зрители снова окунулись в мир нешуточных страстей. Драматическое и глубоко задумчивое настроение создал Тимур Халиуллин и не отпускал из этого состояния, исполнив две прелюдии Баха на тему лютеранского хорала «Приди, язычников Спаситель». А также, была представлена не менее серьёзная Фантазия и фуга Ф. Листа на тему BACH. Как видно из названия, в этом произведении великий композитор эпохи романтизма отдал дань памяти великому композитору эпохи барокко. Кстати, контраст характеров между второй прелюдией на тему хорала «Приди, язычников Спаситель» и фантазией и фугой на тему «BACH» был незначительный, не считая контрастов средств выразительности и временных рамок произведений. Тем не менее, насыщенная волевыми, трагическими интонациями тема хорала Баха ни чем не уступала сложнейшему в драматургическом, техническом и образном плане сочинению Ф. Листа. Вот уж где задумаешься над словами Л. В. Бетховена: «Не ручей, а море ему имя!»… У Ф. Листа получился целый океан!
После такой серьёзной, насыщенной в эмоциональном ракурсе программы первой части концерта было приятно услышать светлую, простую в понимании, даже несколько наивную «Маленькую ночную серенаду» венского классика — В. А. Моцарта в переложении для органа Тимура Халиуллина. Снова появилось настроение праздника, кто-то, наверняка, вспомнил, как на одном из прошлых концертов Тимур исполнял это же произведение в старинном одеянии с рюшами и парике, которые носили при жизни В. А. Моцарта. Это было очень забавно и, в некотором смысле, зрелищно, а ролик на Ютубе с этим сочинением заработал ни много ни мало — 1000 просмотров!

Следующий, премьерный номер программы стал изящным и гармоничным украшением концерта. Прозвучала очаровательная пасторальная зарисовка «Дуэт Лакме и служанки Маллики» из оперы Л. Делиба «Лакме». Прелестными цветочками этого произведения стали лауреаты международных конкурсов — Галина Зольникова (сопрано) и Оксана Никитина (меццо-сопрано), а партию оркестра исполнили Тимур Халиуллин (орган) и лауреат международных конкурсов — Олег Шейна (виолончель).
Насладившись полной жизни музыкой французского композитора, зрители услышали не менее живой номер, а может даже и более, русского композитора-сказочника Н.А. Римского-Корсакова. Тимур Халиуллин исполнил на органе ногами знаменитейший «Полёт шмеля» для солирующей педали. Открыв рты от изумления и затаив дыхание, зрители слушали музыку, а в голове звучали слова А. С. Пушкина: «Это диво, так уж диво!»

Поразив всех виртуозным владением педальной техникой, органист исполнил не менее сложное и захватывающее дух произведение современного композитора Д. Григоруце «Радуйся, Равви» из органной мессы. Этим произведением нам словно опять хотели напомнить о глубоко философском, драматическом настроении в музыке И. С. Баха, Ф.Листа. К тому же, образная сфера этого произведения очень близка темам сочинений тех композиторов, не считая, разумеется, совершенно иных средств музыкальной выразительности. Ведь, как известно, И. С. Бах был очень религиозным человеком и в своих произведениях часто обращался к сюжетам Евангелия. Вот такой получился диалог эпох!

И снова, окутав слух зрителей любовью и нежностью, уже давно полюбившийся всем дуэт виолончели (Олега Шейны) и органа (Тимура Халиуллина) исполнил ещё одну премьеру вечера — Романс К. Сен-Санса в переложении для этих инструментов. И не искушая более зрителей серьёзной, иногда суровой музыкой, музыканты: Тимур Халиуллин (клавесин, орган), Олег Шейна (виолончель) и лауреат международных конкурсов — Сергей Коваленко (вибрафон), завершили вечер, по словам Людмилы Сидоровой, «очаровательным зимним штрихом», — музыкой М. Таривердиева «Снег над Ленинградом» из к/ф «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
Зрители были в восторге от программы концерта, от мастерства исполнителей, в первую очередь, конечно, Тимура Халиуллина, и бурными аплодисментами вызвали органиста на бис. Не пожелав заканчивать концерт на снежной предновогодней ноте, музыкант исполнил знаменитую Токкату и фугу ре минор И. С. Баха, поставив этим жирную точку в программе вечера. Прокомментировал выбор именно этой программы вечера Тимур Халиуллин такими словами: «Новый год — это серьёзно!»
Владислава Власова