Концерт с испанским колоритом
О программе творческого объединения league of music «МАВРИТАНСКАЯ ШАЛЬ», представленной в Доме-музее Вилла «Надежда» С. Н. Худековав Сочи 5 мая 2018 года.
На фото: Валерия Петрова (фортепиано) и Любовь Молина (контральто)
«У каждого из нас случаются моменты, когда в одной точке сходится множество невидимых лучей, позволяющих ощутить полноту и радость жизни. Теплым вечером,
5 мая 2018 года, счастливо сошлись красивый от природы и ограненный годами добросовестной выучки оперный контральто; аккомпанемент, свивающий в единое целое звуки человеческого голоса и фортепиано, и пронизанная отголосками прошлого века атмосфера виллы «Надежда», затерявшейся в молодой зелени сочинского парка «Дендрарий». То был концерт вокальной камерной музыки, в котором тоже счастливо сошлись век ХIX и век XX, расцвеченная испанскими мотивами русская классическая музыка; французская музыка, зеркально отразившая испанскую; и конечно, истинно испанская музыка, рожденная испанскими композиторами. Все это испанское волшебство, как кружевную шаль, сплели на камерной сцене
Любовь Молина, выпускница и солистка Центра оперного пения, и лауреат международных конкурсов пианистка
Валерия Петрова.
Настоящая прелесть таких «усадебных» камерных концертов в том, что исполнитель и слушатель оказываются как бы на одной орбите, на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Кажется, только подставь ладонь, и на ней заискрятся и зазвенят чистотой звуки прекрасного голоса. И можно заглянуть глаза в глаза, и увидеть в них отражение чувства обладания слушателем, радость от того, что слушатель заворожен, как шалью окутан звуками, готов идти за тобой и плести вместе с тобой эти музыкальные кружева, не думая о технических деталях, обертонах, высоких и низких нотах… Так бывает, когда большой талант, умножен на человеческую искренность и любовь к своему делу. Такова Любовь Молина.
Мне нравится понятие «гений места». Так говорят об известных людях, чей творческий дар наиболее полно проявился в том или ином городе. Талант оперной певицы Любови Молиной по настоящему раскрылся в Сочи в 2007 году, когда она стала Лауреатом I премии III Российского вокального конкурса В. Барсовой, и кроме того, получила приз зрительских симпатий и диплом за лучшее исполнение русской народной песни. С тех пор певица приезжает в Сочи с камерными концертами, а в этот раз впервые представила программу
«Мавританская шаль».
Испанские мотивы давно и прочно прописаны в русской камерной музыке, оперные партии испанских героинь, требующие особенного драматического накала, особенно удаются русским контральто и меццо-сопрано. Любовь Молина — из числа высоко оцененных публикой исполнительниц
«Хабанеры» и
«Испанского болеро». Но чувствуя себя в душе и по музыкальному темпераменту испанкой (даже фамилия Молина созвучна известной испанской фамилии) певица решилась спеть вокальные циклы на темы испанских народных песен. Разумеется, не просто решилась, а целое десятилетие шла к тому, чтобы представить не только хиты, но и редкие по сложности, а потому и мало исполняемые вещи, отыскивая для новой программы старые ноты на полках букинистических магазинов. Как и положено большому артисту, каждый его концерт несет в себе какое-то открытие даже для самого искушенного слушателя. А для не искушенного — вдвойне. Так случилось на концерте Любови Молиной и Валерии Петровой.
Новая программа певицы «Мавританская шаль» включает четыре части. Первые две — русские классики XIX века —
Глинка,
Даргомыжский,
Чайковский, и признанный классик ХХ века —
Шостакович с его требующими высокой вокальной выучки
«Испанскими песнями»:
«Прощай, Гренада»,
«Звездочки»,
«Первая встреча»,
«Ронда»,
«Черноокая»,
«Сон». Более всего известного любителям музыки в качестве автора грандиозных симфоний, мы узнали Шостаковича еще и как мастера вокальных циклов. Прозвучавший в концерте «Испанский цикл» был создан в 1956 году по просьбе певицы Зары Долухановой. Та услышала от испанского юноши-иммигранта трогательные ностальгические народные мелодии и предложила композитору обработать их. Вскоре цикл «Испанские песни» впервые был исполнен певицей под аккомпанемент автора.
Третью часть концерта составили «Хабанера» Ж. Бизе, вокальные произведения композиторов В. Кьяра и П. Сарасате, и наконец, четвертая часть, изюминка концерта, — вокальный цикл
«Семь испанских народных песен» М. де Фалья, написанные композитором в Париже в 1914 году по просьбе испанской певицы Марии Барриентос. В исполнении Любови Молиной на испанском языке прозвучали основанная на андалусийских напевах
«Мавританская шаль», ла-манчская стремительная
«Сегидилья мурсиана», лирическая
«Астуриана», танцевально-ритмическая
«Хота», матерински нежная и светлая андалусийская
«Колыбельная», традиционная песенная обработка «Кансьон, и завершающее цикл жгучее, как испанское солнце,
«Поло». Семь песен исполнялись певицей как единое целое, как одна маленькая опера и как одна большая человеческая жизнь, наполненная то скрытым беспокойством и тревогой, то иронией и насмешкой, то мечтательная, нежная и плавная, то энергичная и жизнерадостная. Как непросто в одном цикле передать столько разных эмоций и преодолеть столько вокальных преград, но голос певицы и фортепиано звучали в единстве, поддерживая и понимая друг друга. Премьера концерта состоялась и наше открытие испанской музыки состоялось тоже.
Вчера вечером звезды сошлись так, что концерт не закончился вместе с последней нотой. Артистки подарили нам еще полтора часа своего времени, с удовольствием рассказывали в музейной гостиной о совместной работе над испанской программой, о предстоящих выступлениях, о встречах с признанными оперными мастерами, с которыми свела их профессиональная судьба под крышей Центра оперного пения Галины Вишневской. Случилось так, что звезды сошлись в этом месте, подарив нам радость жизни и роскошь человеческого общения.»
Татьяна Трусова (Сочи), просто любитель музыки, оперного пения и поклонник вашего таланта.
6 мая 2018 года.
Московская премьера программы «Мавританская шаль» состоится З июня (воскресенье) в 16:00, в Московском-объединенном заповеднике территория «Люблино», Розовый зал Дворца Н. А. Дурасова (усадьба «Люблино»).