Биробиджанская филармония. Фото: Юрий Скачков
Начальник управления культуры правительства ЕАО признала, что филармония, возможно, выполняет не те функции, которые на нее возложены
Концепция развития профессионального музыкального искусства, предложенная управлением культуры правительства ЕАО вызвала шквал резкой критики экспертного сообщества. Чиновникам поставили в вину формальный подход к разработке документа, в том числе откровенный плагиат при подготовке документа, а также отсутствие реальных предложений. Управление культуры вынуждено было признать свои ошибки при подготовке концепции профмузискусства, а начальник управления Светлана Тромса согласиться, что концепцию должны писать профессионалы и люди искусства, а не чиновники. Особое место в ряду этих проблем занимает и областная филармония в Биробиджане, которая «сегодня выполняет не те функции, которые на нее возложены». Об этом заявила в интервью ИА ЕАОMedia руководитель управления культуры Светлана Тромса.
Светлана Тромса
Фото: Газета «Биробиджанская звезда»
— Основная база для развития профессионального музыкального искусства в ЕАО — филармония. Ряд экспертов говорили, что филармония в ее нынешнем виде не соответствует самому статусу и требованиям, выдвигаемым к этому учреждению. К примеру, солисты должны иметь профессиональное академическое образование, должен быть музыкальный коллектив… Планируется ли какое-то развитие филармонии?— Будет. Мы сегодня отрабатываем пути, думаем над штатной структурой. Естественно, будут кадровые изменения. Мы будем выстраивать, смотреть, перетасовывать, пересматривать и так далее.
— Реально ли пригласить к нам человека с академическим образованием, который смог бы вести какие-то мероприятия?— Человека надо заинтересовать, чтобы он к нам приехал. Энтузиастов сейчас, к великому сожалению, очень мало. Поэтому и нужно заинтересовывать. Это решение элементарных жилищных проблем, заработная плата и востребованность. То есть нужно, чтобы человек чувствовал себя востребованным.
— А среди наших земляков, которые разъехались? Белопашинцев, например, который сейчас в Красноярске…— Он сказал, что видит свое будущее именно там, в Сибири. Там есть площадки для развития творчества. Сегодня мы учим Евгения Лавочкина. Он получает два образования, одно из них в рамках государственной программы — одно в ПГУ, другое в Хабаровском институте культуры. Мы заключили с ним договор о том, что после окончания он к нам вернется и три года отработает либо в музыкальной школе, любо в филармонии. Конечно, мы помогаем финансово. В рамках нашей государственной программы мы уже проучили Белопашенцева.
— То есть такая программа у нас есть?— Ну, не отдельная программа. А как отдельный пункт.
— А ближайшие резервы?— Я не думаю, что у нас все так плохо. Надо смотреть еще и особенности нашей области. Сегодня у нас есть филармония. Да, может быть, она сегодня выполняет не те функции, которые на нее возложены. Но это в силу обстоятельств. Мы часто используем это учреждение как концертную площадку. Кроме городского Дворца культуры и областной филармонии концертных площадок нет. Поэтому все крупные мероприятия, государственные праздники автоматически переносятся в филармонию и автоматически включаются в государственное задание, потому что их нужно обслуживать, нужно проводить и должны работать режиссер и светорежиссер, и ведущие, и постановочная группа. Вот в чем главная проблема. Если бы у нас был еще один концертный зал со штатом, то филармония непосредственно занималась бы тем, чем она должна заниматься.
— Но там же одно время шли и музыкальные лектории…— Это у них проводится. Проводятся детские абонементы, лектории, тесно работают со школами и детскими садами. Но пока наше опорное учреждение — филармония — выполняет не те функции, которые изначально были на нее возложены. Сейчас она больше используется как концертная площадка. Да, там проводятся лектории, музыкальный абонемент, но очевидно, что этого недостаточно. Коррективы в работе этого учреждения назрели, думаем над его штатной структурой. Есть острая нехватка профессиональных кадров — приглашать кого-то извне — надо его чем-то привлечь — квартирой, зарплатой, чтобы он чувствовал себя востребованным. На подготовку собственных кадров требуется время и деньги…
От редакции напомним, что пианист Александр Петрук
жестко и аргументированно раскритиковал «Концепцию развития профессионального музыкального искусства на территории Еврейской автономной области на период до 2025 года». Внимательно изучив его, музыкант пришел к выводу, что это чистейшей воды плагиат, поскольку концепция местных управленцев от культуры является на 90–95% компиляцией таких же документов (они взяты за основу с соответствующих сайтов и это легко проверить), с сайтов Министерства культуры РФ и министерства культуры правительства Хабаровского края. И лишь 5–10% собственного «самодеятельного» творчества местных чиновников. Тем самым, по его мнению, управление культуры «подставило» своего непосредственного куратора — заместителя председателя правительства области Владимира Приходько.
Владимир Приходько и Светлана Тромса
Фото: Леонид Якимов
Александр Петрук заявил, что «в ЕАО существует серьезнейший перекос в сторону самодеятельного творчества населения в ущерб развитию собственно музыкального искусства и инструментализма в частности». Однако по какому-то странному стечению обстоятельств чиновники от культуры даже не удосужились привлечь его в качестве эксперта и не обратились к нему с предложением высказать свои соображения по поводу рождаемой в таких муках концепции.
Ранее к дискуссии подключился бывший начальник управления культуры областного правительства, дирижер-хоровик Александр Ярковой. По его мнению, разработанный в чиновничьих недрах документ уместен тогда, когда есть профессиональное понимание и профессиональный подход для решения поставленной задачи.
Александр Ярковой
Фото: Из личного архива А.Яркового
Такого подхода Александр Ярковой не увидел. Напротив, он заявил «об отсутствии как видения, так и понимания в решении затронутой темы».
Нотки жесткой критики в адрес филармонии и управления культуры прозвучали позже и в интервью профессиональной пианистки Марины Петрук, которая заявила, что «дилетантам не место в профессиональном музыкальном искусстве ЕАО. Концепцию развития профмузискусства должны разрабатывать профессионалы, а не чиновники от культуры и «самодеятели». Однако они ее все же принялись разрабатывать.
Марина Петрук
Фото: Пресс-служба губернатора ЕАО
«Первое и главное препятствие в развитии профессионального музыкального искусства в ЕАО — непонимание сути, цели культуры и искусства у наших управленцев. Основной целью должно быть не проведение мероприятий, „галочки“ и увеличение количества концертов в отчётах. Второе препятствие — отсутствие чёткого и ясного понимания, „как должно быть“. Третье — вытекающее из второго пункта отсутствие концепции развития профессионального искусства в области и её реализации», — убеждена Марина Петрук.
Кроме того, пианистка выступила с пакетом предложений по развитию в ЕАО профессионального музыкального искусства, заявив, что «концепцию развития профмузискусства в ЕАО надо не „плагиатить“, а разрабатывать самим». Марина Петрук предлагает учредить худсовет, ввести аттестацию руководителей культуры и создать детскую филармонию.
«В течение последних трех лет велась планомерная работа по разрушению представлений о функциях концертного зала филармонии, и о содержимом концертов, связанных с классической музыкой», — заявила в свою очередь директор Биробиджанского колледжа культуры и искусств Елена Болтыбаева. Пианистка Ольга Котова, размышляя о проблемах в этой сфере и необходимости привлечения в качестве экспертов профессиональных музыкантов заявила: «В ЕАО нет сегмента профессионального исполнительского искусства».
Ольга Котова и Елена Болтыбаева
Фото: Леонид Якимов
eaomedia.ru
Комментарии
muzkarta, 27 февраля 2016:
Аллилуйя!