Директор Биробиджанского колледжа культуры и искусств Елена Болтыбаева о развитии профессионального музыкального искусства в области
Биробиджанская филармония. Фото: Юрий Скачков
Директор Биробиджанского колледжа культуры и искусств Елена Болтыбаева считает, что «в течение последних трех лет велась планомерная работа по разрушению представлений о функциях концертного зала филармонии, и о содержимом концертов, связанных с классической музыкой». При этом профессиональный музыкант, прославленный преподаватель, взрастившая в Биробиджане немало талантов — юных пианистов, победивших в многочисленных международных и всероссийских конкурсов — выразила надежду, что «взгляды людей меняются, а вместе с ними в нашей жизни появится возможность переживать настоящие эмоции от качественного профессионального исполнения классической музыки». Елена Болтыбаева поделилась с информагентством и другими мыслями, сообщает корр. ИА EAOMedia.
О том, что профессиональное музыкальное искусство в ЕАО стало сдавать позиции в начале недели говорили на круглом столе эксперты.
К разговору наряду с профессиональными музыкантами, руководителями колледжа культуры и искусств и филармонии были приглашены члены правительства области, депутаты парламента ЕАО, представители мэрии Биробиджана, ветераны сферы культуры.
В ходе двухчасового откровенного разговора его участники сошлись на том, что для Еврейской автономии существует несколько ключевых проблем в области профессионального музыкального искусства. Это нехватка качественных инструментов, которые стоят очень дорого (например, приобретение концертного рояля обойдется примерно 3,5 млн рублей), отсутствие специалистов-настройщиков этих инструментов (сейчас в ЕАО только один эксперт имеет право выдавать заключение о состоянии фортепиано), почти полное отсутствие профессиональных коллективов, в том числе еврейских, и, как следствие всего вышеперечисленного, профессиональная невостребованность отдельных музыкантов, их отъезд из области. Хотя, с другой стороны, филармонии сейчас приходится приглашать людей со специальным образованием из Хабаровска.
Директор Биробиджанского колледжа культуры и искусств Елена Болтыбаева также поделилась с информагентством своими мыслями после проведения круглого стола «Перспективы развития профессионального музыкального искусства в Биробиджане и ЕАО». Елена Болтыбаева
музыкант, директор Биробиджанского колледжа культуры и искусств
Автор фото: ИА ЕАОMedia
Была ли необходимость в проведении такого круглого стола
? Эта необходимость назрела давно. Хотя тема неоднократно обсуждалась на различных уровнях, но всегда оставалась открытой… Еще раз подчеркнуть важность и необходимость развития на территории области данного вида искусства было отличной идеей. Другое дело — каков будет результат данного собрания и будет ли он вообще.
На круглом столе прозвучала мысль, что в ЕАО существует «перекос в сторону развития самодеятельного творчества населения в ущерб профессиональному музыкальному искусству».
Считаю данное выражение некорректным. Любой вид творчества (в данном случае — самодеятельность) не может наносить ущерб другому виду искусства (к примеру, профессиональному). Другое дело — расставление приоритетов и дозирование одного и другого. А вот в этом — вижу огромный перекос.
Главное препятствие в развитии профессионального музыкального искусства в области — проблема «малых территорий», слишком малый круг людей, заинтересованных в его развитии.
Второе препятствие — профессиональное искусство требует определенных финансовых вложений, поддержки со стороны, поскольку не является самоокупаемым.
И третье. Имеет место быть недостаточное осознание важности и необходимости для всех категорий населения данного вида искусства.
У каждого профессионального музыканта, наверняка, есть определенные соображения на тему развития данного вида искусства в России, в области, в городе, котором живешь. Но для воплощения в жизнь любого проекта, концепции недостаточно представлений о том, как это должно быть. Мы очень часто сталкиваемся с ситуацией, когда прекрасный на бумаге и вроде бы важный документ остается не реализован. Конечно, необходима заинтересованность всех участников процесса. Роль областного управления культуры в данном случае — реализация идей, достойных для претворения в жизнь.
На круглом столе прозвучало предложение о создании экспертного совета из профессиональных музыкантов.
Но я не очень верю в качестве работы экспертных советов любой направленности. Всегда «проглядывает» личная заинтересованность кого-то из состава. Считаю, что двигателем прогресса обычно становятся индивидуальности, которым или удается развернуть и изменить ситуацию, или эти люди так и остаются в оппозиции.
Еще одна из «больных» тем, обозначенных на круглом столе — отсутствие в областной филармонии пианиста.
Причин несколько:
- В течение последних трех лет велась планомерная работа по разрушению представлений о функциях концертного зала филармонии, и о содержимом концертов, связанных с классической музыкой (за редким исключением концертов приезжих артистов).
- В том качестве, в котором находился творческий состав филармонии и репертуарная направленность, пианист не был нужен — можно «обойтись» и фонограммой.
Очень надеюсь, что взгляды людей меняются, а вместе с ними в нашей жизни появится возможность переживать настоящие эмоции от качественного профессионального исполнения классической музыки.
Напомним, ранее в рамках круглого стола «Перспективы развития профессионального музыкального искусства в Биробиджане и ЕАО», организованного информационным агентством EAOMedia при поддержке Законодательного Собрания области, известный биробиджанский пианист Александр Петрук выступил со своеобразным манифестом, в котором поведал о своем видении развития инструментального искусства. По его мнению, в ЕАО существует серьезнейший перекос в сторону самодеятельного творчества населения в ущерб развитию собственно музыкального искусства и инструментализма в частности.
Подробнее:
eaomedia.rueaomedia.ru