Концертмейстер Поморской филармонии – о музыкантах и музыке, которые ее окружают
Ольга Голдобина. ФОТО: ЕВГЕНИЙ КРЕХАНОВ
26 апреля в кирхе с большим успехом прошел концерт старинного русского романса «Ах, эти черные глаза». Романсы и танго 30–40-х годов прошлого века исполняли великолепные вокалисты Поморской филармонии, но мы решили поговорить с той, которая аккомпанировала на фортепьяно – Ольгой Голдобиной. За чистоту стиля
– Ольга Львовна, вы иногда производите впечатление прилежной девочки, которую когда-то посадили учить гаммы, а она так и осталась за инструментом. Наверное, оно обманчиво, но когда в вас проснулась «святая к музыке любовь»?
– В шесть лет мама отвела меня в музыкальную школу, в которой я училась с огромным желанием, и у меня не возникало никаких сомнений в том, что я буду профессиональным музыкантом. Так и пошла по этому пути, на ходу совершенствуясь. Музыкальное училище в Иваново, Саратовская консерватория, а с 1994 года – Архангельская государственная филармония.
– Какие знаковые события происходили на этом пути?
– Вехами в творческой биографии считаю встречи с людьми, которые становились Учителями, в значительной степени влияющими на мой дальнейший путь в профессии. В музыкальном училище – педагог Елена Владимировна Бакотина, которая сказала: «Ты должна учиться в консерватории, и я верю в тебя как в большого музыканта». В Саратовской консерватории все перехлестнула учеба у выдающегося концертмейстера, профессора Елены Ивановны Губановой. Знаковой стала встреча с Игорем Перфильевым – мы вместе более двадцати лет в жизни и на сцене.
Важным считаю 2004 год, когда впервые попала в Таллин на Международный конкурс русского романса имени Изабеллы Юрьевой, где получила звание лауреата в номинации «Лучший концертмейстер» и диплом «За чистоту стиля», присуждаемый только вокалистам, но в тот год впервые члены жюри сделали исключение для меня.
Таллин подарил дружбу с председателем жюри конкурса, художественным руководителем клуба русского романса великим подвижником своего дела Ольгой Бундер.
В 2010 году судьба преподнесла мне встречу с выдающейся норвежской певицей, педагогом и прекрасным Человеком Анне-Лисе Бернтсен, которой я аккомпанировала в течение нескольких лет и с которой сделано много совместных проектов.
Анне-Лисе познакомила меня с профессором Академии музыки в Осло, изумительным кларнетистом Хансом Кристианом Брайеном. Наше творческое сотрудничество – это большое счастье! А еще есть замечательные вокалисты, инструменталисты, вместе с которыми работаю в России и за рубежом…
Человек за роялем
– Ведь вы им не просто, грубо говоря, подыгрываете…
– Хочу сразу сказать: никогда никому не подыгрываю!
– Признаюсь, это провокация, ведь в понимании обывателя человек за роялем именно этим занимается.
– Мой многолетний опыт подтверждает и доказывает только одно: насколько состоятелен солист на сцене, во многом заслуга того, кто ему аккомпанирует. Концертмейстер должен задать певцу необходимое движение, темп, уровень эмоций, настроение…
Профессия концертмейстера очень сложная, требующая не только владения инструментом, но и больших человеческих затрат, обладания определенным комплексом природных качеств, главное из которых – умение быть партнером и отвечать не только за себя. В этом высоком для меня смысле профессия концертмейстера, к сожалению, исчезающая. У нас в консерватории один профессор в шутку всегда говорил: «Вас, пианистов, как собак нерезаных, а попроси выступить в роли концертмейстера – так сразу нет никого».
– Сразу вспоминается знаменитый номер Винокура: «Тут играем, тут не играем, здесь рыбу заворачивали».
– К счастью, в моей практике такого не было, но я знаю ситуации, когда блестящие вокалисты становились никем, если рядом садились слабые аккомпаниаторы. И когда высокого класса концертмейстеры «вытаскивали» посредственных солистов. Поэтому если говорят: «Подыграй!», то это не ко мне.
У нас душа такая…
– Ольга Львовна, с мужем, Игорем Перфильевым, у вас много совместных программ, кто их придумывает?
– Мы живем одной идеей и всегда вместе реализуем задуманное. На протяжении уже долгого времени серьезно занимаемся историей старинного русского романса. У нас есть целый цикл концертов, посвященных истории жанра, создателям и исполнителям романса. Кроме исполнительской работы, еще и архивы, восстановление с пластинок и перевод в нотный текст неизвестных романсов – это все очень сложно. С огромным успехом проходят программы, посвященные романсу русского дворянства, творчеству Бориса Фомина – «Изумруд», Бориса Прозоровского – «Огни заката», исполнителям: Изабелле Юрьевой, Александру Вертинскому, Петру Лещенко…
– Ольга Львовна, есть композиторы, музыку которых не только играть любите, но и слушать?
– Чем больше творческих контактов, тем больше музыки исполняю, открывая много нового для себя. И слушаю много… Люблю русскую классику – Мусоргского, Бородина, Рахманинова, она более ностальгическая, богата на внутреннюю эмоцию, у нас душа такая, требует глубокого выражения в музыке.
В зарубежной фортепианной отдаю предпочтение Шуману, Брамсу.
– А что наша публика лучше воспринимает?
– Публика везде разная, но архангельская, все отмечают, очень подготовлена к восприятию музыки разной сложности и способна оценить качество исполнения. В том, что Камерный зал практически всегда полон, считаю, есть и наша заслуга. Мы стараемся донести до слушателя лучшие образцы классической музыки и, открывая новое, приобщить к Великому!
– И напоследок традиционный вопрос: что у вас на пюпитре?
– В мае пройдет XV конкурс старинного романса в Таллине, в котором Игорь Перфильев представляет Россию в международном жюри, а я – концертмейстер конкурса.
Продолжится творческое содружество с Хансом Кристианом Брайеном на сцене Поморской филармонии.
Впереди – продолжение цикла концертов по жанру романса, востребованного сегодня как никогда. В планах очень много интересного, готовим новые программы... Мы же артисты филармонии! Тем и уникальны, что не повторяемся.dvina29.ru© ИД Двина Опубликовано в № 17 (Архангельск) 30.04.2014 года