17 февраля в 17−00 в Камерном зале Поморской филармонии состоится концерт камерной музыки «Встречи без расставания» в рамках международного трио-проекта. Как музыканты готовятся к концерту, что услышит публика, почему за этими встречами нет расставаний? Давайте спросим у Ольги Голдобиной, главного организатора и вдохновителя проекта.
— Ольга Львовна, как появился этот проект и чему он посвящён?
— В этом году мы отмечаем две важные даты, которые тесно связаны с моей жизнью. Одна из них — 75 лет со дня рождения великой норвежской певицы Анне-Лисе Бернтсен. Она сделала возможным очень плодотворный творческий контакт в сфере классической музыки для северных территорий России и Норвегии — Архангельской области и Вардё. Анне-Лисе была не просто подвижником, она сыграла в моей жизни очень большую роль, ведь именно благодаря встрече с ней случилось так много интересных событий. Во-первых, я на восемь лет оказалась крепко связанной с севером Норвегии — сначала я была просто участницей Поморского фестиваля, а затем организатором классической части его программы с российской стороны. Во-вторых, благодаря ей я познакомилась с Хансом Кристианом Брейном, у которого играла на мастер-классах по кларнету и с которым теперь связывает крепкая творческая дружба. И в-третьих, потому что для меня она стала особенным человеком. Знаете, есть люди, которые встречаются тебе на пути, чтобы показать, где находится твоя творческая планка. Как высоко ты должен её поставить, чтобы в творчестве состояться как личность. Мне удалось пообщаться с Анне-Лисе два года — кажется, это такой небольшой период времени… Но мы многое успели сделать. Именно она образовала в первом составе «Поморский камерный ансамбль» и завещала мне вести его дальше, чтобы он существовал, не смотря ни на что. Собственно, что я и стараюсь делать.
Вторая дата — 25-летие Баренцева сотрудничества. Она очень важна для всех, кто налаживает связи в сфере культуры между Россией и Норвегией. За 25 лет в окружающем нас мире изменилось многое, а отношения остаются и укрепляются. Я не могу определить, какая из двух дат для меня важнее. Для истории важнее вторая, а с точки зрения внутреннего не просто интереса, а воплощения — первая.
— Кто выйдет на сцену 17 февраля? Как вы познакомились с артистами?
— Этот состав уже играл в Камерном зале в ноябре 16-го года. Мы выступим с Хансом Кристианом Брейном, высочайшим мастером по кларнету, и с замечательным виолончелистом Александром Забабуркиным. С Александром мы познакомились совершенно случайно, я услышала о нём от коллег-органистов и пригласила в свой проект. Оказалось, что это абсолютное попадание в трио — мы будто играли вместе всю жизнь. И я решила, раз есть такая возможность, снова собраться вместе — надо подарить зрителям музыку, которая написана специально для кларнета, виолончели и фортепиано.
— Что вы исполните?
— Первое отделение концерта посвящено русской музыке, эти произведения входят в золотой фонд классики: «Pezzo capriccioso» П. Чайковского для виолончели и фортепиано и «Ноктюрн» Александра Бородина в переложении для кларнета и фортепиано. В этом составе мы также будем играть широко известную музыку — «Патетическое трио» Михаила Глинки. Она очень виртуозна и сложна, поэтому исполняется нечасто. В программе есть произведения, которые впервые прозвучат в Архангельске, хотя написаны давно. Это, например, Трио Александра Цемлинского. Оно сложное и интересное, это яркая романтическая музыка, которая требует очень хорошего сплава музыкантов в составе. Вместе с этим сочинением прозвучит во втором отделении концерта и музыка его учителя — Иоганнеса Брамса.
— Почему же эти встречи — без расставания?
— Здесь тоже есть очень много аспектов. Во-первых, потому что последний проект Анне-Лисе в Архангельске назывался «Встречи И расставания». Я хотела, чтобы название проекта приобрело ощущение бесконечности, в этом большая философская глубина. Ведь многие, кто общался с ней, навсегда сохраняют в сердце её имя. Наша первая встреча произвела очень мощный импульс, её нет с нами вот уже шесть лет, но все эти годы удаётся продолжать проект и развивать её личность в музыке. И это большая благодарность и посвящение тем людям, которые участвуют в проектах вместе со мной — без них всё осталось бы на уровне идей. Обстоятельства всегда складываются так удачно, что все мои мысли насчёт проектов находят подтверждение в должном профессиональном уровне музыкантов. Это большое счастье, и так получается не у всех.
— Организовывать такие проекты, наверное, непросто?
— Это, конечно, музыка не для повседневного исполнения, она требует от каждого музыканта большой предварительной подготовки. А мы же при этом не видимся ежедневно! У каждого свой очень насыщенный концертный график, в котором нужно выкроить время. Подразумевается, что каждый проходит свой путь погружения в музыку, потом мы встречаемся, чтобы порепетировать, а затем представляем результаты труда публике. Нельзя не сказать и о больших финансовых затратах, потому что речь идет о сотрудничестве профессиональных музыкантов в сфере искусства. На протяжении многих лет все мои проекты поддерживают Поморская филармония и Почётное Консульство Королевства Норвегии в Архангельске, за что я им очень благодарна. Когда все необходимые элементы соединяются, рождается целый проект, который и состоится 17 февраля.
— Какой аудитории он адресован?
— Вообще, камерная музыка для такого трио звучит здесь не так часто. Я думаю, что это должно быть интересно той публике, которая любит камерную музыку и которая посещала все мои проекты ранее. Это сложная музыка, но процесс — это дело тех, кто играет, а зрители в результате услышат в первую очередь музыку очень красивую. В программе не будет ничего такого, чего нельзя понять.
— В завершение беседы, Ольга Львовна, поделитесь секретом творческого роста?
— Для того, чтобы расти дальше, нужно ставить перед собой большие цели. Ты будешь всегда в прекрасной исполнительской форме, когда ты играешь что-то более трудное, чем ты исполнял до этого. Так ты не только улучшаешь свою технику, но и поддерживаешь свою профессиональную исполнительскую основу. Трудно играть надо всегда. Иногда — особенно трудно. Такой непростой целью может стать и создание собственного проекта, в котором ты будешь чувствовать себя в хорошем смысле создателем, творцом.
Желаем артистам плодотворной подготовки к концерту и ждём вас в Камерном зале, друзья!
Источник:
www.pomorfil.ru