Концертом с музыкой Бетховена и Мейербера на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко открылся ежегодный фестиваль «Опера априори». Принцип фестиваля (он пятый по счету) остается неизменным: редкие программы и высококлассные музыканты. Автор: Майя Крылова
«Опера Априори». Фото: Ира Полярная
Организатор «Оперы априори» Елена Харакидзян сознательно не идет по пути тиражирования популярных вещей, хотя сознает степень риска: «Отсутствие оперных шлягеров и неизвестные на слух названия произведений — та Terra incognita, на которую боятся вступить даже поклонники оперного жанра». Тем не менее на открытии фестиваля зал был полон.
Конечно, дорогу облегчают известные имена талантливых музыкантов, указанные в афише. Пианист Лукас Генюшас — обладатель двенадцати наград на международных конкурсах и ярко выраженного индивидуального стиля.
Кларнетист Игорь Федоров концертирует по миру с 13 лет и имеет репутацию вдумчивого и тонкого виртуоза. Дирижеру Максиму Емельянычеву всего 29, что для его профессии совсем юный возраст. Но он уже руководит камерным оркестром в Европе, выступает вместе с Франко Фаджоли и Джойс ди Донато, а его диски получают международные награды. Выступление таких артистов — гарантия высокого качества. Плюс оркестр и хор Музыкального театра. У участников вечера, от солистов до хористов, в этот вечер случилась премьера: все исполненные произведения специально учили к концерту.
Игорь Фёдоров. Фото: (c)Ира Полярная
На концерте по залу бродила шутка с долей шутки: это вечер женских страданий. И правда. Название концертной арии Бетховена для сопрано и оркестра «Ah! Perfido, spergiuro» («Ах, вероломный обманщик») говорит само за себя. Драматическая кантата (монодрама) Мейербера «Любовные муки Теолинды» тоже в разъяснении содержания не нуждается. Лишь бетховенская Фантазия до минор для фортепиано, оркестра и хора, если и посвящена любви, то любви к искусству.
Ария, спетая солисткой Музыкального театра Натальей Мурадымовой, впервые была исполнена в 1808 году. В ней находят влияние Моцарта, но бетховенское «напряжение на грани» тут явственно слышно. И если поешь о смерти от ужаса разлуки и мести за поруганное чувство, без переменчивой душевной бури не обойтись. Другое дело, как эта буря выражена. Мощь голоса Мурадымовой была сознательно принесена в художественную жертву: дирижер прочел эту музыку как сугубо камерную, даже интимную, несмотря на большой оркестр, который тоже звук не форсировал.
Кажется, задача Емельянычева, специалиста по исторически-информированному исполнительству — придать современному оркестру привкус стилистически адекватного старинного изящества.
Наталья Мурадымова и Максим Емельянычев. Фото: (c)Ира Полярная
«Хоральная» Фантазия начинается с фортепианного соло, и Лукас Генюшас шутил, что он в бетховенской музыке «на разогреве». Как рассказал пианист на брифинге, эта вещь своеобразна по конфигурации. «Главная роль» рояля заканчивается через 4 минуты после начала, но за время прелюдии, где до-минор сменяется до-мажором, проводятся основные музыкальные темы.
Так выразился гений Бетховена-импровизатора (пианист подчеркнул, что его каденции следуют за композитором и не допускают отсебятины). Рояль как бы готовит слушателей к хору, где кристаллизуется звуковая идея. Генюшас сыграл точно и вдохновенно, как будто сам на наших глазах импровизировал. Публика с удовольствием узнавала в музыке темы финала будущей Девятой симфонии. А Емельянычев заставил оркестр и хор следить за качеством музыкальной выделки, без псевдо-глобальности и излишнего «бетховенского» напора, что было наверно, непросто, тем более за отведенные для репетиций четыре дня.
Лукас Генюшас за фортепиано. Фото: (c)Ира Полярная
Молодой Мейербер (еще не знаменитый по всей Европе автор модных опер) написал «Любовные муки Теолинды» в один год с первым исполнением «Севильского цирюльника» Россини, и каждый без труда услышит в «Теолинде» мотивы арии Розины."Una voce poco fa". Кантата Мейрбера рассказывает о драме некой девицы, считающей, что она без памяти влюблена в пастуха. Однако женская страсть не находит ответа. Только кларнет отвечает рыданиям и вздохам, да хор пастухов радуется собственной безмятежности — и периодически сочувствует. Российской премьере произведения мы обязаны Игорю Федорову. Одержимость расширением репертуара заставляет музыканта искать в библиотеках забытые партитуры. Музыка Мейербера полюбилась Федорову за то, что кларнет здесь активно солирует, наравне с колоратурным сопрано. Мало того, голос и инструмент любопытно соревнуются в показе душевной неустроенности. На первом этапе возникла проблема с нотами: их трудно было найти. Оригиналом владеет итальянское издательство «Рикорди», с которым в итоге все же удалось договориться. Оставалось найти подходящее сопрано для сложной вокальной партии, сочетающей признаки пасторали и плача. В итоге о любовных страданиях Теолинды (уместно кокетничая итальянской колоратурой и демонстрируя гибкое «сладкозвучие») спела Надежда Кучер, бывшая солистка Пермской оперы, обладатель титула «Певица мира» международного конкурса ВВС в Кардиффе, ныне — европейский «свободный художник», чьи выступления расписаны на три года вперед. А Федоров играл с травмой двух пальцев правой руки, но так блестяще, что никто в зале никаких проблем не заметил.
Надежда Кучер. Фото: (c)Ира Полярная
Впереди еще три фестивальных концерта: вечер французского барокко в исполнении меццо-сопрано Стефани д`Устрак и оркестра «Musica viva»; программа американской музыки в исполнении баритона Томаса Хэмпсона; и выступление контратенора Макса Эммануэля Ченчича с ариями из опер Николо Порпоры.
Источник:
www.rewizor.ru