Слушатели, пришедшие на концерт в Органном зале Белгородской государственной филармонии 25 или 29 апреля, преисполнились поистине необычайных художественных впечатлений. Абсолютно свежая для Белгорода идея солиста филармонии лауреата международных конкурсов Тимура Халиуллина соединить в одном концерте реликты этнографической музыки, фольклора, авторских произведений на фольклорные темы и собственные аранжировки фольклорного материала оказалась столь же захватывающе интересной для слушателей, сколь и богатой многообещающими перспективами для исполнителей.
Чтобы воплотить эту идею, многое должно было совпасть в одно время и в одном месте, что, к счастью, и случилось. К счастью для слушателей, и для молодых исполнителей, кто уже некоторое время сотрудничает с Тимуром Халиуллиным (Михаил Пидручный, Галина Зольникова, Алексей Хамтеев), и для тех, кто впервые вступил в круг «органного братства».
Орган соло, орган плюс волынки (Михаил Пидручный), дудук (Карен Вирабян), сопрано (Галина Зольникова), балалайка (Юрий Фукалов), кларнет (Алексей Хамтеев), маримба и ударные (Александра и Михаил Тополиди) рождали ошеломляющее разнообразие этого уникального, большого (в 2-х отделениях) концерта, и соответствующий очень высокий и заинтересованный градус слушательского интереса.
Этот концерт приближался к выразительному музыкальному спектаклю с традиционными световыми (а также дымовыми эффектами), где «режиссировал» орган, а «героями» поочерёдно становились инструменты каждого из исполнителей.
В «главной роли» в этот вечер были разновидности флейты. В руках Михаила Пидручного флейта предстала в трёх её разных народных ипостасях украинской сопилке, испанской волынке Гайта и китайской волынке Хулуси.
Древний духовой инструмент, издавна бытующий у славянских народов (русских, украинцев, белорусов), сопилка род небольшой деревянной продольной флейты со свистковым устройством. Его высокий, пронзительно-резкий тембр весьма «освежил» 1-ю часть Соль-мажорного концерта Вивальди для флейты и органа.
Слово «гайта» в испанском и португальском языке употребляется как синоним слова «волынка». Народная испанская волынка Гайта рождена в Галисии (области на северо-западе Испании), но в каждой испанской провинции существуют свои местные разновидности волынки под своими названиями.
Испанская волынка Гайта сочетает в себе лучшие качества шотландских и восточно-европейских волынок. Гайта имеет три трубки на теле меха. Основная трубка гантер служит для наигрывания мелодии, а две вспомогательные, называемые бурдоны, тянут басовый звук-фон.
Резкое пронзительное звучание испанской волынки Гайта с двухголосным бурдонным басом впервые прозвучало для белгородцев в русской плясовой мелодии «Заиграй, моя волынка». В третий раз Михаил Пидручный вышел к публике с китайской волынкой Хулуси в известной поэтичнейшей пьесе Белы Бартока «Вечер в деревне». Мягкий, нежный, отчётливый звук китайской волынки рождался в трёх бамбуковых трубках, насаженных на отверстие для вдувания воздуха, сделанное из небольшой круглой тыквы-горянки.
Красивая, грустная, пейзажная армянская народная музыка прозвучала на дудуке в сопровождении органа в исполнении Карена Вирабяна. Его большая семья из небольшого городка близ Еревана перебралась в Белгород около пяти лет назад, перевезя с собой и душу своего народа, которая воплотилась в бархатистом, слегка приглушённом и как бы растворяющемся в горных пейзажах Армении неповторимо-печальном звучании армянской флейты (дудука). Дудук называют ещё «абрикосовой трубой» или «душой абрикосового дерева».
Нетемперированный строй дудука с его особым звучанием и тончайший эхообразный звуковой фон органа в исполнении двух знаменитых армянских мелодий «Ешхемед» («Я болен от любви») знаменитого армянского ашуга 18 века Саят-Новы и «Отар амаи» («В чужих пустынях»), посвящённая самой трагической странице армянской истории геноциду турок против армян в начале ХХ века, стали ярчайшими моментами концерта.
Слушая в исполнении Александры и Михаила Тополиди и Тимура Халиуллина «Фантазию на японские народные темы» для маримбы, ударных и органа, написанную американским композитором армяно-шотландского происхождения Аланом Хованнесом (19112000 гг.) под впечатлением японских гравюр, возникали невольные ассоциации этой музыки с её отдалённым прообразом конца ХIХ века фортепианной пьесой Клода Дебюсси, написанной под впечатлением от гравюры Хокусаи.
В большой 15-минутной композиции, использующей древние японские лады и красочные звучания звенящей маримбы и большого набора ударных, в том числе японских гонгов, особенно впечатляла кульминация жёсткий, непреклонный, воистину самурайский военный марш.
Весьма неожиданным, но, как и все сочетания, очень органичным, оказалось и соединение органа и балалайки в «Камаринской» (по мотивам одноименной симфонической фантазии Глинки) в исполнении Юрия Фукалова и Тимура Халиуллина.
Что уж говорить о найденном и каждый раз с удовольствием воспринимаемом слушателями сочетании органа и прохладного, округлого, серебристого сопрано Галины Зольниковой, которое идеально подошло к старинной (ХVI век) английской народной песне «Зелёные рукава»; песне, которая передаёт жалобы юноши на непостоянство и неверность своей возлюбленной.
Неповторимым национальным обликом и изобретательностью музыкального языка были отмечены и исполненные на органе соло пьесы «Рондо в кельтском стиле» шведа Ханса-Андре Штамма, «Литания» (написанная под впечатлением от африканских групповых молитв с пением и плясками) и «Два танца Агни Явишты» (посвящённые индийскому богу огня) француза Жана Алена.
В заключении вечера в исполнении органиста и в сочетании с кларнетом Алексея Хамтеева прозвучала знаменитая еврейская «Хава Нагила» и два произведения на татарские народные темы, в том числе вариации Тимура Халиуллина на татарскую народную тему «Бас, кызым Эпипа» («Танцуй, девушка Эпипа») произведения, в которых народная радость жизни сквозит через все её трагедии. И напоминанием о недавней белгородской трагедии стало заключительное органное соло Т. Халиуллина в знаменитом «Адажио» Т. Альбинони.
Столь интересная и ассоциативно-богатая программа наталкивала также на мысль о том, что идея, предложенная и так ярко воплощённая Тимуром Халиуллиным и его друзьями, могла бы иметь успех и в виде абонемента для школьников среднего и старшего возраста поколения юных слушателей, сознание которых наиболее открыто и восприимчиво для всего нового, яркого, свежего, оригинального.
Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото М. Малыхина)
Дата публикации: 30.04.2013