27 сентября в Санкт-Петербургской консерватории завершился II Международный конкурс органистов им. И. А. Браудо. Победителем стал 27-летний Тимур Халиуллин — солист Белгородской государственной филармонии.
—
Тимур, каковы ощущения после победы в столь сложном органном марафоне?— Пока еще мною осознано далеко не все, выводы придут позднее. Тем не менее я ощущал радость в процессе исполнения, когда протягивалась ниточка между мной и залом, а это для меня самое главное. И «взаимопонимание» с инструментом произошло, ну, а остальное оценило жюри.
—
Как началась «органная история» в вашей биографии?— Я стал одним из первых учеников Даниэля Зарецкого в Петербургской консерватории, где он поначалу вел органный факультатив (к тому времени у него уже были ученики в Санкт-Петербургском университете и в консерватории Нижнего Новгорода). Я безмерно благодарен судьбе за то, что попал к такому мастеру.
Органом я начал заниматься абсолютно спонтанно, моей основной специальностью было фортепиано. Но мне хотелось взять от консерватории буквально все возможное, поэтому я загрузил себя по максимуму. Все бесплатные факультативы были моими: клавесин, композиция и т. д. Постепенно орган так увлек меня, что стал смыслом жизни. Фортепиано же осталось в моем сердце навсегда. Это миф, что органистами становятся несостоявшиеся пианисты. Без хорошей фортепианной подготовки органом овладеть невозможно.
—
Инструмента равного органу нет — как в отношении его запредельных выразительных возможностей, так и чисто визуально. Если он оказывает столь сильное эмоциональное воздействие на публику, то каковы же ощущения того, кто им управляет?— Иногда ощущаешь себя водителем гигантского автомобиля, машинистом скоростного поезда или даже пилотом. Контроль над великим множеством кнопок, рычагов, владение изощренной регистровкой, мануальной и педальной техникой — все, что на первый взгляд кажется самым сложным, в корне не так! Сверхзадача — скоординировать эти неисчерпаемые ресурсы для выражения глубинной сути исполняемого сочинения, перешагнув через все сложности, и… воспарить, создав музыку.
—
Органисты — особая музыкальная каста. Все они фанатично преданы инструменту и, срастаясь с ним, буквально становятся его продолжением. Их отличает целый набор качеств. Логическое мышление. Идеальная координация. Физическая выносливость. На конкурсе поразило то, что, выступавшие юноши и девушки были хрупкого телосложения.— Да, органисты — это особое всемирное братство: вы можете приехать в любую страну мира и поиграть на любом церковном органе. А такие хрупкие мы именно потому, что много сил уходит! Я постоянно поддерживаю свою физическую форму. С гордостью скажу, что в Белгородской филармонии есть тренажерный зал, который я регулярно посещаю! Кроме того, у меня есть собственные «фишки», которыми я уже поделился со своими коллегами, и они взяли их на вооружение. Это катание на роликах, ориентированное специально на поддержание в тонусе мышц ног для дальнейшего совершенствования педальной техники! Я ввел некоторые элементы фигурного катания, слалома.
—
Это же очень рискованный вид спорта. Как насчет травм? Не боитесь с «органной дистанции» сойти?— Опасности нас подстерегают везде, я чаще на лестнице спотыкаюсь, чем на трассе падаю. Не забывайте, что у органистов хорошая координация! Еще очень люблю велосипед. Шесть километров до филармонии и обратно — каждый день, круглый год!
—
Это все ваши ноухау?— Слишком громко звучит, но знаю, что до меня органисты системно на роликах не катались. Это ведь не только для «органных» ног полезно, но и мысли в порядок приводит, доставляет много радостных эмоций, столь необходимых музыканту, дает возможность «выдоха» между концертами и репетициями. Но, вообще, для ног польза — в первую очередь: ноги становятся более гибкими, ловкими, и в какой-то момент ты уже просто не думаешь, как они играют, все идет на автомате. Хотя педальная техника — не самое сложное в управлении органом: куда труднее скоординировать ее с мануальной. Но публика просто обожает трюки, когда играешь целые сочинения только ногами. К тому же при исполнении только ногами такие звуковые и тембровые эффекты порой достигаются!.. (Тема моей магистерской диссертации — «Педальная техника органиста и выразительные свойства органной педали в органной литературе».) В моих концертных программах очень много сочинений для педали соло. Есть собственная транскрипция «Полета шмеля» Римского-Корсакова. Этот номер способствовал развитию моей популярности. После того, как я выложил ролик в You Tube, появилось много гастрольных предложений. Постоянно играю его на бис. Токкату собственного сочинения играл на сольном концерте в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии.
—
По поводу трюков: в четыре ноги на органе музицируют?— А как же! Есть переложения фортепианных опусов величайшего пианиста-виртуоза Шарля Алькана. Несколько раз мы выступали в ансамбле с моим любимым педагогом, заслуженным артистом России Даниэлем Зарецким с вальсами Штрауса в «четыре ноги». Это был настоящий праздник!
—
Судя по всему, вы человек счастливый. Взять хотя бы Белгород, где орган находится в вашем полнейшем распоряжении. Не каждому органисту судьба преподносит столь щедрый подарок.— Вы правы. Не всегда удается реализовать себя. Я, например, работал концертмейстером в одной из музыкальных школ Петербурга. Это мне многое дало, но, на мое счастье, к окончанию консерватории меня пригласили в только что построенную Белгородскую филармонию с великолепным органным залом (и тоже не без помощи Даниэля Зарецкого, который не только дает нам блестящую профессиональную подготовку, но и всегда старается помочь обрести достойное место работы). Вот уже три года, как я солист филармонии, и могу заниматься на органе хоть круглыми сутками! Филармония выделяет мне любые коллективы под органные программы. Это самые разнообразные составы камерных ансамблей, хор, оркестр, солисты, играющие на дудуке и балалайке. Я рад, что мои коллеги не боятся экспериментов и идут мне навстречу. Экзотические инструменты в сочетании с органом открывают его абсолютно новые возможности. Меня еще очень интересует исполнение современной музыки.
—
А насколько грамотно она написана в контексте органа?— Все зависит от человека. Например, к только что завершившемуся II Международному конкурсу органистов им. И. А. Браудо были написаны специальные сочинения, прошедшие отбор для обязательной программы. Они не только интересны с точки зрения музыкального материала, но и написаны совершенно «органно». «Экзорцизм» сочинен студентом- органистом Петербургской консерватории Иваном Татариновым. «Токкату» написала уже известная в композиторском мире Елена Самарина из Екатеринбурга. Это просто замечательная музыка, и я обязательно оставлю ее в своем репертуаре.
—
Преподавать не тянет пока?— Я преподаю орган в Белгородском институте культуры и музыкальном колледже, а одна из первых моих учениц только что поступила на органный факультет Петербургской консерватории. Еще регулярно веду лекции-концерты для детишек. Воспитанниками всех белгородских школ прослушана программа «Король музыкальных инструментов». Я рассказываю об органе, демонстрируя самую доступную музыку. Такая же программа посвящена и карильону, которым я тоже владею. Это мое третье образование, полученное в Санкт-Петербургском государственном университете под руководством легендарного Йо Хаазена. Так здорово — уметь играть на многочисленных клавишных инструментах! Карильонов в России всего три: два в Петербурге и один в Белгороде. Детям очень нравится интерактивный формат: они могут сами прикоснуться к карильону, попытаться извлечь звук. Кстати, белгородский карильон мобилен, в отличие от своих петербургских братьев. Его перевозят на специальном грузовике — карильон-мобиле, что дает новые дополнительные возможности.
—
В какое время суток вы предпочитаете заниматься на органе?— Очень люблю заниматься в огромном пустом зале в ночное время. Какое-то совершенно особое состояние. Все люди на покое. Никаких отвлекающих факторов. Это дает чувство полнейшей концентрации и абсолютного слияния с инструментом. Все мои наиболее удачные композиторские опусы и выученные сложные произведения — результат ночных бдений. Это уже упомянутая мной «Токката для педали соло» и вариации на тему татарской народной песни «Бас кызым, Эпипа» («Станцуй, Эпипа!»), родной и близкой для меня. Моя родина — Ижевск, это Удмуртия, но я из татарской семьи. Песню мне пела еще бабушка, и захотелось как-то продлить свои детские воспоминания, написав вариации.
—
Импровизировать на органе пробовали?— Да. Моя импровизация на тему Оливье Мессиана прозвучала на одном из самых знаменитых органов мира — в церкви Святого Бово в голландском Гарлеме. Есть еще импровизация на темы И. С. Баха «Happy birthday, BACH».
—
Тимур, а есть чтото, чего вы еще не успели попробовать?— Музыкант всегда должен чуть-чуть обгонять самого себя, без этого творческий процесс замирает.
Хомчук Екатерина
2014-10-28gazetaigraem.ru