В Бишкеке состоится концерт органной музыки. Предполагалось, что будет дан только один концерт. Однако бишкечане проявили такой интерес к этому культурному событию, что организаторы решили провести два концерта.
18 и 19 марта в Малом зале Кыргызской государственной филармонии выступит органистка Рижской евангелическо-лютеранской церкви Св. Павла Елена Привалова-Эпштейн. Организатором выступает фонд «Ренессанс-Арт». Начало концертов в 18.30.В преддверии концерта «ВБ» удалось побеседовать с Еленой и узнать, какие музыкальные произведения она исполнит во время концерта.
— Почему вы стали музыкантом?— Сама судьба как будто делала выбор за меня.
Родилась я в Оренбурге, в семье рабочих. В 5 лет, качаясь на качелях, я сломала руку, и при операции был защемлен нерв. Врачи прочили инвалидность, однако мама за меня боролась. Один из врачей сказал, что необходима регулярная тренировка и разработка пальцев и что игра на фортепиано способна помочь. Поэтому с 8 лет я пошла в музыкальную школу. Занималась всегда с большим удовольствием и энтузиазмом. В школе участвовала в конкурсах. Однако педагог на меня ставок не делала и даже препятствовала поступлению в музыкальный колледж, полагая, что ребенку рабочих там не место. Но моя мама и тут не сдалась. В общем, музыкальный колледж я закончила с отличием.
— А когда же вы начали играть на органе?— Свои фортепианные навыки я оценивала невысоко и боялась, что не смогу поступить в консерваторию на фортепианный факультет. Обладая абсолютным музыкальным слухом и хорошими теоретическими способностями, решила поступать в Москву на теоретический факультет. Конкурс был очень большой: 40 человек на 14 мест. Уже с первого курса консерватории я томилась от сухости теории и истории музыки, страдала без фортепиано, без концертов. Думала о том, чтобы поступать на фортепианный факультет. Но с третьего курса пошла заниматься на органе. Практически сразу мой педагог предложила сдавать экзамен на специальный орган. В конечном итоге консерваторию окончила с двумя дипломами — как музыковед и как концертный органист. И эти два направления все время совмещаются в моей творческой жизни. Музыковедение, кстати, мне пригодилось, когда работала в музыкальном отделе Министерства культуры РФ и экспертом отборочного жюри фестиваля «Золотая маска». Эти знания использую и при организации собственного масштабного фестиваля «Органные вечера в Кусково», который проводится ежегодно с 2009 года.
— И вы так и совмещаете обе профессии?— Нет, в 2011-м году почувствовала, что невозможно все время полноценно совмещать административные функции и исполнительство. Необходимо сделать выбор. В это время училась в аспирантуре как органистка и решила испытать свою судьбу вновь и сделать выбор в пользу концертного исполнения. В этот период со мной стал заниматься ведущий российский органист Алексей Шевченко. Он преподает на кафедре старинных клавишных инструментов в Московской консерватории. С момента занятий с ним началось мое профессиональное восхождение, которое еще поддерживалось мастер-классами и летними академиями в Германии у лучших немецких органистов. Думаю, что сделала правильный выбор, поскольку играю на лучших органах России и Латвии.
— Сколько в вашей коллекции органов, на которых приходилось играть?— Даже не смогу ответить на этот вопрос. Очень много. В одной Латвии насчитывается около 300 исторических органов. При поездках в Германию тоже удается играть на самых различных инструментах. Стоит отметить, что некоторые построены в эпоху барокко и на них играл сам Иоганн Себастьян Бах. Я люблю романтические органы, которых большинство в Латвии: это и знаменитый орган немецкой фирмы «Валькер» в Домском соборе, в моей церкви Св. Павла также установлен орган этой фирмы, но меньших размеров.
— У нас в Бишкеке есть только один орган и один человек, который умеет играть на нем. Чувствуете ли вы какую-то ответственность перед концертом? Ведь, возможно, именно после него у нас в городе могут появиться любители этого музыкального направления.— Волнение, эмоциональный подъем и большую ответственность я ощущаю перед каждым концертом. От моего выступления зависят настроения и впечатления пришедших. Сверхзадача — чтобы слушатели после концерта не только ушли восторженными, но и полюбили Баха, Мендельсона, Брамса, Франка. Чтобы у них появилось желание слушать в повседневности органную музыку.
— Насколько обширна ваша концертная деятельность?— Поскольку я живу в Латвии, моя основная концертная деятельность проводится именно в Риге и городах Латвии. Однако я стараюсь давать в Москве не менее 10 концертов в год, и 7–8 концертов по городам России. Всего у меня получается не менее 40 сольных выступлений в год.
— Какую музыку вы слушаете вне работы?— Поскольку занимаюсь минимум по пять часов в день, а когда готовлю большие турне с разными программами — по восемь, то, признаюсь, слушать музыку уже не хочется. Предпочитаю находиться в тишине. И даже в такие моменты мысленно напеваю что-то, не обязательно из органного репертуара. И так как музыка почти всегда в голове, зачем еще что-то слушать?
— Что зрители услышат на вашем концерте в Бишкеке?— По просьбе организаторов концерта программа будет состоять сплошь из шедевров органного репертуара. Каждое произведение, даже если слушатель не знает имя автора, останется в памяти и вызовет живую реакцию. Равнодушной публика точно не останется. Безусловно, прозвучат произведения великого Баха и его знаменитые токката и фуга ре-минор. Также исполню произведения его предшественников — Георга Бёма и Дитриха Букстехуде и переложение скрипичного концерта Антонио Вивальди. Из эпохи романтизма прозвучат произведения Феликса Мендельсона, Иоганнеса Брамса и Сезара Франка. Программа подобрана таким образом, чтобы каждому, даже самому неискушенному, слушателю она была понятна и вызывала положительные эмоции.
ЕЛЕНА ЧЕРНИКОВА
social.vb.kg