Оркестр La Primavera и лютневый ансамбль из Москвы воссоздали барочные песни XVI века в Казани

Добавлено 07 декабря 2017 волонтер

ГБКЗ имени Сайдашева, Рустем Абязов (скрипка, дирижер, композитор), Марина Белова (лютня), Ансамбль старинной музыки «Canto Vivo», Камерный оркестр «La Primavera»

Сегодня на сцене Большого концертного зала им. С. Сайдашева вместе с камерным струнным оркестром La Primavera выступил ансамбль старинной музыки из Москвы Canto Vivo.

Вокалист Андрей Чернышев и игрок на лютне Марина Белова специально приехали в Казань для того чтобы провести необычайный по сложности и удивительно вольнодумный эксперимент: впервые исполнить музыку эпохи раннего возрождения, старинные песни Джона Доуленда, Томаса Морли XVI и XVII веков вместе с оркестром. Старая европейская музыка, возраст которой зачастую переваливал за 400 лет, покорила казанский зал.


«Сегодня мы предлагаем поистине уникальную музыкальную программу. Во-первых, музыка, которая сегодня будет царить — музыка эпохи возрождения и раннего барокко — итак крайне редко исполняется. Во всяком случае, я не помню, чтобы в Казани звучало нечто подобное. Во-вторых, и это главное, в том виде, в котором вы ее слышите, она вообще никогда и нигде не звучала. Дело в том, что в те далекие времена еще не знали о том, что такое оркестр. Доминировала вокальная музыка, певцам аккомпанировали один-два музыкальных инструмента. Идея обогатить музыку давно прошедших эпох участием оркестра пришла нашим гостям — Canto Vivo», — отметил художественный руководитель и главный дирижер La Primavera Рустем Абязов.

Первое отделение концерта целиком было посвящено английской музыке и прошло под знаком царившей в те времена моды на меланхолию. Открывали программу три пьесы из консортных уроков Томаса Морли. Консортами в конце 16-го века англичане называли небольшие ансамбли, состоящие из однородных музыкальных инструментов — флейт или виол. Позже, когда стали появляться консорты, состоящие из различных инструментов, они стали называться «ломанными». Именно для ломанных консортов составил свой сборник Морли. Прозвучали в зале и английские песни Джона Доуленда, Филиппа Россетера, консортная музыка Уильма Лоуса.

«Программа, которую мы подготовили с La Primavera, новая не просто для Казани, она новая и для нас, это совершеннейший эксперимент. Я не слышал, чтобы музыканты отваживались на такое: смешивать направление историческое с академической музыкой. Здесь благодаря странному стечению обстоятельств и инициативе оркестра эта программа состоялась. Специально для сегодняшнего концерта Юлией Финкельштейн были сделаны аранжировки для струнного оркестра, — рассказал Андрей Чернышев. — Несмотря на то, что было всего две репетиции, оркестр сумел войти в этот совершенно новый для него мир со своими условностями. Мы постарались современными средствами выразить те уникальные особенности ритма, мелодики, которые были заложены в композициях изначально».

Перед выходом на сцену артисты заметно волновались. Как признался Чернышев, в сегодняшней программе была одна песня, за которую музыканты особенно переживали: «Позволь мне жить во тьме» Джона Доуленда. Сочинение написано на высочайшем полифоническом уровне и требует крепкой связки между инструментом и вокалистом. Обычно песня исполнялась под аккомпанемент лютни, но в этот вечер все было в первый раз. Волнения оказались напрасными: в конце первого отделения слушатели показали свою благосклонность теплыми аплодисментами.

Вторая часть концерта познакомила гостей вечера с Италией начала XVII века. Песни о любви — страстной, верной, дерзкой, нечаянной, ревнивой — перемежались с инструментальными сочинениями, в которых солисты оркестра продемонстрировали все свое мастерство. Прозвучали сочинения Стефано Ланди, Джованни Феличе Санчеса, Тарквинио Мерулы и Бьяджо Марини.

Источник: www.tatar-inform.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору