Сегодня на сцене Большого концертного зала им. С. Сайдашева вместе с камерным струнным оркестром La Primavera выступил ансамбль старинной музыки из Москвы Canto Vivo.
Вокалист Андрей Чернышев и игрок на лютне Марина Белова специально приехали в Казань для того чтобы провести необычайный по сложности и удивительно вольнодумный эксперимент: впервые исполнить музыку эпохи раннего возрождения, старинные песни Джона Доуленда, Томаса Морли XVI и XVII веков вместе с оркестром. Старая европейская музыка, возраст которой зачастую переваливал за 400 лет, покорила казанский зал.
«Сегодня мы предлагаем поистине уникальную музыкальную программу. Во-первых, музыка, которая сегодня будет царить — музыка эпохи возрождения и раннего барокко — итак крайне редко исполняется. Во всяком случае, я не помню, чтобы в Казани звучало нечто подобное. Во-вторых, и это главное, в том виде, в котором вы ее слышите, она вообще никогда и нигде не звучала. Дело в том, что в те далекие времена еще не знали о том, что такое оркестр. Доминировала вокальная музыка, певцам аккомпанировали один-два музыкальных инструмента. Идея обогатить музыку давно прошедших эпох участием оркестра пришла нашим гостям — Canto Vivo», — отметил художественный руководитель и главный дирижер La Primavera Рустем Абязов.
Первое отделение концерта целиком было посвящено английской музыке и прошло под знаком царившей в те времена моды на меланхолию. Открывали программу три пьесы из консортных уроков Томаса Морли. Консортами в конце 16-го века англичане называли небольшие ансамбли, состоящие из однородных музыкальных инструментов — флейт или виол. Позже, когда стали появляться консорты, состоящие из различных инструментов, они стали называться «ломанными». Именно для ломанных консортов составил свой сборник Морли. Прозвучали в зале и английские песни Джона Доуленда, Филиппа Россетера, консортная музыка Уильма Лоуса.
«Программа, которую мы подготовили с La Primavera, новая не просто для Казани, она новая и для нас, это совершеннейший эксперимент. Я не слышал, чтобы музыканты отваживались на такое: смешивать направление историческое с академической музыкой. Здесь благодаря странному стечению обстоятельств и инициативе оркестра эта программа состоялась. Специально для сегодняшнего концерта Юлией Финкельштейн были сделаны аранжировки для струнного оркестра, — рассказал Андрей Чернышев. — Несмотря на то, что было всего две репетиции, оркестр сумел войти в этот совершенно новый для него мир со своими условностями. Мы постарались современными средствами выразить те уникальные особенности ритма, мелодики, которые были заложены в композициях изначально».
Перед выходом на сцену артисты заметно волновались. Как признался Чернышев, в сегодняшней программе была одна песня, за которую музыканты особенно переживали: «Позволь мне жить во тьме» Джона Доуленда. Сочинение написано на высочайшем полифоническом уровне и требует крепкой связки между инструментом и вокалистом. Обычно песня исполнялась под аккомпанемент лютни, но в этот вечер все было в первый раз. Волнения оказались напрасными: в конце первого отделения слушатели показали свою благосклонность теплыми аплодисментами.
Вторая часть концерта познакомила гостей вечера с Италией начала XVII века. Песни о любви — страстной, верной, дерзкой, нечаянной, ревнивой — перемежались с инструментальными сочинениями, в которых солисты оркестра продемонстрировали все свое мастерство. Прозвучали сочинения Стефано Ланди, Джованни Феличе Санчеса, Тарквинио Мерулы и Бьяджо Марини.
Источник:
www.tatar-inform.ru