Оркестр под флагом

Добавлено 16 июля 2013 muzkarta

Валерий Гергиев (дирижер), Большой зал Московской консерватории

Подростки из 42 штатов Америки сыграют в Москве и Петербурге

Валерий Гергиев убежден, что сегодня у юных музыкантов все меньше поводов думать, что учиться надо где угодно, только не в России. Фото: EPA

В рамках мирового дебютного турне только что появившийся Национальный Молодежный оркестр Америки (National Youth Orchestra of the United States of America) даст два концерта в России - в Большом зале консерватории и в театре Мариинка -2. Новый симфонический коллектив, созданный по инициативе Карнеги-холл, приезжает со своим руководителем Валерием Гергиевым - 120 музыкантов в возрасте от 16 до 19 лет. Дебютные концерты NYO-USA в Перчейз-колледже Университета штата Нью-Йорк и в Кеннеди-центр в Вашингтоне произвели фурор. Сенсацией стало исполнение юными музыкантами 10-й симфонии Шостаковича. Мы связались по телефону с Валерием Гергиевым в дни, когда шли репетиции и выступление в Нью-Йорке. Но первый вопрос задал маэстро:

Валерий Гергиев: Какие новости в Москве?

Смена гендиректора в Большом театре. В прессе прошла информация, что этот пост предлагали вам?

Валерий Гергиев: Вранье, выдумка журналистов или кого-то из чиновников минкультуры! Я в последнее время ни о чем даже думать не мог, как только построить наш новый театр! Это просто абсурд, будто мне предлагали, а я хотел слить два театра - Большой и Мариинский! Мне и без того надо как-то организовать деятельность Мариинского театра на трех площадках. Да, меня звали в Большой театр, но это было в 90-х.

Логичной была отставка сейчас, накануне крупных гастролей Большого в Лондоне?

Валерий Гергиев: Мне трудно комментировать происходящее в Большом театре, но могу сказать, что и Большой, и Мариинский стоят перед очень большими вызовами. У Мариинского сегодня три площадки, и главная проблема - как обеспечить бесперебойную деятельность даже при такой поддержке государства. Типично российская история, когда при совершенно ненормальных, гигантских затратах в 22 миллиарда рублей государство сдает огромный комплекс, который, если судить по позиции минкультуры, театру предлагается осваивать самостоятельно. А надо закупать световое, звуковое, видеооборудование, имущество, обеспечивать инструментами пришедших в оркестр музыкантов. Представьте, что сегодня коллектив Мариинского театра чуть ли не в ручном режиме переносит одни и те же 10-15 контрабасов или комплектов ударных инструментов из одного здания в другое! Что касается Большого театра, то я надеюсь, скоро уже не печальные истории и многочисленные интервью балетных будут привлекать внимание мира к Большому театру, а его творческие успехи. Новый директор Владимир Урин - опытнейший администратор и руководитель театра, который тоже проходил через реконструкцию. Опыт ему поможет поправить то, что нужно. Я хочу пожелать Владимиру Георгиевичу больших успехов.

Новость из Нью-Йорка - состоявшийся дебют молодежного американского оркестра. Что скажете об этом коллективе?

Валерий Гергиев: Скажу, что ребята играли здорово, был громадный успех, огромный общественный резонанс, пресса. Фактически у всех на глазах произошло рождение нового оркестра. Причем речь идет об очень юных исполнителях, почти детях: они еще учатся в школах, колледжах. В истории Америки впервые создан такой общенациональный молодежный оркестр. И можно только поздравить американских коллег - они сделали важное дело. Я репетировал с ребятами несколько дней в очень напряженном режиме: заканчивали играть за полночь. Хотелось создать хорошую базу для выступлений в первом турне: Нью-Йорк, Вашингтон, Москва, Петербург, Лондон. Причем концерт в Большом зале консерватории будет записываться каналом Культура, ВВС сделает трансляцию концерта NYO на крупнейшем фестивале BBC-Proms (Променад) в Лондоне. А это сразу - огромная телевизионная аудитория.

Уровень оркестра соответствует этим масштабам?

Валерий Гергиев: Состав очень сильный, призванный, видимо, продемонстрировать, насколько сильна сегодня система подготовки будущих профессионалов в США. Ребят отбирали во всех штатах Америки, в составе представлены 42 штата, 120 человек. А прослушивание проходили тысячи музыкантов! Среди оркестрантов много латиноамериканцев, китайцы, японцы, корейцы, представители европейских стран. Учатся они в Америке, в Великобритании, в Германии. Программа у нас вызывающе трудная. Прозвучит мировая премьера сочинения молодого американского композитора Шона Шеперда (Sean Shepherd) "Магия", написанного по заказу Карнеги-холл и ВВС. Затем - сюита из популярнейшей оперы Джорджа Гершвина "Порги и Бесс", Скрипичный концерт Чайковского в исполнении одного из самых знаменитых американских скрипачей Джошуа Белла. Для меня лично гвоздь программы - 10-я симфония Шостаковича. Мне очень хотелось быстро подвинуть молодой оркестр к постижению главных ценностей в симфонической музыке ХХ столетия. А лучшего примера, чем симфонии Шостаковича, не найти

Но оркестрантам по 16-19 лет, и у многих даже опыта оркестровой игры не было. Как работали с ними над таким сложным материалом?

Валерий Гергиев: Было очень интересно! Это сильные, технически продвинутые ребята, у них огромный энтузиазм, большая концентрация внимания. Они здорово приняли меня, и я тоже, естественно, выкладывался, работал очень-очень детально. Обсуждали все: качество звука, фразировку, тембр, динамику, симфонический размах, который просто так - от шумной игры, не появляется. Я выступал здесь скорее как педагог, чем дирижер. Важно, что в Америке идею Молодежного оркестра принимают с энтузиазмом. Событие привлекло внимание самых крупных газет и журналов, таких солидных каналов, как CBS. Это, пожалуй, можно сравнить с тем, что было у нас перед конкурсом Чайковского. Выступая в разных странах, я работал практически со всеми известными в мире молодежными оркестрами: с оркестром Pacific Music Festival (PMF) в Саппоро, с фестивальным оркестром в Вербье, с оркестром Шлезвиггольштейнского фестиваля в Германии. И я считаю, это очень важно, чтобы молодежные оркестры заявляли о себе: стране это гарантирует солидное музыкальное будущее. Судя по уровню молодежного оркестра США, волноваться в ближайшее десятилетие за качество американских оркестров не придется.

Что же в России мешает создать такой оркестр?

Валерий Гергиев: Я как раз надеюсь, что опыт американцев поможет нам в ближайшее время собрать юношеский общенациональный оркестр России. Такой оркестр нам нужен. Мы в долгу перед юным поколением: не случайно ведь многие, не достигая 20-летнего возраста, уезжают искать лучшие вузы и педагогов на Запад. Но сегодня в России складываются более благоприятные условия для музыкантов, и поводов думать, что учиться надо где угодно, только не в Москве, Петербурге, Казани или Екатеринбурге, становится меньше. Правда, собрать такого уровня оркестр, как NYO-USA, нам будет очень трудно. Я бы хотел, чтобы профессора из Московской консерватории, Гнесинского института, училищ, наши журналисты обратили внимание на эти концерты в Москве и в Петербурге. Ведь это благородное дело - создать Национальный юношеский оркестр. И надо знать, что происходит в мире.

Справка "РГ"

Национальный молодежный оркестр США (National Youth Orchestra of the United States of America) - первый молодежный оркестр в истории Америки. Основан по инициативе Института музыки Вайля при Карнеги-холл. Юные музыканты из разных штатов участвуют в программе: ежегодный 2-недельный курс обучения в Перчейз-колледже при Нью-Йоркском университете у ведущих музыкантов американских оркестров и гастроли. В 2013 году мастер-классы проводили солисты Лос-Анджелесского филармонического оркестра, Симфонических оркестров Филадельфии, Чикаго, Хьюстона, Сент-Луиса, Питтсбурга и Метрополитен-оперы. Обучение в NYO-USA бесплатное. Карнеги-холл планирует привлечь $10 млн средств в течение первых пяти лет работы программы NYO-USA . Летние туры оркестра будут проходить в разных частях света с известными дирижерами. Мировой дебют NYO-USA состоялся с Валерием Гергиевым.

Текст: Ирина Муравьева
rg.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Зоя С., Красноярск., 17 июля 2013:

    Вопрос В. Гергиеву: "сегодня в России складываются более благоприятные условия для музыкантов". Хотелось бы уточнить, что именно Вы называете "благоприятными условиями", и по сравнению с чем "более"? С прошлым России или СССР или по сравнению с другими государствами? Спасибо.

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору