Осень под звуки органа

Добавлено 28 августа 2006 muzkarta

Саратовский Международный органный фестиваль, Алексей Шмитов (орган)

1 сентября для детей-сирот и учащихся музыкальных школ в Большом зале консерватории состоится благотворительный концерт лауреата всероссийских и международных конкурсов, московского органиста Александра Удальцова. А 14 сентября выступлением ирландского органиста, пианиста и композитора Патрика Хоппера в консерватории откроется XV международный органный фестиваль «Король пяти столетий», участниками которого станут органисты Великобритании, Польши, США, Германии, Норвегии…

Ирландец по своему происхождению и католик по вероисповеданию, профессор Гаагской Королевской консерватории Патрик Хоппер, пройдя большой конкурс, занял недавно и почетный пост кантора и главного органиста старинного аббатства Святого Антония в Шевенингене, недалеко от Гааги. Это один из любимейших органистов для всех ирландцев, его гастроли всегда ждут, прежде всего в странах Европы, Австралии, Новой Зеландии. Первый концерт Хоппера в России планировался зимой 2006 года, но из-за арктических саратовских холодов был перенесен на теплый сентябрь.

– За эти годы в Саратове свои программы представили более 60 органистов из разных стран, – рассказывает организатор и директор органного фестиваля, лауреат международных конкурсов Олег Белоцерковский. – Орган появился в Саратове в 1985 году, первый же фестиваль стартовал осенью 1991 года. Идею подбросил московский Александр Фисейский. Он заметил: «Такому городу просто необходим ежегодный музыкальный форум, центром и основным действующим лицом которого будет консерваторский орган». Связей ни в музыкальном мире, ни в мире бизнеса (ведь без спонсорской поддержки весьма трудно) особых не было. Тогда преподавал в консерватории за 90 рублей в месяц, учился в аспирантуре, подрабатывал в детском садике дворником и сторожем. Жили мы с женой и 2-летней дочкой в однокомнатной квартире, дома даже телефона не было. И все-таки рискнул. Органисты нашлись, финансовую помощь оказал нарождающийся бизнес, с рекламой выручил Андрей Россошанский, руководивший в то время газетой «Новый стиль». Конечно, трудностей хватало. Тем более накануне фестиваля, в конце августа, грянул путч. Как раз в то время приехал в Москву, слышал выстрелы. Не знали, чем дело кончится. Многие семьи, чтобы выжить хотя бы частично, провожали родственников за границу. Говорили, что КГБ приступило к формированию «черных списков» тех, кто занимался частным бизнесом. Если бы ГКЧП победил, прижали бы всех точно, и фестиваль вряд ли бы случился. Но произошло то, что произошло. И в сентябре в Саратове прошел первый фестивальный органный вечер. За месяц состоялось 8 концертов. Эйфория, ажиотаж, билеты раскупили досрочно, полные залы, народ в проходах стоял. А услышать дуэт органа с гитарой было столько желающих, что 20 человек даже посадили на сцене. Это сейчас в сентябре еще многие на дачах живут, а тогда у граждан в большинстве своем имелись «фазенды» с хозпостройкой и 6 сотками. Выбор между дачей и концертом был очевиден. Плюс к тому классика в начале 90-х еще котировалась. Квартет «Моц-арт» по деревням гастролировал – успех имел. С годами интерес к органу стал затихать. Да и классика сейчас не в фаворе. Богатые на такие концерты не ходят (давно вы из навороченных иномарок слышали музыку Баха, Вивальди?). У интеллигенции, средней прослойки, занятых интеллектуальным трудом, зачастую нет денег. Занимаюсь сейчас организацией фестиваля фактически в гордом одиночестве. Во-первых, чтобы сократить расходы. Это позволило снизить цены на билеты. Они значительно ниже, чем на аналогичные концерты органного фестиваля в Московском международном доме музыки (там зал на две тысячи мест, стоимость билета от 200 рублей до тысячи). Во-вторых, не гарантирую, что будут сборы, все финансовые риски беру на себя. Бывает, что концерты получаются и в минус. Но это уже увлечение на всю жизнь, своего рода хобби. Может быть, поэтому и не смог просто жить на Кипре, где в 16.00 возвращался с хорошо оплачиваемой работы в Girne Amerikan Univercity домой и шел в бассейн. Скучно было. Коммерческие структуры в этот раз помогать отказались. Аэрофлот хотел, чтобы вместо информации о приезжающем музыканте на афише красовалось расписание рейсов. ПЖД и банки с крупными предприятиями органным фестивалем не заинтересовались. Рестораны органистов не кормят. Лица для большинства неизвестные, на фото, повешенном в коридоре ресторана, никто не узнает. Утешает, что есть у меня пароварочка, секреты кулинарии знаю, такой обед приготовлю! Может, оно и к лучшему, ведь участник первого фестиваля итальянец Луиджи Тойя в одном из саратовских ресторанов отравился. Привел его домой, вместе с женой накормили домашним ужином. Остался в восторге, потом друзьям своим рассказывал, они рвались к нам в Саратов приехать. Едут сюда не из-за гонораров и больших денег. Из интереса, из желания играть при полном зале, увидеть восторженную публику.

XV фестиваль – попытка возродить интерес к органу, привлечь молодежь. Для этого Олег Белоцерковский пошел на некоторые хитрости и нововведения. Первое: на сцене будет установлен большой мультимедийный экран.

– Хотим разместить камеры таким образом, чтобы во время концерта зрители на экране видели руки органиста, наблюдали за тем, что и как он делает, – объясняет Олег Вениаминович. – Чаще всего, глядя на спину музыканта, люди вспоминают свою жизнь, предаются размышлениям, засыпают… Спать не дадим. На экране также будут демонстрироваться любопытные фотографии тех стран и мест, где органисты выступали. Фотоснимки и видеоматерилы исполнители везут с собой.

Второе: рамки жанра существенно расширятся. Наравне с классикой (преимущественно премьерные исполнения неизвестных сочинений) прозвучат джазовые, эстрадные, фольклорные произведения. В финале концерта ирландского органиста Патрика Хоппера на сцену выйдет шоу-балет «Поиск» Юлии Банатовой, 25 человек исполнят ирландскую жигу. Выступление польского органиста Марека Стефаньского завершат полонез Огинского, старые польские песни, которые исполнит под орган хор польского общества «Саратовская Полония». 9 декабря нидерландский органист Ян Ван Моль из Антверпена составит ансамбль с саратовским «Трио-сонатой». В преддверии женского праздника 7 марта 2007 года Елена Базова вместе со своим мужем-голландцем Полем Бахоекем сыграют на органе в четыре руки джазовые импровизации. На закрытии фестиваля в конце апреля 2007 года норвежскую музыку разных направлений представит органист из Норвегии (Ставангер) – Видар Викерен.

– В Саратов норвежец приезжает впервые, – говорит Олег Белоцерковский. – Органисты получают там до 7 тысяч долларов в месяц. Особо никуда до пенсии не ездят, сидят на одном месте. В Саратов норвежец приедет с женой-ассистенткой. Очень хочет посмотреть, что такое Россия. Что еще важно: недавно в большом зале консерватории установлена новейшая автоматическая система кондиционирования воздуха, которая поддерживает постоянный внутренний температурный режим в органе и создает комфортные условия для зрителей (случалось, что от жары отказывала электроника в управлении органных труб, приходилось в антракте открывать окна). Профессор Дамасской консерватории Алексей Шмитов рассказывал, что в столице Сирии установили французский орган за два миллиона долларов на воздушной подушке, чтобы исполнитель мог поворачиваться боком, лицом к публике. Мусульманская страна, органные концерты собирают едва половину зала. Но сирийцы не поскупились, приезжают туристы – удивляются, рассказывают другим об этом чуде. Фестивали – один из способов создания положительного образа культурного Саратова, привлечения в город туристов. Мадонна в Москве поет – фанаты съедутся со всей страны. Раньше и к нам на органные концерты приезжали из Астрахани, Волгограда, Пензы, из райцентров. Но здесь уже без господдержки не обойтись.

Семен ВОЛКОВ, газета «Неделя области, 2006

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору