Совсем недавно воспитанница саратовской вокальной школы, ныне студентка Санкт-Петербургской консерватории 21-летняя Любовь Белоцерковская (сопрано) вернулась из Италии, где стала обладательницей Гран-при и Золотой медали престижного международного конкурса оперных певцов, проходящего уже шестой раз в Падуи. Сейчас Люба в Саратове — отдыхает, набирается сил, не забывая в летние каникулы репетировать новые произведения, ведь на осень у девушки запланированы весьма серьезные проекты. Первым журналистом, с которым Любовь встретилась после победы в певческом турнире на родине Бельканто, стал обозреватель «Недели области».
Итак, обо всем по порядку.
Падуи — пригород Венеции. С шикарными дворцами, искусственными каналами, украшенными античными скульптурами и фресками, с извилистыми улочками, где что ни дом — то памятник архитектуры и произведение искусства. С 1 по 6 июля городок стал одним из музыкальных центров старой Европы. Каждое лето уже на протяжении нескольких лет в Падуи проходит конкурс сразу по нескольким музыкальным специальностям. Посоревноваться в мастерстве и таланте сюда со всего мира съезжаются вокалисты, струнники, пианисты, арфисты…
Чтобы исключить всякое протежирование, членам жюри по условиям конкурса запрещено привозить своих учеников. Судили выступления номинантов в этом году профессора Миланской, Римской и Дюссельдорфской консерваторий. Россиян в составе жюри не было.
Люба оказалась самой юной участницей конкурса. Когда заявка уже была подана выяснилось, что одним из условий форума является отсутствие верхней границы возраста претендентов на победу, но наличие нижней границы — от 25 лет. Любе же всего 21 год. Надо сказать, что прочитав послужной список солистки, жюри приняло решение сделать исключение. Девушку допустили до очной части турнира. И не прогадали. Любовь Белоцерковская была удостоена Золотой медали. Денежная премия девушке вручена не была. Вместо этого, по решению жюри, ей предложили ангажемент на два сольных концерта в Париже в декабре 2008 года. На 2009 же год намечены выступления вокалистки в соборах Рима и Террамо (Италия).
— Поездке не смогло помешать даже опоздание приглашения из-за казусов российской почты, — вспоминает Люба. — Хотя до последнего пришлось поволноваться. Визу получила буквально в последний день перед отъездом. Поняв всю тщетность попыток, вынуждена была обратиться напрямую к генеральному консулу посольства Италии в Санкт-Петербурге. Рассказала, что оперная певица, не могу благодаря бюрократическим препонам вовремя попасть на конкурс. Он вошел в мое положение, в итоге виза была оформлена фактически мгновенно. Летела в Италию на самолете, носящем имя великого русского композитора Римского-Корсакова. Поняла, что это знак — все будет хорошо.
Среди 25 участников конкурса певцов были солисты оперных театров из Пармы, Кремоны, Дюссельдорфа, Цюриха, оперные певицы в возрасте 35–40 лет — представители театров Болгарии, Украины…
Программу выступлений составили арии из опер итальянских композиторов и композиторов стран участников конкурса. Аккомпанировать в финальном туре был приглашен симфонический оркестр Словакии.
— Гала-концерт проходил в камерном зале одного из дворцов Падуи. Красота! Какие люстры, какое убранство сцены, какие фрески, скульптуры, картины! Исполняла арию Леоноры из оперы Верди «Трубадур» и арию из оперы Дворжака «Русалка». Последнюю часто поет звезда мировой оперной сцены Анна Нетребко, — делится впечатлениями Любовь Белоцерковская. — Мне повезло учиться у педагога Нетребко — народной артистки России, профессора Тамары Новиченко. Очень помогала в подготовке к конкурсу. Большое ей спасибо. В Европе эти арии пользуются огромной популярностью. Очень хорошо приняла итальянская публика и обработку русской народной песни «Травушка-муравушка». Пела ее на одном из туров. Надо сказать, к русской культуре у итальянцев особое отношение. Была поражена, когда увидела в Венеции художественные книги современных российских авторов на русском языке! Подходи — покупай. Если бы не было спроса, отсутствовало бы и предложение. Как то разговорилась с консьержкой дома, где жила в Падуи. Беседовали на итальянском и английском. Большинство европейцев сегодня свободно владеет несколькими языками. Так она мне призналась, что прочитала всего Достоевского, очень любит Чехова. Два раза в месяц женщина бывает в театре «Арена ди Верона». Специально для того, чтобы услышать и увидеть оперный спектакль, едет в другой город. Первое место у виолончелистов занял молодой человек из Венгрии. Так выяснилось, что помимо венгерского он в совершенстве владеет голландским, немецким и английским. Вот с каким багажом знаний надо выезжать в Европу.
Сейчас Люба занимается с лингвистом французским. Помимо всего прочего она солистка Питерского театра современной оперы, готовит монооперу «Человеческий голос» композитора Франсиса Пуленка.
— Музыка атональная со сложным ритмом, — улыбается Любовь. — На сцене только я и телефон. Вся опера, по сути, разговор по телефону. По-французски. Героиню покинул любимый, ей очень плохо… Премьера намечена на осень. Также сейчас готовлю итальянские арии для записи первого своего альбома. Этот проект мне предложили в Москве. Очень интересно поработать в студии. На октябрь намечено мое выступление в Московском католическом соборе с Саратовским Губернским театром хоровой музыки и органистом Алексеем Шмитовым.
Коротко:
Итальянские гастроли
1995 год. Любе Белоцерковской 8 лет — 1 место на Международном конкурсе пианистов в
г. Кротона (Италия) на родине философа Пифагора.
1998 год. 11 лет — 3-е место на Международном конкурсе пианистов в Милане.
2005 год. 18 лет — 3 место на 19-ом Европейском оперном конкурсе в Турине.
2008 год. 21 год — Гран-При и Золотая медаль 6-го Международного конкурса оперных певцов в Падуи.
«Знай наших» (20 июня 2008 г. Газета «Время», г. Саратов, Россия)Автор: Николай Шиянов