Осмысленный звук

Добавлено 16 января 2015 muzkarta

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», Евгений Румянцев (виолончель), Московская академическая филармония, Роман Минц (скрипка), Владислав Лаврик (труба, дирижер), Дмитрий Илларионов (гитара), Алёна Баева (скрипка), Борис Андрианов (виолончель), Александр Кобрин (фортепиано)

В Москве прошел XVIII фестиваль «Возвращение»

Лучший фестиваль камерной музыки в городе, снова не изменивший принципам изобретательности и качества даже в ситуации, когда у проекта почти не осталось спонсоров, состоялся благодаря частным пожертвованиям слушателей. За тем, что публика получила взамен, наблюдала ЮЛИЯ БЕДЕРОВА.


«Возвращение» в этом сезоне стало еще одним важным культурным проектом, проведенным при помощи краудфандинга, из тех, что не первым делом нужны министерствам и ведомствам, зато публика совершенно не хочет терять. В последнее время фестивалю, правда, покровительствует Московская филармония, и когда-то начало их партнерства звучало как принципиальная новость, но все же фактическое участие филармонии в проекте — это аренда зала, за которую музыканты отдают сборы за билеты, оставаясь при этом полностью свободными в программировании. Без филармонии аренда даже скромного по размерам, но неординарного по атмосфере и акустике Рахманиновского зала консерватории была бы неподъемной. При этом, как 18 лет назад, когда фестиваль только начинался, все музыканты во главе с организаторами и авторами «Возвращения» скрипачом Романом Минцем и гобоистом Дмитрием Булгаковым во всех четырех огромных программах играют бесплатно. Деньги нужны на приглашение участников из-за границы, на организационные нужды и печатную продукцию: в этот раз, как всегда, буклет фестиваля — это собрание изящных текстов, которое и после концертов пригодится. Сбор пожертвований, объявленный незадолго до начала программ, прошел успешно, хотя удача вовсе не была гарантирована хотя бы потому, что музыкальная публика в целом скорее консервативна, если не патерналистски пассивна в своих привычках. И 6 декабря стартовала первая из четырех программ, чтобы к финалу — традиционному фавориту проекта «Концерту по заявкам» (самих музыкантов) — собрать в зале не только выдающийся исполнительский состав, но и тех слушателей, кто вернулся с каникул.

Тем временем и в праздничные дни, когда Москва пуста, возвращенцы собирают полные залы — так было на программе «Шостакович», в трехчасовом музыкальном романе-исследовании с музыкой учеников и предшественников от Баха до Мечислава Вайнберга и Георгия Свиридова, а также не только студентки, но и оппонента Шостаковича Галины Уствольской. И на программе «Автоцитаты», занятно полемизирующей с главным принципом всего фестиваля — не повторять ни одного сочинения. Действительно, насколько можно судить, за 18 лет ни одна партитура в программах не прозвучала дважды, притом что мы любим «Возвращение» за свободное и внимательное обращение как с раритетным репертуаром, старой и новой музыкой, премьерами и архивами, так и с каноническим романтическим корпусом музыкальных текстов в неповторимо живых интерпретациях.

«Автоцитаты» стали изящным по содержанию и исполнению сборником сочинений, в которых авторы сознательно повторяют сами себя. Понятным образом оно открывалось Чарльзом Айвзом, роскошным и азартно-романтическим Трио для скрипки, виолончели и фортепиано в исполнении Алисы Маргулис, Анастасии Кобекиной (выросшей во взрослого музыканта из детского проекта «Возвращения») и Фредерика д`Ориа Никола, полном свежих красок и свободного дыхания. Продолжилось музыкой Тавенера, Елены Лангер, Бетховена и завершилось До-мажорным фортепианным квинтетом Метнера, который сочинялся полжизни, а по качеству и красоте исполнения (Александр Кобрин, Алена Баева, Ася Соршнева, Тимур Якубов, Евгений Румянцев) мог бы занять центральное место на любом камерном фестивале. Но у щедрого «Возвращения» таких центров по два-три на каждую тему-концерт.

Все тот же полный зал с традиционно занятыми подоконниками и дополнительными рядами, заполненный как педагогами Гнесинской школы, где учились создатели фестиваля, так и студентами, а также совсем не специальной публикой, слушал программу «Эффект Вертера». Посвященная суицидальной теме, самоубийственная по сложности и виртуозности программа стала, кроме прочего, еще и самой веселой в проекте. Публику изумляли не только жестокие городские романсы — прекрасная концептуально и не идеальная исполнительски затея (Ансамбль Покровского демонстрировал непривычную для «Возвращения» неотрепетированность),- но и сам дух тревожных музыкантских исследований, изысканность программных сочетаний и исполнительский класс. Благодаря ему и «Самоубийство в самолете» Лео Орнштейна 1913 года (за роялем — Ксения Башмет), и фарфоровый по звуку, форме и ансамблевому качеству Шуберт от Марии Федотовой (флейта) и Якова Кацнельсона (рояль), и поэтически изысканный Джон Дауленд от английских певцов Анны Денис и Уильяма Тауэрса под лютневый аккомпанемент Дмитрия Илларионова, и стержневой для программы Брамс (Третий фортепианный квартет с Екатериной Апекишевой, Романом Минцем, Тимуром Якубовым и Анастасией Кобекиной) звучали не только как виртуозно смертельные номера, не терпящие приблизительности, но и как разговор о жизни и смерти без лишнего пафоса, но с большим тактом и откровенностью.

Еще одному спокойному и прямому разговору нашлось место в заключительной программе: в рамках построенного на мечтах участников фестиваля «Концерта по заявкам» против обыкновения тоже возникли тематические очертания, хоть и не заявленные, но вполне очевидные. Несколькими штрихами в последовательности в том числе редкой и странной музыки даже вовсе не странных авторов («Гассенхауэр-трио» Бетховена с участием Бориса Андрианова, снова Брамс, Вариации на тему Гайдна, грандиозно очаровательный Септет для трубы и струнных Сен-Санса с трубачом Владиславом Лавриком во главе ансамбля) программа постепенно приобрела антивоенный смысл. И сконцентрировав исполнительские и слушательские силы на суровом минималистском «Марш-броске» Дэвида Ланга после Секстета Лео Смита (европейского модерниста, погибшего в газовой камере), закончилась лирически философским опусом Гии Канчели «Война бессмысленна» (2005) в специально сделанном для проекта переложении Кузьмы Бодрова. Не открывая новых эстетических ракурсов, медленные повороты канчелиевской речи позволяли порадоваться старательности и аккуратности нового для фестиваля хорового ансамбля Гнесинского колледжа и снова и снова — камерному мастерству всех участников. В конце концов, опус Канчели стал внятным при всей негромкой динамике и предсказуемости гармоний завершением уникальных программ, сочетая в себе важные смыслы и ансамблевую красоту в таких ясных пропорциях и решительной концентрации, каких в сезоне больше не встретить.

Газета «Коммерсантъ» № 5 от 16.01.2015, стр. 11

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору