Стены новые кленовые

Добавлено 21 января 2015 muzkarta

Вадим Репин (скрипка), Вадим Руденко (фортепиано), Московская академическая филармония, Николай Луганский (фортепиано), Элисо Вирсаладзе (фортепиано), Александр Бузлов (виолончель), Юрий Башмет (альт, дирижер)

На юго-западе Москвы открылся Большой академический концертный зал

Еще в ноябре здание бывшего Музыкального театра Назарова в Олимпийской деревне зияло мертвой пустотой за выбитыми стеклами, и не было никакой надежды, что в здешних краях уже в декабре появится нечто неслыханное.
Филармония принялась за реконструкцию летом 2014 года: то ли ее директор Алексей Шалашов, некоторое время проработавший в Минкульте, точно знает, кого там надо взять, как выражаются в «Левиафане», «за фаберже», то ли сама беспорочная идея нигде не встретила преград. Проект вместо 8 месяцев сделали за 2 — и вот уже мы имеем в Олимпийской деревне отличную площадку на 1040 мест. Считается, что лучшая форма концертного зала — «коробка для ботинок»; вот и здесь пространство широкое и приплюснутое пришлось с боков урезать балконами, а потолок вскрывать до балок. Стены отделаны светлыми кленовыми панелями.

Пробные вечера для выверки акустики начались еще в ноябре. 23 декабря 2014 года состоялся первый концерт. Как-то так робко состоялся: время было нервное, настроение у всех премерзкое, ехать далеко и зябко.

Наконец на этой неделе уже без всяких стеснений разослали приглашения на статусное событие: сольный концерт нашей суперзвезды Дениса Мацуева.

Естественно, «съезжалися к загсу трамваи»: випы на машинах, публика — в основном на такси. На своих двоих из центра сюда пока по-прежнему добираться не очень. До «Юго-Западной», а потом — на маршрутке до остановки с романтичным названием «У шлагбаума». Одна надежда: во второй половине 2016 года где-то рядом пройдет метро «Озёрная».

Однако внутри здания, на котором уже светятся буквы «Филармония-2», — настоящая Европа. И девушки-капельдинерши в униформе вежливы до невозможности. Такое впечатление, что какая-то сказочная царевна махнула рукавом — и вот вам почти Берлинская филармония!

Концерт Мацуева — правильный ход. Во-первых, этот пианист, популярный в народе, почти как Киркоров, безотказен к просьбам особого назначения и надежен, как танк. Во-вторых, в непростой политической обстановке член Совета по культуре и искусству при президенте и председатель Общественного совета при Министерстве культуры на почти правительственном концерте очень кстати. В-третьих, рецензенты его не балуют, вечно отговариваясь занятостью, — а вот теперь они все здесь, как миленькие!

Программа, которую медово-сахарными устами предварил Юлиан Макаров, была довольно-таки перегружена: «Времена года» Чайковского, «Мефисто-вальс» Листа, «Крейслериана» Шумана, Вторая соната Рахманинова и пять бисов, включая привычный джазовый. Пианист привычно прогрохотал и тихонько оттюкал «Музыкальную шкатулку» Лядова с претензией на умиление публики; в общем, вполне раскрыл звуковые возможности рояля «Стейнвей». Однако формальное разнообразие звуков не дало полной возможности судить об акустике зала.

На мой взгляд, романтическая музыка — не конек Мацуева. Она, впрочем, крайне мало кому сейчас дается, так как (видимо, при обучении) утерян ее глубинный смысл. Внешние признаки этой общей болезни — нахрап вместо порыва; все оттенки серого там, где душа потаенными движениями светится радугой; разухабистость, затмевающая радость гармоничного единения с миром. Пианист больше любуется собой в эффектном сочинении, чем благоговеет перед его автором. А техника — кого сейчас ею удивишь? Налаживайте YouTube — там уже не счесть китайцев, и нам их не переиграть, как никогда не крутить европейцу на носу 8 зонтиков сразу.

Но сам праздник удался, каким был задуман. Публика кричала: «Браво!», артисту дарили роскошные букеты. Одна девушка ходила по залу с коробочкой, в которой перекатывался жемчуг. И такое теперь бывает.

Итак, с открытием нового зала на Юго-Западе Московская филармония прибавляет себе около 100 тысяч потенциальных слушателей. Пока концерты не ежедневны, но афиши обещают многое. 5 февраля — концертное исполнение оперы Рубинштейна «Демон» с Хворостовским в главной партии. Вот уж кто «обкатает» и обогреет кленовые панели! Но и дальше кроме прочих исполнителей — первые имена: 26-го Юрий Башмет и виолончелист Александр Бузлов; 28-го дуэтом пианисты Николай Луганский и Вадим Руденко; 9 марта — Элисо Вирсаладзе; 3 апреля — скрипач Вадим Репин и французский пианист Жан-Ив Тибоде; много детских концертов.

Обещаны все наши лучшие оркестры, причем программы с Залом Чайковского не дублируются. Билеты на концерты в «Филармонию-2» в два раза дешевле, чем, так сказать, в «Филармонию-1» — в Зал им. Чайковского, при этом звездные солисты получают те же гонорары. Штатные же музыканты в этом сезоне работают в «Филармонии-2» бесплатно. В этом же здании будет освоен и Малый зал на 240 мест — его предполагается отдать в основном под экспериментальные музыкальные постановки.

Неувязка вышла только с названием главного зала «Филармонии-2». Говорят, с подачи Минкульта ему присвоили имя Рахманинова. Вообще-то в Москве уже есть один Рахманиновский зал — на Большой Никитской, он принадлежит консерватории и входит в пятерку самых известных в Москве. Может, министерство о нем не слыхало? Впрочем, оно нас уже ничем не может удивить.

www.novayagazeta.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору