25 октября 2016 года в рамках ежегодного Международного фестиваля «Бах-фест» в зале Сумской областной филармонии состоялся концерт с участием замечательных музыкантов Тимура Халиуллина (орган, фортепиано) и Олега Шейна (виолончель) г. Белгород, Россия.
Успех их выступления был предсказан еще до его начала: билеты на концерт разлетелись очень быстро, поэтому у входа в филармонии выстроились длинные очереди желающих попасть на концерт любой ценой. Пылкие поклонники музыкального искусства готовы были стоя слушать выступление российских исполнителей. Поэтому свободного места в зале не было. Публика собралась разнообразная: от детей школьного возраста до почтенных мужчин в костюмах. Среди зрителей также присутствовал и губернатор области Н. Клочко. Весь город находился в предвкушении чего-то необычного… И это случилось!
В первом отделении концерта исполнялись преимущественно произведения эпохи барокко или с чертами стиля этой эпохи, а во втором — произведения композиторов последующих эпох: от романтизма до современности. Неизменным ведущим был организатор фестиваля Орест Коваль, который поддерживал теплую и непринужденную атмосферу концерта.
Уже первые суровые звуки органа создали атмосферу Барокко, а зал филармонии временно превратилась в католический храм — звучит органная прелюдия и фуга До мажор «виновника» фестиваля, выдающегося немецкого композитора. С. Баха в исполнении Т. Халиуллина. Экспозицию его творчества продолжил О. Шейна, исполнив его Сюиту ре минор для виолончели соло. Здесь суровость отошла на второй план, а певучесть виолончели освежила барочное произведение. И вот двое исполнителей наконец сошлись на одной сцене и исполнили «Сицилиану» И. С. Баха. В этом номере величественный, могучий орган превратился в камерный инструмент, не омрачая пения прекрасной виолончели. На этом Бах «закончился», уступив место своим последователям из разных эпох. Первым из них был ровесник Баха Б. Марчелло, В исполнении белгородского дуэта прозвучало произведение «Adagio», в котором музыканты продемонстрировали высокое мастерство ансамблевой игры, потому что невозможно было услышать, где заканчивается орган и начинается виолончель. Инструменты прекрасно дополняли друг друга. Далее музыканты совершили путешествие по времени, перенеся слушателей в эпоху романтизма. В этом им помог произведение М. Бруха «Kol Nidrei», который, по ремарке Т. Халиуллина, скорее напоминает симфонию, в которой соревнуются солист (виолончель) и оркестр (его роль, конечно, сыграл орган). Но исполнители интерпретировали произведение по-своему, показав мирное, покладистую «борьбу» в барочно-романтических тонах. Настоящим творческим шоком для аудитории стало исполнение Т. Халиуллиным «Астурии» испанского композитора И. Альбениса, где исполнитель продемонстрировал виртуозное владение техникой исполнительства на органной педали. В завершение первого отделения концерта прозвучало произведение М. Бруха «Ave Maria». Молитва скрыла в себе самобытный лирико-трагическое произведение, разнообразные эмоциональные оттенки которого удалось воплотить белгородским музыкантам.
Не успели слушатели прийти в себя от разнообразия композиций первого отделения, как сразу продолжилась музыкальная путешествие творческими следам последователей. С. Баха. И вновь внимание слушателей приковано к величественному органу: в исполнении Тимура Халиуллина звучит Токката си минор французского композитора — органиста ХХ века Эжена Жигу, полна виртуозности и разнообразных технических приемов. Резким музыкальным контрастом стал «Романс» французского композитора К. Сен-Санса. Несмотря на то, что он не вызвал бурных оваций и возгласов зрителей, однако слезы на их глазах красноречивее воссоздали чувства, которые тонко передал творческий дуэт. Тимур Халиуллин превосходный исполнитель, мастер, художник, который владеет игрой на многих инструментах. Allegro Appassionato К. Сен-Санса прозвучала в исполнении «классического» камерного ансамбля — виолончель и фортепиано, которое в конце концерта музыканты также повторили на бис. Это произведение вызвало бурную реакцию зала: бешеные аплодисменты сопровождались многочисленными возгласами «браво!». Когда овации стихли, артисты снова заставили слушателей погрузиться в лирико — мечтательные настроения — прозвучало «Размышление». Ж.Массне, в котором богатую динамическую палитру продемонстрировала виолончель. На этом плеяда французских композиторов уступила место венгру Ф. Листу. Т. Халіуллин выполнил его трансцендентный етюд № 8 «Дикая охота» на фортепиано. Талантливый исполнитель показал не только блестящую технику, но и воплотил образы могучей стихийной природы позднего романтизма. Следующее произведение был, наверное, одним из самых ожидаемых — это «Вокализ» С. Рахманинова, который является очень популярным среди исполнителей по всему миру. Однако интерпретация популярного произведения действительно поразила публику. Сдержанный аккомпанемент органа предоставил «Вокализу» первозданный оттенок, причем О. Шейна и Т. Халиуллину удалось воплотить индивидуальные черты композитора ХХ века. С. Рахманинова, который был гениальным мелодистом и, что важно, полифонистом. Настоящей неожиданностью стало произведение современного румынского композитора Д. Григоруце. Т. Халиуллин, будучи знакомым с ним лично, раскрыл слушателям концептуальные особенности произведений Григоруце: он является страстным поклонником и последователем творчества Баха, его композиции содержат библейские сюжеты, и типичную для них символику, например мотивы креста и т. п. Но не менее интересным является и тот факт, что произведение «Радуйся, Равви», которое прозвучало в программе концерта, было написано под влиянием рок-музыки… Кто бы мог подумать, что рок и барокко могут гармонично сосуществовать в одном произведении! И действительно, в некоторых фрагментах этой композиции можно представить звучание гитары или ударных инструментов. Последнюю струну зрительских душ порвало чувственное исполнение «Мелодии» из кинофильма «Список Шиндлера», автор музыки — Дж. Уильямс. Но и это был не последний сюрприз. Восторженная публика жаждала произведения на бис. И здесь музыканты решили вернуть аудиторию в начальную атмосферу барокко, исполнив одну из самых популярных пьесс всех времен и народов — Токкату ре минор И. С. Баха.
И кому после такого концерта хватит смелости сказать, что Бах — не современный композитор?
студентка IV курса Сумского высшего училища искусств и культуры им. Д. С. Бортнянского
Кинаш Мария