От баяна до органа

Добавлено 10 декабря 2016 muzkarta

Белгородская филармония

В этом концертном сезоне филармония отмечает полувековой юбилей

Белгородскую государственную филармонию сегодня знают все. Порой на концерты белгородских артистов сложно найти билеты, сюда приезжают звёзды мировой величины. Но всегда ли было так? Какой была филармония 50, 40, 30 лет тому назад? Мы хотим вамрассказать об этом, а поможет нам Иван Григорьевич Трунов, человек, чья судьба неразрывно связана с филармонией с 1975 года.

Истоки

Белгородская государственная филармо­ния, как и многие российские филармонии, выросла из концертно-эстрадного бюро, основной задачей которого был прокат га­стролеров. В конце 1966 года представители облисполкома Белгородской области обра­тились в Министерство культуры с ходатай­ством реорганизовать концертно-эстрадное бюро в областную филармонию. И 15-де­кабря 1966 года эстрадно-концертное бюро было перепрофилировано в Белгородскую областную филармонию.

Ивана Григорьевича пригласили на долж­ность художественного руководителя в 1975-м. На тот момент успешный преподава­тель музыкального училища, он долго сопро­тивлялся, не желая браться за дело, в кото­ром, казалось, не было никаких перспектив. Сложно представить, что было бы с филар­монией, не сумей руководство области его тогда уговорить.

«То, что называлось филармонией, тогда размещалось в здании старого пивзавода. По сути это были развали­ны. В первую же зиму у нас разорвало трубы. Всю зиму мы просидели в полу­шубках и с обогревателями. Щиток не выдерживал. Пожарные у нас были ча­стыми гостями. Филармония в то вре­мя состояла из бухгалтерии, кабинета директора, кабинетахудожественно­го руководителя и репетиционной, в которой ирепетировать-то некому было. Существовала одна концертная бригада излектора-музыковеда (она же концертмейстер), певца и чтеца. Всё пришлосьстроить с нуля».

Баян в филармонии появился с приез­дом двух артистов из Казахстана: баяниста и оперной певицы. Иван Григорьевич брал их практически вслепую, устроив прослуши­вание по телефону. И не ошибся. Большим подспорьем для филармонии были артисты, которые ездили в Белгород из Харькова. Прямо с электрички они бежали на репети­ции и концерты. Благо, электрички ходили по 8 раз в день и ехать нужно было всего час.

Постепенно в 1976 году была сформи­рована первая лекторийная бригада. Всё началось с концертов по предприятиям и колхозам. Небольшая группа артистов вы­ступала перед рабочими белгородских заво­дов. Но этого было мало. Основная задача филармонии была — нести просвещение, и эта мысль не покидала худрука, нужно было двигаться дальше.

«Я сразу подумал, что надо что-то сделать для детей. Мы сделали про­грамму из фрагментов детской оперы „Красная шапочка“. Получилось при­лично, мне самому понравилось. И я пошёл в городской отдел образо­вания кначальнику Ивану Михайловичу Волошенко. После долгих уговоров нам разрешили выступить перед директо­рами школ. Помню, нас тогда поста­вили в жёсткие условия: нужно было уложиться в полчаса, а презентовать мы хотели две программы, для детей и для взрослых. Мы представили обе программы. С тех пор мы начали вы­ступать с абонементом по школам».

В 80-е в филармонии появились талант­ливые солисты (инструменталисты и вокали­сты), развивалось эстрадное направление.

«Тогда мы очень много ездили по районам. Артисты выступали не тольков клубах, но и на фермах, на токах, прямо в полях для трак­тористов. Унаших артистов был настрой: „Где бы ты ни пел - вы­ступай так, будтоты в Большом театре“. Успех был большой, порой давали до восьмиконцертов в день. Об артистах филармонии говорили во всей области».

Оттепель девяностых

В 1993 году губернатором стал Евгений Степанович Савченко.

«Мы размещались в помещении, где сейчас находится городское управ­лениекультуры. Там не было никаких условий. Как-то я возле художествен­ногомузея встретил начальника управления культуры области Ан­дреяКулабухова, который шёл с но­вым главой администрации области ЕвгениемСавченко. Нас познакомили. И я тогда сказал: «Андрей Владими­рович, знаете, если глава админи­страции в первый день своей работы идёт в музей, значит, с культурой в области будет всё хорошо».

Слова оказались пророческими. Начал­ся новый этап в жизни культуры области и белгородской филармонии в частности.

В 1992 году из Белгородского центра му­зыкального искусства (он в те годы разме­щался в ДК «Юбилейный») в филармонию перешёл камерный оркестр. И Иван Григо­рьевич решил… сделать из него симфони­ческий!

Конечно, выступать большому коллекти­ву тогда было негде, но худрук не сдавался. Он отправился к начальству и попросил для выступлений новоиспечённого симфониче­ского оркестра ни много ни мало — Овальный зал областной администрации. И получил согласие! В конце 1993 года был дан пер­вый концерт симфонического оркестра.

Достаточно долгое время концерты филармонии проходили в Овальном зале. Именно с ним связано множество важных достижений филармонии.

В 1995 году филармония получила в подарок от администрации области рояль «Стейнвей». На презентации в сопрово­ждении белгородского симфонического оркестра на рояле всемирно известной фирмы играл один из самых блестящих представителей русской фортепианной школы Николай Петров.

Конец скитаниям!

В 2004-м у филармонии появилось своё помещение — бывшее здание ДК желез­нодорожников. Правда, с наследством. В помещении оставалась библиотека, кол­лективы ДК. Да и, честно говоря, само по­мещение было непригодно для того, чтобы полноценно вести в нём концертную-де­ятельность: протекала крыша, сыпалась штукатурка и обои.

В 2009 году в связи с закрытием Центра музыкального искусства четыре крупных коллектива перешли в филармонию: духо­вой оркестр, оркестр народных инструмен­тов, камерный хор. Понадобилось время и много усилий, чтобы они превратились в высокопрофессиональные коллективы, чьи концерты сегодня на сцене филармо­нии проходят с аншлагами.

«Когда к нам перешёл духовой ор­кестр, я поставил перед главным ди­рижёром Юрием Меркуловым задачу создать не просто оркестр, кото­рыйсопровождает различные меро­приятия и церемонии, а концертный духовойоркестр, способный высту­пать в концертном зале. Мы обнови­лиинструменты, расширили состав. Сейчас коллектив творит фанта­стические вещи. В нашем оркестре играют пять флейт! Он иногда зву­читкак симфонический».

до органа

«Однажды я принёс Евгению Степановичу проспекты органов. Он про­смотрел и выразил сомнение, гово­рит это не наша культура. Но лучше одинраз увидеть, чем сто раз услы­шать. Евгений Степанович побывал вГермании по деловым вопросам и увидел орган, услышал его звучание. Мечтаоб инструменте развивалась, и в итоге он появился в новом доме филармонии».

Кстати, о новом здании. Распахнуло оно двери в 2010 году. Задача построить краси­вейшее здание в Белгороде была выполне­на! Сегодня филармония — одна из главных достопримечательностей города, это насто­ящий храм музыки. Удивительно, как много ступеней нужно было преодолеть, чтобы вырасти от каморки с прорванной батареей до самого красивого здания Белгорода.

На открытии нового здания Евгений Савченко в шутку сравнил Ивана Трунова с библейским Моисеем, который водил сво­их последователей по пустыне и, в конце концов, привёл к благодатной земле.

Юбилей филармония отпразднует 15 декабря. В этот день можно будет услы­шать и увидеть выступления коллективов и увидеть выставку, рассказывающую о её истории.

Алина БОРИСЕНКО

ФОТО ИЗ АРХИВА ФИЛАРМОНИИ
www.belnovosti.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору