Мы можем только порадоваться, что Тувинская государственная филармония продолжает заниматься просветительством населения, знакомя нас с интересными программами. На этот раз, 18 марта, дам один концерт «Музыкальное путешествие по Европе», москвич Алексей Балашов, влюбленный в гобой. В центр Азии он пожаловал накануне, репетировал с пианисткой Александрой Пирлей, нашей землячкой. Оба — лауреаты международных конкурсов, прекрасные музыканты. И, к нашему удовольствию, дуэт сложился, получился удачный экспромт.
Хочется подчеркнуть: впервые в Туве мы слушали полноценную программу исполнителя на гобое, что случается крайне редко в практике в целом в стране. Царский подарок! Да еще запоминается надолго, когда с кызылской сцены с аудиторией общается прекрасный артист и просветитель. Чувствуется, фанатик-профессионал высочайшего класса, может говорить о гобое часами, петь ему дифирамбы. И играть — замечательно! — на любимом инструменте.
Правда, была и «ложка дегтя». Я о пустых креслах в зале, которых оказалось довольно много. А ведь дуэт практически дал мастер-класс, не такое уж частое у нас явление. Не заметили в этот вечер среды в большинстве ни юных воспитанников различных учебных заведений (сейчас во многих школах в районах есть автобусы, можно выехать на концерт в Кызыл из ближних деревень, было бы желание просвещать детей), ни артистов-профессионалов, студентов Кызылского колледжа искусств оказалось мало. Раньше их, образно говоря, массой и строем выводили на подобные мероприятия, видимо, новое руководство ККИ недопонимает важности для молодых таких редких визитов. Жаль. А уж про отсутствие в зале чиновников любого уровня (Белый дом, мэрия столицы, министерства и т. д.), не говоря про руководителей от культуры, видимо, пора и молчать. Но повторюсь: с них молодые вольно или невольно берут пример, «узколобому» чинуше должно быть стыдно, когда не посещаешь концерты таких мастеров. Это показатель твоего уровня развития и образованности (или наоборот) в целом. Изменится ситуация когда-нибудь?..
А мы — счастливцы! Сколько положительных эмоций пробудила программа дуэта. Действительно, уникальный и богатый по звучанию инструмент, переливы трелей (чуть ли не соловьиных), сложные пассажи исполнителей. Гость как бы срастается с гобоем, выразительно подает произведения. Плюс высочайшая техника — тут определенные секреты, если не целая наука, по дыханию.
И низкий поклон за просветительство. Сколько нового мы узнали и услышали в этот день. Москвич коротко рассказывал о композиторах и их творениях. Оказывается, Иоганн Бах писал для гобоя и фортепиано — прозвучала «Ария» из оркестровой сюиты классика. А еще — его «Менуэт» и знаменитая «Шутка» из оркестровой сюиты № 2. Легко, непринужденно, очень быстро. И его сын Карло Бах уважал такие дуэты, мы познакомились с «Сонатой» соль минор, эмоционально поданной аудитории.
Со сцены в двух отделениях лились произведения А. Марчелло, Г. Генделя, Б. Бриттена, Дж. Россини, других сочинителей далекого прошлого или наших современников. Так, Дж. Россини создал оперу «Золушка», а Фредерик Шопен для отца сделал вариации — красивая мелодия. Наслаждались известной музыкой Ж. Гарваренца из фильма «Тегеран-43». Оказывается, Антонио Паскулли вошел в историю искусства исполнительства на инструменте как Паганини гобоя, владел перманентным дыханием, когда одновременно вдыхается и выдыхается воздух. Для нас прозвучали его «Воспоминания о Неаполе»: так и ощущались солнце, море, легкость бытия… Технически трудные, но как непринужденно поданные! Можно самого Алексея Балашова назвать Паганини гобоя.
Много гастролирует по России и за рубежом, постоянно совершенствуется. Оттачивает мастерство на многих международных конкурсах, где отмечен не раз в свои 30 с небольшим. Работал и работает во многих оркестрах, например, Московской филармонии или Большом симфоническом имени П. Чайковского. Сейчас сам руководит Ансамблем солистов Art Style.
На концерте кто-то записывал фрагменты программы. А можно было еще купить диск гостя «Виртуозная музыка для гобоя. Италия» Антонио Паскулли — и слушать время от времени. Как память о прекрасном мартовском вечере.
Марина КЕНИН-ЛОПСАНtuvapravda.ru