16 мая 2022 года перестало биться сердце удивительной женщины, талантливого музыканта города Самары, музыковеда-исследователя и просветителя, неутомимого пропагандиста классической музыки Галины Михайловны Никитиной. Невообразимо представить себе, что никогда больше мы не увидим ее красивого, доброго, улыбчивого лица с ямочками на щеках, не услышим ее звонкого молодого (несмотря на преклонный возраст) голоса, полного любви к музыке, к своему краю, к родным и близким людям. Мне очень горько ощущать эту потерю, так как с Галиной Михайловной нас связывала большая дружба, исчисляемая десятилетиями. В середине 1970-х годов Галина Михайловна вместе с семьей приехала в Свердловск и стала работать (как и я) в Уральской консерватории, сначала как методист кабинета истории музыки, а затем как руководитель Информационного центра. Параллельно Галина Михайловна вела педагогическую работу на кафедре истории музыки (читала курс истории русской музыки — в числе ее учеников был хорошо известный в Самаре и в России дирижер Михаил Щербаков — тогда талантливый скрипач). Галина Михайловна была выпускницей Саратовской консерватории, училась у известного музыковеда — М. Ф. Гейлиг, которую высоко ценила. Она сразу привлекла внимание мое и моих коллег своей влюбленностью в музыку, своим энтузиазмом и интересом ко всему новому, активно включилась в творческую жизнь кафедры, согревая всех своей природной добротой и душевной щедростью. Спустя 6 лет (в 1980 году), Галина Михайловна уехала из Свердловска (о чем мы все очень жалели) в Куйбышев (Самару), но мои контакты с ней, личные и профессиональные, не прервались (мы обменивались письмами, звонками, посылали друг другу свои работы, ездили в гости и т. д.).
В Самаре Галина Михайловна продолжила свою музыкальную и общественную деятельность (была организатором музыкальной школы в военном городке Кинельского района, создателем Центра внешкольной работы в Самаре, избиралась народным депутатом, многие годы была генеральным директором Самарской общественной гуманитарно-эстетической академии и др.). Галина Михайловна была вдумчивым, серьезным музыкантом, ее очень привлекала научная работа. Так, заинтересовавшись жанром симфонической поэмы и его развитием в европейской и русской культурах, еще будучи в Свердловске, она начала писать кандидатскую диссертацию, оформившись соискателем в Ленинградскую консерваторию, в класс замечательного ученого М. К. Михайлова. К великому сожалению, ее планам по защите диссертации не суждено было сбыться из-за смерти научного руководителя и других причин. Однако Галина Михайловна, с присущим ей упорством и осознанием необходимости довести дело до конца, в течение последующих лет завершила эту большую работу и издала (в 2007 г.) замечательную книгу «Русская симфоническая поэма: к проблеме типологии жанра» (я была рецензентом), которая может служить и служит важным материалом при изучении русской культуры Серебряного века, творчества А. Н. Скрябина и С. В. Рахманинова. Безусловно, мысли и идеи этой интересной талантливой работы внесли существенный вклад в отечественное музыкознание. Отрадно, что в 2021 году она издала книгу в электронном виде, и теперь с ее содержанием может ознакомиться каждый, кто интересуется этой проблематикой.Наряду с наукой, Галину Михайловну всегда влекла просветительская деятельность, лекторская и педагогическая работа в школах, училищах, вузах. Ее заботили вопросы, связанные с воспитанием детей и молодежи, формированием вкусов и музыкальных пристрастий подрастающего поколения, зачастую игнорирующего классику в увлечениях продукцией поп-культуры. В этой связи, освоив компьютерные технологии, Галина Михайловна в 2021 году выпустила
электронную книгу «Искусство музыки» для учеников и учителей-преподавателей музыки, с обилием примеров, музыкальных, художественных и видео иллюстраций, а также стихов. В книге в доступной форме рассказывается о премудростях музыки, ее выразительных средствах, образном содержании, музыкальных формах и жанрах, о творчестве великих композиторов и великих шедеврах музыкальной классики прошлого и современности. Эти идеи она развивала и в своем недавнем инновационном артпроекте «Беседы у фортепиано», осуществленном при содействии своей семьи: сына, Алексея Викторовича; дочери, Марии Викторовны (детям посвящена и ее научная книга, о которой шла речь), а также снохи Ольги и внуков (старшего — Владислава и младших — Елизаветы и Алексея, которые приняли участие во втором выпуске). Каждый выпуск имел свои названия.
Первый — «Послание к далекой возлюбленной» (о «Лунной сонате Бетховена), второй — «Прелюдии. На пути к истине». К великому сожалению, Галина Михайловна успела осуществить только 3 выпуска этого проекта. Третий выпуск, поэтически названный «Луна чарует светом ясным», она героически сумела закончить и выложить в Интернет буквально в день своего заболевания (13 апреля), которое и унесло ее жизнь. Создание этих выпусков, посвященных разным актуальным проблемам музыкальной классики, поданным в доверительной, полной любви к музыке беседе, сопровождаемой игрой на старинном инструменте, восстановленном силами семьи и фортепианных мастеров, я расцениваю как безусловный творческий подвиг музыканта, подвижника искусства, который был в строю до последней минуты своей сознательной жизни. Этот выпуск заслуживает особого анализа, пересматривая его сегодня, убеждаешься, насколько сильно, мощно и предельно выразительно прозвучали все слова о музыке Галины Михайловны — прекрасного лектора, чья речь завораживает культурой и красотой слога, образностью, широкими ассоциациями и высотой профессионализма. В этой беседе, словно предчувствуя свой уход, она «выложилась» до конца, причем не только как музыковед, но и как человек с четкой гражданственной позицией.
Возвращаясь к нашим личным контактам с Галиной Михайловной, хочу выразить мою глубочайшую признательность за ее теплое, дружески-сердечное отношение ко мне, большой интерес к моим работам, которые всегда посылала на ее «суд».Незабываемо ее удивительное гостеприимство, которое сблизило и подружило нас еще больше. Так, в 1999 году я приезжала в Самару на мировую премьеру оперы Сергея Слонимского «Видения Иоанна Грозного». Навсегда сохраню воспоминания о чудесной поездке в Самару летом 2002 года, когда мы с мужем отдыхали у Галины Михайловны на даче, в кругу ее замечательной семьи. Сейчас, спустя уже полгода, горько и неизбывно скорбя о ней, вспоминаю наш последний разговор по телефону, который состоялся утром 13 апреля, когда я сообщила об отправке ей моих книг, в частности, новой работы по творчеству Слонимского, чему она была очень рада, говорила бодро, как всегда, казалось, ничего не предвещало трагических событий, происшедших в тот же день. В третьем выпуске «Бесед у фортепиано» немало печальной символики, как в названии, так и в стихах поэтов, читаемых за кадром на фоне таинственных лунных пейзажей. Галина Михайловна читала там и свои проникновенные стихи, посвященные Фредерику Шопену, которые, как и музыка гениального ноктюрна Шопена, прекрасно исполненная Галиной Михайловной, стали ее прощальным приветом этому миру, а вся беседа — ее своеобразным духовным завещанием:
Горит свеча. Чуть слышно шепчет ветер.
И лунный блик скользит, не торопясь.
В тот памятный, последний вечер
Умолкли звуки, в вечность превратясь.
В той вечности любовь, надежда, слава,
Мечты и грёзы, слёз святой поток,
И обещанья, и укор,
Свиданья час и приговор:
Не видеть. Не любить и Не встречаться…
Горит свеча. Чуть слышно шепчет ветер,
И лунный блик исчез, в тумане растворясь,
В тот памятный, последний вечер
Умолкли звуки, в вечность превратясь…
Навсегда сохраню в своем сердце прекрасный и чистый образ… Светлая память!
О. Л. Девятова, доктор культурологии, профессор
г. Екатеринбург 13 ноября 2022 г.