muzkarta.ru | музкарта.рф «Музыкальная карта»: академическая музыка Поддержать проект
Выберите регион, страну
Добавлено 25 ноября 2024 Musician
Как и раньше, появляются перспективные дирижёры, но почему-то чаще — «дирижирующие музыканты», отложившие в сторону свой инструмент и взявшие (иногда на время) в руки дирижёрскую палочку.Мы встречаем музыкантов, создающих ансамбли и оркестры, «шоуменов» за дирижёрским пультом, умеющих будоражить какое-то время средства массовой информации…
Мы исходим из того, что художественный руководитель и главный дирижёр в одном лице — не случайное, сложившееся исторически понятие. Именно в этом единении и в повседневной кропотливой работе заложен огромный смысл успешного существования большого творческого коллектива.В тоже время, на основании своих представлений некоторые руководители региональных филармоний и министерств культуры стали разделять функции главных дирижёров и художественных руководителей профессиональных оркестров, хоров, оперных театров или просто упразднять одну из должностей за ненадобностью. Возникает опасение в постепенной утере самобытности звучания музыкальных коллективов. Действительно, подчас приходится слышать неплохо звучащий хор или оркестр и не более того…Е. Мравинский. Народный артист СССР. Выдающийся дирижёр — руководитель ЗКР АСО Санкт-Петербургской филармонии (© Роман Моисеев реставрация).
Любое тиражирование «стирает первозданность и чистоту поэтической истории», — Юрий Григорович о спектаклях балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» в Большом театре (17 декабря 2024. ТАСС).Насколько контрпродуктивной для российской культуры может стать потеря эстетических основ музыкального творчеств!Великий Герберт фон Караян в Санкт-Петербургской филармонии (фрагмент фото с Дмитрием Китаенко. 1968).
Взяв несколько уроков у известных маэстро и ограничившись копированием внешне узнаваемой, выработанной годами индивидуальной манеры мастера, такие музыканты ошибочно считают, что этого достаточно и они уже могут называться дирижёрами.Е. Светланов. Дирижёр, композитор. Народный артист СССР. Его имя присвоено ГАСО России.
«Быть дирижёром — это не про жестикулирование, это про влияние… Я никогда не занимаюсь „хореографией“. Вопросы стиля, проблемы взаимоотношения с оркестром для меня является основой профессии…
Код движений дирижёра должен быть понятен оркестру. Если он непонятен, то зачем выходить на эстраду? Этим как раз и занимаются инструменталисты, которые выходят дирижировать: у них нет кода, поэтому они стоят перед оркестром и машут руками в пространстве».Г. Н. Рождественский. Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии, Народный артист СССР
«Мы не бережем нашу профессию. Любой пианист, скрипач, духовик или ударник может стать дирижёром, словно для этого не требуется никакого профессионального многолетнего обучения… — говорит Дмитрий Китаенко и продолжает: — Сегодня оркестры звучат приблизительно одинаково, все на уровне „приятного меццо-форте“. Это не критика, таково наше время».Д. Китаенко, Выдающийся дирижёр. Народный артист СССР. Профессор.
«Наше поколение дирижёров ещё застало пик интереса публики к дирижёрскому искусству», — Юрий Симонов. «Жизнь в искусстве». М.О. 2020.Ю. Симонов и Р. Моисеев. 2024
«Думаю, профессия дирижёра сегодня в кризисе», — Юрий Темирканов (RG.RU).Ю. Темирканов. Выдающийся дирижёр. Народный артист СССР. Художественный руководитель ЗКР АСО и Санкт-Петербургской филармонии (автор рисунка Диана Нагорянская).
«Исчезает сама суть дирижёрского искусства — осмысление партитуры. Сыграли вместе и быстро — ну, хорошо. И, несомненно, в образовании сейчас существует кризис. Исчезли все ведущие серьезные дирижёры русской школы. Сейчас говорить о школе в нашем деле не приходится», — Владимир Федосеев.С народным артистом СССР, художественным руководителем и главным дирижёром БСО имени П. И. Чайковского Владимиром Федосеевым. 2022.
«Генеральный директор Большого театра (ГАБТ) Валерий Гергиев не считает проблемой отсутствие в театре главного дирижёра» (Москва. 6 сентября 2024. INTERFAX.RU).В. Гергиев. Ген. директор Мариинского и Большого театров. Российский дирижёр, общественный деятель.
В Санкт-Петербурге изначально существовал факультет, а в Москве всего-лишь аспирантура.Московская консерватория имени П. И. Чайковского в 1998 и сейчас.
Все вышеперечисленное позволяет наиболее доступное и распространенное в высших и средних учебных заведениях России дирижёрско-хоровое образование.А. Юрлов — художественный руководитель и дирижёр Республиканской русской хоровой капеллы, чье имя сегодня она почётно носит.
Известно, что Арам Хачатурян дирижировал свои сочинения. Однажды Дмитрий Шостакович спросил его: «Скажи, Арамчик, ты правда дирижируешь — или машешь?» — «Машу, Митя, машу», — ответил честно Арам Ильич.Кирилл Петрович Кондрашин. Народный артист СССР, профессор (1914−1981).А вот анекдот от профессора Ильи Мусина:
«Один молодой человек пришел к маститому маэстро и попросил его научить дирижировать. Тот показал ему несколько видов „рисунков“ и говорит: вот так надо дирижировать, если музыка идет на „два“, так „на три“, на „четыре“, а вот так — на „шесть“. Большим движением вы показываете „форте“, а маленьким — „пиано“. Вот и все! Тот удивился: как, маэстро, — это все? Да, все! Только не говорите никому, что это так просто».Возможно, в этих не грустных историях есть свои глубокие смыслы…Г. Свиридов (композитор) и В. Чернушенко (художественный руководитель и дирижёр Санкт-Петербургской певческой капеллы).
Дирижёр симфонического оркестра — уникальная, элитарная, штучная профессия, раскрывающаяся лишь с годами и жизненным опытом.Можно сказать, что настоящий дирижёр начинается после 40 лет.Лео Морицевич Гинзбург (1901−1979) — советский дирижёр, пианист, теоретик музыки, выдающийся педагог, профессор Московской консерватории.
Помимо серьезного многолетнего образования очень важно желание посвятить себя профессии симфонического дирижёра. В огромной степени необходим дар, возможность генерировать, излучать, передавать энергию одновременно в оркестр и в зал, умение воплощать имеющиеся художественные намерения, заручившись поддержкой музыкантов-единомышленников..
«Во-первых, всегда открывайте партитуру так, как будто вы видите её впервые. Во-вторых, сидите в тишине, наблюдайте за природой. В-третьих, не пользуйтесь техническими ресурсами, которые нас окружают, такими как Интернет, телефон, факс и так далее. Дирижёр должен получать информацию самостоятельно, а не с помощью компьютера. Он должен стараться постоянно погружаться в музыку глубже, чем кто-либо до него. Только при такой подготовке вы сможете встать перед оркестром и сказать музыкантам, чего вы от них ожидаете», — три правила от Дмитрия Китаенко.
Участие в мастер-классах, возможность выйти к оркестру или успешная деятельность солиста, оркестрового музыканта, административный ресурс — сами по себе не являются определяющими в становлении профессионального дирижёра.Илья Александрович Мусин. Дирижёр. Педагог. Профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal