Roman Moiseyev: The key word is Conductor.Следя за тенденциями развития общества отметим, что управлять другими в широком смысле слова сегодня становится популярным.
Профессия дирижёра так же претерпевает некую деформацию.
«Дирижёр». Работа Т. Цырлиной.- Как и раньше, появляются перспективные дирижёры, но чаще — «дирижирующие музыканты», отложившие в сторону свой инструмент и взявшие (иногда на время) в руки дирижёрскую палочку.
Мы встречаем музыкантов, создающих ансамбли и оркестры, «шоуменов» за дирижёрским пультом, умеющих будоражить вокруг себя средства массовой информации…
Появляются примеры, когда крупные симфонические полотна перекраиваются в литературно-музыкальные композиции, звучат кем-то наспех сделанные аранжировки «классики рока», а классические оперные спектакли ставятся «по чьим-то мотивам»…
«Мой бедный Ленский». Концертное исполнение оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин».Однако отметим, что в повышении своей самооценки в современном мире каждый «сам себе хозяин-барин». И коли подобный «продукт» воспринимается определенной частью слушателей, привыкающей все чаще аплодировать между частями симфоний и лицезреть афиши, где на фоне красочно изображённых исполнителей мелким шрифтом указывается композитор, — не будем углубляться…
Есть более важные аспекты. Наблюдая, как одному и тому же человеку приходится руководить несколькими оркестрами или хорами одновременно, попросту диву даёшься:
- НЕУЖЕЛИ В НАШЕЙ СТРАНЕ ДЕФИЦИТ ДИРИЖЁРОВ?! (шутка).
В результате бесконечной гонки и желания «объять необъятное» для такого дирижёра практически исчезает само понятие — ТВОРЧЕСТВО… Становится невозможным уделять должное внимание репетиционному и другим процессам в музыкальных театрах, оркестрах и хорах.
Многое перекладывается на плечи самих музыкантов, всевозможных ассистентов и работников концертных организаций.
Г. Рождественский и Р. Моисеев. 2017 г.- Мы исходим из того, что художественный руководитель и главный дирижёр в одном лице — не случайное, сложившееся исторически понятие. Именно в этом единении и в повседневной кропотливой работе заложен огромный смысл успешного существования большого творческого коллектива.
В тоже время,
региональные филармонии стали разделять функции главных дирижёров и художественных руководителей профессиональных оркестров, хоров, оперных театров или просто упразднять одну из должностей…
Е. Мравинский. Народный артист СССР. Выдающийся дирижёр — руководитель ЗКР АСО Санкт-Петербургской филармонии (© Роман Моисеев реставрация).- Возникает опасение в постепенной утере самобытности звучания музыкальных коллективов.
Действительно, подчас приходится слышать просто неплохой хор или оркестр и не более…
Ранее мы были счастливы слушать яркие, отличающиеся друг от друга трактовки
Мравинского и Темирканова, Светланова и Кондрашина, Китаенко и Симонова, Караяна и Бернстайна, хоры под управлением Свешникова, Юрлова, Минина, Чернушенко, посещать спектакли Большого или Мариинского театров, узнавать коллективы по их первым звукам и индивидуальному исполнительскому почерку.
- Насколько контрпродуктивной для российской культуры может стать потеря эстетических основ музыкального творчества.
Великий Герберт фон Караян в Санкт-Петербургской филармонии (фрагмент фото с Дмитрием Китаенко).На уровне предмета «оркестровое дирижирование», как и «общее фортепиано» в учебных заведениях культуры проходят и народники, и духовики, и факультативщики…
Некоторые играющие в оркестрах музыканты, наблюдая многие годы за человеком, стоящим за дирижёрским пультом, также подумывают: «а не заняться ли и мне дирижированием?».
Взяв несколько уроков, посетив популярные ныне мастер-классы известных дирижёров и ограничившись копированием их внешней манеры дирижирования, такие музыканты ощущают себя «в своей тарелке», ошибочно считая, что этого достаточно и они уже дирижёры…
Е. Светланов. Дирижёр, композитор. Народный артист СССР. Его имя присвоено ГАСО России.По объективным причинам мы являемся свидетелями смены поколений лидеров отечественной дирижёрской школы. В связи с этим приведём мнения известных дирижёров, предупреждающих нас о тревожном положении в «дирижёрском деле»:
Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова.- «Мы не бережем нашу профессию. Любой пианист, скрипач, духовик или ударник может стать дирижёром, словно для этого не требуется никакого профессионального многолетнего обучения… — говорит Дмитрий Китаенко и продолжает: — Сегодня оркестры звучат приблизительно одинаково, все на уровне „приятного меццо-форте“. Это не критика, таково наше время».
Д. Китаенко, Выдающийся дирижёр. Народный артист СССР.
- «Наше поколение дирижёров ещё застало пик интереса публики к дирижёрскому искусству», — Юрий Симонов. «Жизнь в искусстве». М.О. 2020.
Ю. Симонов и Р. Моисеев. 2024- «Думаю, профессия дирижёра сегодня в кризисе», — Юрий Темирканов (RG.RU).
Ю. Темирканов. Выдающийся дирижёр. Народный артист СССР. Художественный руководитель ЗКР АСО и Санкт-Петербургской филармонии (автор рисунка Диана Нагорянская).- «Генеральный директор Большого театра (ГАБТ) Валерий Гергиев не считает проблемой отсутствие в театре главного дирижёра» (Москва. 6 сентября 2024. INTERFAX.RU).
В. Гергиев. Ген. директор Мариинского и Большого театров. Российский дирижёр, общественный деятель.Наблюдается весьма странная на наш взгляд «оптимизация» дирижёрского образования — объединяются дирижёрские кафедры. В жизнь выходит усредненное понятие «специалист» с надписью: ОКОНЧИЛ ДИРИЖЁРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ.
Л. Бернштейн. Американский композитор и дирижёр.И вот перед вами уже «готовый дирижёр» хора или оркестра. Ему лишь остается предъявить документ об образовании и заручиться поддержкой администрации филармонии. В крайнем случае — найти спонсора и создать свой коллектив.
Хоровое братство.
Дирижёрско-хоровое братство.В советское время не разрешалось поступать в консерваторию на факультет оперно-симфонического дирижирования сразу после музыкального училища. Было необходимо сначала получить высшее музыкальное образование, сформироваться, как музыканту…
- В Санкт-Петербурге изначально существовал факультет, а в Москве всего-лишь аспирантура.
Московская консерватория имени П. И. Чайковского в 1998 и сейчас.Многие, желающие стать дирижёрами оркестра поступали сначала на дирижёрско-хоровое отделение ВУЗа. Отбор на «симфоническое дирижирование» (при наличии кафедры) был всегда строг. Например, в Московскую консерваторию из многочисленных желающих принимали не более 2−3 человек.
А. Свешников. Ректор Московской консерватории. Руководитель Госхора СССР.Хоровое образование, несмотря на свою относительную массовость и оркестровое дирижирование неразделимо связаны во всех отношениях: Кантата, Оратория, Месса, Мюзикл, Оперетта, Симфония с хором и наконец — Опера.
А. Юрлов — художественный руководитель и дирижёр Республиканской русской хоровой капеллы, чье имя сегодня она почётно носит.Дирижёры-хоровики, как наиболее образованные музыканты достаточно широкого профиля и кругозора, работают не только хормейстерами, регентами, певцами в хорах, солистами-вокалистами в филармониях и оперных театрах, но и корреспондентами, ведущими концертов, музыкальными редакторами на радио и ТВ. Они трудятся в школах и детских садах, аккомпанируют на фортепиано, руководят детскими хорами и студиями, ведут сольфеджио, наконец — преподают в колледжах и ВУЗах…
- Все вышеперечисленное позволяет наиболее доступное и распространенное в высших и средних учебных заведениях России дирижёрско-хоровое образование.
В. Минин. Хоровой дирижёр. Основатель Московского академического камерного хора.Вспоминается байка о том, как представлялся один уважаемый всеми хоровой дирижёр, профессор, получивший и дирижёрско-хоровое, и симфоническое образование. Когда его спрашивали о профессии, он громко и гордо представлялся: «Я ДИРИЖЁР…», — и тихо добавлял… — «ХОРОВИК».
Возможно, в этой истории есть свои глубокие смыслы…
Г. Свиридов (композитор) и В. Чернушенко (художественный руководитель и дирижёр Санкт-Петербургской певческой капеллы).- Дирижёр симфонического оркестра — уникальная, элитарная, штучная профессия, раскрывающаяся лишь с годами и жизненным опытом.
Можно сказать, что настоящий дирижёр начинается после 40 лет.
Помимо серьезного многолетнего образования и что очень важно — желания посвятить себя профессии симфонического дирижёра, в огромной степени необходим дар, возможность генерировать, излучать, передавать энергию одновременно в оркестр и в зал, умение воплощать свои художественные намерения, заручившись поддержкой музыкантов-единомышленников.
В. Федосеев — художественный руководитель и главный дирижёр БСО имени П. И. Чайковского (© Роман Моисеев, 2022, фрагмент нашего совместного фото).Поэтому иногда можно услышать, что
: «дирижёром нужно родиться». В этом высказывании есть рациональное зерно.
- Несколько взятых мастер-классов, деятельность популярного солиста, оркестрового музыканта, административный ресурс — сами по себе не являются определяющими в становлении профессионального дирижёра.
И. Мусин. Дирижёр. Педагог. Профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.Понятно, что в угоду времени дирижирование, как форма управления исполнением, проходило свои этапы развития:
— от генерал-баса до разворота капельмейстера лицом к музыкантам и спиной к залу;
— от баттуты, смычка первого скрипача, тяжелой палочки П. И. Чайковского, золотой эпохи ИСКУССТВА ДИРИЖИРОВАНИЯ 50−80-х годов ХХ века до банальной зубочистки;
— от индивидуального исполнительского стиля и звука коллективов, воспитываемых годами дирижёрами, до обыденной усредненности звучания;
— от концертных фраков до удобных рубашек и, наконец, «руко-водительства», что называется, «под оркестр»;
Дирижёрская палочка и жезл П. И. ЧайковскогоВ современном мире нельзя недооценивать значительно выросший уровень исполнительского мастерства музыкантов и оркестров, что всегда может только приветствоваться…
Поэтому, наблюдая за крупными филармоническими коллективами классической направленности, бесконечным разнообразием и различной скоростью современной концертной жизни в столицах и регионах, главными для дирижёра по-прежнему остаются:
— лидерские качества музыканта, руководителя и организатора;
— безупречное владение нотным материалом и верность композитору;
— уважение к слушателю;
— воспитание коллектива и его творческой индивидуальности;
— сохранение великих исполнительских традиций, доставшихся нам от наших учителей.
© Роман Моисеев
Дирижёр, педагог, общественный деятель.Музыкальное образование:- Школа имени М. М. Ипполитова-Иванова
- АМУ при МГК имени П. И. Чайковского
- РАМ имени Гнесиных
- Московская консерватория имени П. И. Чайковского.