Роман Моисеев: «Ключевое слово — ДИРИЖЁР»

Добавлено 25 ноября 2024 Musician

Белгосфилармония, Донецкая государственная академическая филармония, Хабаровская краевая филармония, Тульская филармония, Севастопольский центр культуры и искусства, Уральская консерватория, Санкт-Петербургская консерватория, Санкт-Петербургская академическая филармония, Сергей Ролдугин (виолончель, дирижер), Новосибирская филармония, Московская консерватория, Московская академическая филармония, Роман Моисеев (дирижер), Большой зал Московской консерватории, Курская филармония, Крымская филармония, «Калужский дом музыки»

Roman Moiseyev: The key word is Conductor.

Следя за тенденциями развития общества отметим, что управлять другими в широком смысле слова сегодня становится популярным. Профессия дирижёра так же претерпевает некую деформацию.

«Дирижёр». Работа Т. Цырлиной.

Как и раньше, появляются перспективные дирижёры, но почему-то чаще — «дирижирующие музыканты», отложившие в сторону свой инструмент и взявшие (иногда на время) в руки дирижёрскую палочку.
Мы встречаем музыкантов, создающих ансамбли и оркестры, «шоуменов» за дирижёрским пультом, умеющих будоражить какое-то время средства массовой информации…

Крупные симфонические полотна иногда перекраиваются в литературно-музыкальные композиции, звучат кем-то наспех сделанные аранжировки «классики рока», а классические оперные спектакли ставятся «по чьим-то мотивам»…

«Мой бедный Ленский». Концертное исполнение оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин».

Однако отметим, что в повышении своей самооценки в современном мире каждый «сам себе хозяин-барин». И коли подобный «продукт» воспринимается определенной частью слушателей, привыкающей все чаще аплодировать между частями симфоний и лицезреть афиши, где на фоне красочно изображённых исполнителей мелким шрифтом указывается композитор, — не будем углубляться…

Есть более важные аспекты.

Наблюдая, например, как одному и тому же человеку приходится руководить несколькими коллективами одновременно, попросту диву даёшься. В результате бесконечной гонки и желания «объять необъятное» для такого дирижёра практически исчезает само понятие — ТВОРЧЕСТВО. Становится невозможным уделять должное внимание репетиционному и другим процессам в музыкальных театрах, оркестрах и хорах, многое перекладывая на плечи самих музыкантов, всевозможных ассистентов и работников концертных организаций.

Г. Рождественский и Р. Моисеев. 2017 г.

Мы исходим из того, что художественный руководитель и главный дирижёр в одном лице — не случайное, сложившееся исторически понятие. Именно в этом единении и в повседневной кропотливой работе заложен огромный смысл успешного существования большого творческого коллектива.
В тоже время, на основании своих представлений некоторые руководители региональных филармоний и министерств культуры стали разделять функции главных дирижёров и художественных руководителей профессиональных оркестров, хоров, оперных театров или просто упразднять одну из должностей за ненадобностью. Возникает опасение в постепенной утере самобытности звучания музыкальных коллективов. Действительно, подчас приходится слышать неплохо звучащий хор или оркестр и не более того…

Е. Мравинский. Народный артист СССР. Выдающийся дирижёр — руководитель ЗКР АСО Санкт-Петербургской филармонии (© Роман Моисеев реставрация).

Ранее мы были счастливы слушать яркие, отличающиеся друг от друга трактовки Мравинского и Темирканова, Светланова и Кондрашина, Китаенко и Симонова, Караяна и Бернстайна, хоры под управлением Свешникова, Юрлова, Минина, Чернушенко, посещать спектакли Большого или Мариинского театров, узнавать коллективы по их первым звукам и индивидуальному исполнительскому почерку.

Народный артист СССР. Балетмейстер Ю. Григорович

Любое тиражирование «стирает первозданность и чистоту поэтической истории», — Юрий Григорович о спектаклях балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» в Большом театре (17 декабря 2024. ТАСС).
Насколько контрпродуктивной для российской культуры может стать потеря эстетических основ музыкального творчеств!

Великий Герберт фон Караян в Санкт-Петербургской филармонии (фрагмент фото с Дмитрием Китаенко).

Помимо специализированных факультетов консерваторий, «оркестровое дирижирование» как и «общее фортепиано» на уровне предмета проходят в учебных заведениях культуры и народники, и духовики. Некоторые играющие в оркестрах музыканты, наблюдая многие годы за человеком, стоящим за дирижёрским пультом, также подумывают заняться дирижированием.

Взяв несколько уроков у известных маэстро и ограничившись копированием внешне узнаваемой, выработанной годами индивидуальной манеры мастера, такие музыканты ошибочно считают, что этого достаточно и они уже могут называться дирижёрами.

Е. Светланов. Дирижёр, композитор. Народный артист СССР. Его имя присвоено ГАСО России.

Сегодня, по объективным причинам мы являемся свидетелями смены поколений лидеров отечественной дирижёрской школы. В связи с этим приведём мнения выдающихся дирижёров уходящей эпохи, предупреждающих нас о тревожном положении в «дирижёрском деле».

Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова.

«Мы не бережем нашу профессию. Любой пианист, скрипач, духовик или ударник может стать дирижёром, словно для этого не требуется никакого профессионального многолетнего обучения… — говорит Дмитрий Китаенко и продолжает: — Сегодня оркестры звучат приблизительно одинаково, все на уровне „приятного меццо-форте“. Это не критика, таково наше время».

Д. Китаенко, Выдающийся дирижёр. Народный артист СССР. Профессор.

«Наше поколение дирижёров ещё застало пик интереса публики к дирижёрскому искусству», — Юрий Симонов. «Жизнь в искусстве». М.О. 2020.

Ю. Симонов и Р. Моисеев. 2024

«Думаю, профессия дирижёра сегодня в кризисе», — Юрий Темирканов (RG.RU).

Ю. Темирканов. Выдающийся дирижёр. Народный артист СССР. Художественный руководитель ЗКР АСО и Санкт-Петербургской филармонии (автор рисунка Диана Нагорянская).

«Исчезает сама суть дирижёрского искусства — осмысление партитуры. Сыграли вместе и быстро — ну, хорошо. И, несомненно, в образовании сейчас существует кризис. Исчезли все ведущие серьезные дирижёры русской школы. Сейчас говорить о школе в нашем деле не приходится», — Владимир Федосеев.

С народным артистом СССР, художественным руководителем и главным дирижёром БСО имени П. И. Чайковского Владимиром Федосеевым. 2022.

«Генеральный директор Большого театра (ГАБТ) Валерий Гергиев не считает проблемой отсутствие в театре главного дирижёра» (Москва. 6 сентября 2024. INTERFAX.RU).

В. Гергиев. Ген. директор Мариинского и Большого театров. Российский дирижёр, общественный деятель.

К тому же, наблюдается весьма странная на наш взгляд «оптимизация» дирижёрского образования — объединяются дирижёрские кафедры. В жизнь выходит усредненное понятие «специалист» с надписью: ОКОНЧИЛ ДИРИЖЁРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ.

Л. Бернштейн (L. Bernstein). Американский композитор и дирижёр.

И вот перед вами уже «готовый дирижёр» хора или оркестра. Ему лишь остается предъявить в филармонии документ об образовании или полученный где-то сертификат о «повышении квалификации». В крайнем случае — найти спонсора и создать свой коллектив.

Хоровое братство.

Дирижёрско-хоровое братство.

В советское время не разрешалось поступать в консерваторию на факультет оперно-симфонического дирижирования сразу после музыкального училища. Было необходимо сначала получить высшее музыкальное образование, сформироваться, как музыканту…

В Санкт-Петербурге изначально существовал факультет, а в Москве всего-лишь аспирантура.

Московская консерватория имени П. И. Чайковского в 1998 и сейчас.

Многие, желающие стать дирижёрами оркестра поступали сначала на дирижёрско-хоровое отделение ВУЗа. Отбор на «симфоническое дирижирование» (при наличии специальной кафедры) был всегда строг. Например, в Московскую консерваторию из многочисленных желающих принимали не более 2−3 человек.

А. Свешников. Ректор Московской консерватории. Руководитель Госхора СССР.

Хоровое образование, несмотря на свою относительную массовость и оркестровое дирижирование неразделимо связаны во всех отношениях: Кантата, Оратория, Месса, Мюзикл, Оперетта, Симфония с хором и наконец — Опера.

А. Юрлов — художественный руководитель и дирижёр Республиканской русской хоровой капеллы, чье имя сегодня она почётно носит.

Дирижёры-хоровики, как наиболее образованные музыканты достаточно широкого профиля и кругозора, работают не только хормейстерами, регентами, певцами в хорах, солистами-вокалистами в филармониях и оперных театрах, но и корреспондентами, ведущими концертов, музыкальными редакторами на радио и ТВ. Они трудятся в школах и детских садах, аккомпанируют на фортепиано, руководят детскими хорами и студиями, ведут сольфеджио, наконец — преподают в колледжах и ВУЗах…

Все вышеперечисленное позволяет наиболее доступное и распространенное в высших и средних учебных заведениях России дирижёрско-хоровое образование.

В. Минин. Хоровой дирижёр. Основатель Московского академического камерного хора.

Вспоминается байка о том, как представлялся один уважаемый всеми хоровой дирижёр, профессор, получивший и дирижёрско-хоровое, и симфоническое образование. Когда его спрашивали о профессии, он громко и гордо представлялся: «Я ДИРИЖЁР…», — и тихо добавлял… — «ХОРОВИК».

Известно, что Арам Хачатурян дирижировал свои сочинения. Однажды Дмитрий Шостакович спросил его: «Скажи, Арамчик, ты правда дирижируешь — или машешь?» — «Машу, Митя, машу», — ответил честно Арам Ильич.

А вот анекдот от профессора Ильи Мусина:

«Один молодой человек пришел к маститому маэстро и попросил его научить дирижировать. Тот показал ему несколько видов „рисунков“ и говорит: вот так надо дирижировать, если музыка идет на „два“, так „на три“, на „четыре“, а вот так — на „шесть“. Большим движением вы показываете „форте“, а маленьким — „пиано“. Вот и все! Тот удивился: как, маэстро, — это все? Да, все! Только не говорите никому, что это так просто».
Возможно, в этих не грустных историях есть свои глубокие смыслы…

Г. Свиридов (композитор) и В. Чернушенко (художественный руководитель и дирижёр Санкт-Петербургской певческой капеллы).

Дирижёр симфонического оркестра — уникальная, элитарная, штучная профессия, раскрывающаяся лишь с годами и жизненным опытом.
Можно сказать, что настоящий дирижёр начинается после 40 лет.

Лео Морицевич Гинзбург (1901−1979) — советский дирижёр, пианист, теоретик музыки, выдающийся педагог, профессор Московской консерватории.

Помимо серьезного многолетнего образования очень важно желание посвятить себя профессии симфонического дирижёра. В огромной степени необходим дар, возможность генерировать, излучать, передавать энергию одновременно в оркестр и в зал, умение воплощать имеющиеся художественные намерения, заручившись поддержкой музыкантов-единомышленников..

Поэтому иногда можно услышать, что: «дирижёром нужно родиться».

Участие в мастер-классах, возможность выйти к оркестру или успешная деятельность солиста, оркестрового музыканта, административный ресурс — сами по себе не являются определяющими в становлении профессионального дирижёра.

Илья Александрович Мусин. Дирижёр. Педагог. Профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

Понятно, что в угоду времени дирижирование, как форма управления исполнением, проходило свои этапы развития:

— от генерал-баса до разворота капельмейстера лицом к музыкантам и спиной к залу;

— от баттуты, смычка первого скрипача, тяжелой палочки П. И. Чайковского, золотой эпохи ИСКУССТВА ДИРИЖИРОВАНИЯ 50−80-х годов ХХ века до банальной зубочистки;


— от индивидуального исполнительского стиля и звука коллектива, воспитываемого годами, до обыденной усредненности звучания;


— от дирижирования при помощи ауфтактов до «руководительства», что называется, «под оркестр»;

— наконец, от концертных фраков до неформальных рубашек;

Дирижёрская палочка и жезл П. И. Чайковского

В современном мире нельзя недооценивать значительно выросший уровень исполнительского мастерства музыкантов и оркестров, что всегда может только приветствоваться…

Поэтому, наблюдая за крупными филармоническими коллективами классической направленности, бесконечным разнообразием и различными темпами современной концертной жизни в столицах и регионах, главными для дирижёра по-прежнему должны оставаться:

— лидерские качества музыканта, руководителя и организатора;
— безупречное владение нотным материалом и верность композитору;
— уважение к слушателю;
— воспитание коллектива и его творческой индивидуальности;
— сохранение великих исполнительских традиций, доставшихся нам от наших учителей.


© Роман Моисеев

Дирижёр, педагог, общественный деятель.
Музыкальное образование:
  • Школа имени М. М. Ипполитова-Иванова
  • АМУ при МГК имени П. И. Чайковского
  • РАМ имени Гнесиных
  • Московская консерватория имени П. И. Чайковского.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору