Роман Моисеев: «Ключевое слово — ДИРИЖЁР»

Добавлено 25 ноября 2024 Musician

Белгосфилармония, Донецкая государственная академическая филармония, Хабаровская краевая филармония, Тульская филармония, Севастопольский центр культуры и искусства, Уральская консерватория, Санкт-Петербургская консерватория, Санкт-Петербургская академическая филармония, Сергей Ролдугин (виолончель, дирижер), Новосибирская филармония, Московская консерватория, Московская академическая филармония, Роман Моисеев (дирижер), Большой зал Московской консерватории, Курская филармония, Крымская филармония, «Калужский дом музыки»

Roman Moiseyev: The key word is Conductor.

Следя за тенденциями развития общества отметим, что управлять другими в широком смысле слова сегодня становится популярным.

Профессия дирижёра так же претерпевает некую деформацию.

«Дирижёр». Работа Т. Цырлиной.

  • Как и раньше, появляются перспективные дирижёры, но чаще — «дирижирующие музыканты», отложившие в сторону свой инструмент и взявшие (иногда на время) в руки дирижёрскую палочку.
Мы по-прежнему встречаем различных музыкантов, создающих ансамбли, «шоуменов» за дирижёрским пультом, умеющих лишь будоражить средства массовой информации… Стали появляться примеры, когда крупные симфонические полотна выдающихся композиторов перекраиваются в литературно-музыкальные композиции, а спектакли ставятся по чьим-то «мотивам»…

Мой бедный Ленский. Концертное исполнение оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин».

Однако отметим, что в повышении своей самооценки в современном мире каждый «сам себе хозяин-барин». И коли подобный «продукт» воспринимается определенной частью слушателей, привыкающей все чаще аплодировать между частями симфоний и лицезреть афиши, где на фоне красочно изображённых исполнителей мелким шрифтом указывается композитор, — не будем углубляться…

Есть более важные аспекты.

Наблюдая, как одному и тому же человеку приходится руководить несколькими оркестрами или хорами одновременно, попросту диву даёшься:

  • НЕУЖЕЛИ В НАШЕЙ СТРАНЕ ДЕФИЦИТ ДИРИЖЁРОВ?! (шутка).
В результате бесконечной гонки и желания «объять необъятное» для такого дирижёра практически исчезает само понятие — ТВОРЧЕСТВО… Становится невозможным уделять должное внимание репетиционному и другим процессам в музыкальных театрах, оркестрах и хорах.

Многое перекладывается на плечи самих музыкантов, всевозможных ассистентов и работников концертных организаций.

Г. Рождественский и Р. Моисеев. 2017 г.

  • Мы исходим из того, что художественный руководитель и главный дирижёр в одном лице — это не случайное и сложившееся исторически понятие. Именно в нём заложен огромный смысл успешного существования большого творческого коллектива.
В тоже время, региональные филармонии и министерства культуры стали разделять функции главных дирижёров и художественных руководителей профессиональных оркестров, хоров, оперных театров или просто упразднять одну из должностей…

Е. Мравинский. Народный артист СССР. Выдающийся дирижёр — руководитель ЗКР АСО Санкт-Петербургской филармонии (© Роман Моисеев реставрация).

  • Возникает опасение в постепенной утере самобытности звучания музыкальных коллективов.
Действительно, подчас приходится слышать просто неплохой хор или оркестр и не более…

Ранее мы были счастливы слушать яркие трактовки Мравинского и Темирканова, Светланова и Кондрашина, Китаенко и Симонова, Караяна и Бернстайна, хоры под управлением Свешникова, Юрлова, Минина, Чернушенко, посещать спектакли Большого или Мариинского театров, узнавать коллективы по их первым звукам и индивидуальному исполнительскому почерку.

  • Насколько контрпродуктивной для российской культуры может стать потеря эстетических основ музыкального творчества.

Великий Герберт фон Караян в Санкт-Петербургской филармонии (фрагмент фото).

На уровне предмета «оркестровое дирижирование» (не путать со специальным факультетом) в средних и высших музыкальных учебных заведениях, как и «общее фортепиано», изучают и народники, и духовики, и факультативщики…

Некоторые играющие в оркестрах музыканты, наблюдая многие годы за человеком, стоящим за дирижёрским пультом, также подумывают: «а не заняться ли и мне дирижированием?».

Взяв несколько уроков, посетив популярные мастер-классы известных дирижёров и ограничившись копированием их внешней манеры дирижирования, такие музыканты ощущают себя «в своей тарелке», ошибочно считая, что этого достаточно и они уже дирижёры…

Е. Светланов. Дирижёр, композитор. Народный артист СССР. Его имя присвоено ГАСО России.

По объективным причинам мы являемся свидетелями смены поколений лидеров отечественной дирижёрской школы. В связи с этим приведём мнения известных дирижёров, предупреждающих нас о тревожном положении в «дирижёрском деле»:

Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова.

  • «Мы не бережем нашу профессию. Любой пианист, скрипач, духовик или ударник может стать дирижёром, словно для этого не требуется никакого профессионального многолетнего обучения… — говорит Дмитрий Китаенко и продолжает: — Сегодня оркестры звучат приблизительно одинаково, все на уровне „приятного меццо-форте“. Это не критика, таково наше время».

Д. Китаенко, Выдающийся дирижёр. Народный артист СССР.

  • «Наше поколение дирижёров ещё застало пик интереса публики к дирижёрскому искусству», — Юрий Симонов. «Жизнь в искусстве». М.О. 2020.

Ю. Симонов и Р. Моисеев. 2024

  • «Думаю, профессия дирижёра сегодня в кризисе», — Юрий Темирканов (RG.RU).

Ю. Темирканов. Выдающийся дирижёр. Народный артист СССР. Художественный руководитель ЗКР АСО и Санкт-Петербургской филармонии (автор рисунка Диана Нагорянская).

  • «Генеральный директор Большого театра (ГАБТ) Валерий Гергиев не считает проблемой отсутствие в театре главного дирижёра» (Москва. 6 сентября 2024. INTERFAX.RU).

В. Гергиев. Ген. директор Мариинского и Большого театров. Российский дирижёр, общественный деятель.

Наблюдается спорная на наш взгляд «оптимизация» дирижёрского образования — объединяются дирижёрские кафедры. В жизнь выходит усредненное понятие «специалист» с надписью: ОКОНЧИЛ ДИРИЖЁРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ.

Л. Бернштейн. Американский композитор и дирижёр.

И вот перед вами уже «готовый дирижёр» хора или оркестра. Ему лишь остается предъявить документ об образовании и заручиться поддержкой администрации филармонии.

Хоровое братство.

Дирижёрско-хоровое братство.

В советское время было невозможно поступить в консерваторию на факультет оперно-симфонического дирижирования сразу после музыкального училища. Было необходимо сначала получить высшее музыкальное образование и сформироваться, как музыканту.

  • В Санкт-Петербурге изначально существовал факультет, а в Москве всего-лишь аспирантура.

Московская консерватория имени П. И. Чайковского в 1998 и сейчас

Многие, желающие стать дирижёрами оркестра поступали сначала на дирижёрско-хоровое отделение. Отбор на «симфоническое дирижирование» был всегда строг. Например, в Московскую консерваторию из многочисленного количества желающих принимали не более 2−3 человек.

А. Свешников. Ректор Московской консерватории. Руководитель Госхора СССР.

Хоровое образование, несмотря на свою относительную массовость и оркестровое дирижирование неразделимо связаны во всех отношениях: Кантата, Оратория, Месса, Мюзикл, Оперетта, Симфония с хором и наконец — Опера.

А. Юрлов — художественный руководитель и дирижёр Республиканской русской хоровой капеллы, чье имя сегодня она почётно носит.

Дирижёры-хоровики, как наиболее образованные музыканты достаточно широкого профиля и кругозора, могут работать не только хормейстерами, регентами, но и певцами в хорах, солистами-вокалистами в филармониях и оперных театрах, корреспондентами, ведущими концертов, музыкальными редакторами на радио и ТВ. Они трудятся в школах и детских садах, аккомпанируют на фортепиано, руководят детскими хорами и студиями, наконец — преподают в колледжах и ВУЗах…

  • Все вышеперечисленное позволяет наиболее доступное и распространенное в высших и средних учебных заведениях России дирижёрско-хоровое образование.

В. Минин. Хоровой дирижёр. Основатель Московского академического камерного хора.

Вспоминается байка о том, как представлялся один уважаемый всеми хоровой дирижёр, профессор, получивший и дирижёрско-хоровое, и симфоническое образование. Когда его спрашивали о профессии, он громко и гордо представлялся: «Я ДИРИЖЁР…», — и тихо добавлял… — «ХОРОВИК».

Возможно, в этой истории есть свои глубокие смыслы…

Г. Свиридов (композитор) и В. Чернушенко (художественный руководитель и дирижёр Санкт-Петербургской певческой капеллы).

  • Дирижёр симфонического оркестра — уникальная, элитарная, штучная профессия, раскрывающаяся лишь с годами и жизненным опытом.
Можно сказать, что настоящий дирижёр начинается после 40 лет.

Помимо серьезного многолетнего образования и желания посвятить себя профессии, в огромной степени необходим дар, возможность генерировать, излучать, передавать энергию одновременно в оркестр и в зал, умение воплощать свои художественные намерения вместе с музыкантами-единомышленниками.

В. Федосеев -художественный руководитель и главный дирижёр БСО имени П. И. Чайковского (© Роман Моисеев, 2022, фрагмент нашего совместного фото).

Поэтому иногда можно услышать, что: «дирижёром нужно родиться».

В этом высказывании есть рациональное зерно. Несколько взятых мастер-классов, успешная деятельность солиста, оркестрового музыканта, административный ресурс сами по себе не являются определяющими в становлении профессионального дирижёра.

И. Мусин. Дирижёр. Педагог. Профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

Понятно, что в угоду времени дирижирование проходило свои этапы развития:

— от генерал-баса до разворота капельмейстера лицом к музыкантам и спиной к залу;

— от баттуты, смычка первого скрипача, тяжелой палочки П. И. Чайковского, золотой эпохи ИСКУССТВА ДИРИЖИРОВАНИЯ 50−80-х годов ХХ века до банальной зубочистки;

— от индивидуального исполнительского стиля и звука коллективов, воспитываемых годами дирижёрами, до обыденной усредненности звучания;

— от концертных фраков до удобных рубашек и, наконец, «руко-водительства», что называется, «под оркестр»;

Дирижёрская палочка и жезл П. И. Чайковского

В современном мире нельзя недооценивать значительно выросший уровень исполнительского мастерства музыкантов и оркестров, что всегда может только приветствоваться…

Поэтому, наблюдая за крупными филармоническими коллективами классической направленности, бесконечным разнообразием и различной скоростью современной концертной жизни в столицах и регионах, главными для дирижёра по-прежнему остаются:

— лидерские качества музыканта, руководителя и организатора;
— верность композитору и уважение к слушателю;
— воспитание коллектива и его творческой узнаваемости;
— сохранение великих исполнительских традиций, доставшихся нам от наших учителей.

© Роман Моисеев

Дирижёр, педагог, общественный деятель.
Музыкальное образование:
  • Школа имени М. М. Ипполитова-Иванова
  • АМУ при МГК имени П. И. Чайковского
  • РАМ имени Гнесиных
  • Московская консерватория имени П. И. Чайковского.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору