Роман Моисеев: «Ключевое слово — ДИРИЖЁР»

Добавлено 25 ноября 2024 Musician

Белгосфилармония, Донецкая государственная академическая филармония, Хабаровская краевая филармония, Тульская филармония, Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова, Севастопольский центр культуры и искусства, Уральская консерватория, Свердловская филармония, Санкт-Петербургская консерватория, Санкт-Петербургская академическая филармония, Сергей Ролдугин (виолончель, дирижер), Государственное автономное учреждение культуры «Рязанская областная филармония», Новосибирская филармония, Московская консерватория, Московская академическая филармония, Роман Моисеев (дирижер), Большой зал Московской консерватории, Липецкий Дом музыки, Липецкая филармония, Курская филармония, Крымская филармония, «Калужский дом музыки»

Roman Moiseyev: The key word is Conductor.
АНАЛИТИКА

Следя за тенденциями развития общества отметим, что управлять другими в широком смысле слова сегодня становится популярным. Профессия дирижёра, как одна из форм невербальных коммуникаций, так же претерпевает некую деформацию.

«Дирижёр». Работа Т. Цырлиной.

Как и раньше, появляются перспективные дирижёры, но почему-то чаще — «дирижирующие музыканты», отложившие в сторону свой инструмент и взявшие (иногда на время) в руки дирижёрскую палочку.
Мы встречаем музыкантов, создающих ансамбли и оркестры, «шоуменов» за дирижёрским пультом, умеющих будоражить какое-то время средства массовой информации…

Крупные симфонические полотна иногда в угоду восприятия перекраиваются в литературно-музыкальные композиции, звучат кем-то наспех сделанные шумные аранжировки «классики рока», а классические оперные спектакли ставятся «по чьим-то мотивам», где Онегин и Ленский могут приревновать друг друга в измене с Ольгой, а Татьяна пишет письмо Онегину, набирая текст на ноутбуке…

«Мой бедный Ленский». Концертное исполнение оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин».

Однако отметим, что в повышении своей самооценки в современном мире каждый «сам себе хозяин-барин». И коли подобный «продукт» воспринимается определенной частью слушателей, привыкающей все чаще аплодировать между частями симфоний и лицезреть афиши, где на фоне красочно изображённых исполнителей мелким шрифтом указывается композитор, — не будем углубляться…

Есть более важные аспекты.

Наблюдая, например, как одному и тому же человеку приходится руководить несколькими коллективами одновременно, попросту диву даёшься. В результате бесконечной гонки и желания «объять необъятное» для такого дирижёра практически исчезает само понятие — ТВОРЧЕСТВО. Становится невозможным уделять должное внимание репетиционному и другим процессам в музыкальных театрах, оркестрах и хорах, многое перекладывая на плечи самих музыкантов, всевозможных ассистентов и работников концертных организаций.

Г. Рождественский и Р. Моисеев. 2017 г.

Мы исходим из того, что художественный руководитель и главный дирижёр в одном лице — не случайное, сложившееся исторически понятие. Именно в этом единении и в повседневной кропотливой работе заложен огромный смысл успешного существования большого творческого коллектива.
В тоже время, на основании своих представлений некоторые руководители региональных филармоний и министерств культуры стали разделять функции главных дирижёров и художественных руководителей профессиональных оркестров, хоров, оперных театров или просто упразднять одну из должностей за ненадобностью. Возникает опасение в постепенной утере самобытности звучания музыкальных коллективов. Действительно, подчас приходится слышать неплохо звучащий хор или оркестр и не более того…

Е. Мравинский. Народный артист СССР. Выдающийся дирижёр — руководитель ЗКР АСО Санкт-Петербургской филармонии (© Роман Моисеев реставрация).

Ранее мы были счастливы слушать яркие, отличающиеся друг от друга трактовки Мравинского и Темирканова, Светланова и Кондрашина, Китаенко и Симонова, Караяна и Бернстайна, хоры под управлением Свешникова, Юрлова, Минина, Чернушенко, посещать спектакли Большого или Мариинского театров, узнавать коллективы по их первым звукам и индивидуальному исполнительскому почерку.

Народный артист СССР. Балетмейстер Ю. Григорович

Любое тиражирование «стирает первозданность и чистоту поэтической истории», — Юрий Григорович о спектаклях балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» в Большом театре (17 декабря 2024. ТАСС).
Насколько контрпродуктивной для российской культуры может стать потеря эстетических основ музыкального творчеств!

Великий Герберт фон Караян в Санкт-Петербургской филармонии (фрагмент фото с Дмитрием Китаенко. 1968).

Помимо специализированных факультетов консерваторий, «оркестровое дирижирование» как и «общее фортепиано» на уровне предмета проходят в учебных заведениях культуры и народники, и духовики. Некоторые играющие в оркестрах музыканты, наблюдая многие годы за человеком, стоящим за дирижёрским пультом, также подумывают заняться дирижированием.

Взяв несколько уроков у известных маэстро и ограничившись копированием внешне узнаваемой, выработанной годами индивидуальной манеры мастера, такие музыканты ошибочно считают, что этого достаточно и они уже могут называться дирижёрами.

Е. Светланов. Дирижёр, композитор. Народный артист СССР. Его имя присвоено ГАСО России.

Уместно привести несколько высказываний Г. Н. Рождественского о дирижёрах:

«Быть дирижёром — это не про жестикулирование, это про влияние… Я никогда не занимаюсь „хореографией“. Вопросы стиля, проблемы взаимоотношения с оркестром для меня является основой профессии…
Код движений дирижёра должен быть понятен оркестру. Если он непонятен, то зачем выходить на эстраду? Этим как раз и занимаются инструменталисты, которые выходят дирижировать: у них нет кода, поэтому они стоят перед оркестром и машут руками в пространстве».

Г. Н. Рождественский. Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии, Народный артист СССР

Сегодня по объективным причинам мы являемся свидетелями смены поколений лидеров отечественной дирижёрской школы. В связи с этим приведём мнения выдающихся дирижёров уходящей эпохи, предупреждающих нас о тревожном положении в «дирижёрском деле».

Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова.

«Мы не бережем нашу профессию. Любой пианист, скрипач, духовик или ударник может стать дирижёром, словно для этого не требуется никакого профессионального многолетнего обучения… — говорит Дмитрий Китаенко и продолжает: — Сегодня оркестры звучат приблизительно одинаково, все на уровне „приятного меццо-форте“. Это не критика, таково наше время».

Д. Китаенко, Выдающийся дирижёр. Народный артист СССР. Профессор.
«Методика Елизаветы Петровны отличалась кардинально от других, потому что была связана с конкретной практикой и действительно работала… Она учила, как заниматься самому дома. Ведь это сегодня легко — поставил диск, встал перед зеркалом и поехал, и через несколько месяцев ты считаешь себя дирижёром или получаешь лицензии, или тебе говорят, что ты гениальный, замечательный, выдающийся… Ну что греха таить, даже в той же Ленинградской, да и в Московской консерватории, это сплошь и рядом — выходили из классов других профессоров дирижёры, которые все были похожи друг на друга, они копировали своих профессоров, их приёмы, отрабатывали эти квазиприемы-трюки… В классе Елизаветы Петровны… был постоянный поиск своего индивидуального жеста, именно твоего жеста…».
Д. Г. Китаенко — выдающийся дирижёр, н.а. СССР о своем учителе Елизавете Петровне Кудоявцевой-Муриной. 26 февраля 2007 года. Швейцария.

Е. П., Китаенко Д. Г., Мурина Е. А. — Швейцария 1999

«Наше поколение дирижёров ещё застало пик интереса публики к дирижёрскому искусству», — Юрий Симонов. «Жизнь в искусстве». М.О. 2020.

Ю. Симонов и Р. Моисеев. 2024

«Думаю, профессия дирижёра сегодня в кризисе», — Юрий Темирканов (RG.RU).

Ю. Темирканов. Выдающийся дирижёр. Народный артист СССР. Художественный руководитель ЗКР АСО и Санкт-Петербургской филармонии (автор рисунка Диана Нагорянская).

«Исчезает сама суть дирижёрского искусства — осмысление партитуры. Сыграли вместе и быстро — ну, хорошо. И, несомненно, в образовании сейчас существует кризис. Исчезли все ведущие серьезные дирижёры русской школы. Сейчас говорить о школе в нашем деле не приходится», — Владимир Федосеев.

С народным артистом СССР, художественным руководителем и главным дирижёром БСО имени П. И. Чайковского Владимиром Федосеевым. 2022.

«Генеральный директор Большого театра (ГАБТ) Валерий Гергиев не считает проблемой отсутствие в театре главного дирижёра» (Москва. 6 сентября 2024. INTERFAX.RU).

В. Гергиев. Ген. директор Мариинского и Большого театров. Российский дирижёр, общественный деятель.

К тому же, наблюдается весьма странная на наш взгляд «оптимизация» дирижёрского образования — объединяются дирижёрские кафедры. В жизнь выходит усредненное понятие «специалист» с надписью: ОКОНЧИЛ ДИРИЖЁРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ.

Л. Бернштейн (L. Bernstein). Американский композитор и дирижёр.

И вот перед вами уже «готовый дирижёр» хора или оркестра. Ему лишь остается предъявить в филармонии документ об образовании или полученный где-то сертификат о «повышении квалификации». В крайнем случае — найти спонсора и создать свой коллектив.

Хоровое братство.

Дирижёрско-хоровое братство.

В советское время не разрешалось поступать в консерваторию на факультет оперно-симфонического дирижирования сразу после музыкального училища. Было необходимо сначала получить высшее музыкальное образование, сформироваться как музыканту…

В Санкт-Петербурге изначально существовал факультет, а в Москве всего-лишь аспирантура.

Московская консерватория имени П. И. Чайковского в 1998 и сейчас.

Многие желающие стать дирижёрами оркестра поступали сначала на дирижёрско-хоровое отделение ВУЗа. Отбор на «симфоническое дирижирование» (при наличии специальной кафедры) был всегда строг. Например, в Московскую консерваторию из многочисленных желающих принимали не более 2−3 человек.

А. Свешников. Ректор Московской консерватории. Руководитель Госхора СССР.

Дирижёры-хоровики, как наиболее образованные музыканты достаточно широкого профиля и кругозора, работают не только хормейстерами, регентами, певцами в хорах, солистами-вокалистами в филармониях и оперных театрах, но и корреспондентами, ведущими концертов, музыкальными редакторами на радио и ТВ. Они трудятся в школах и детских садах, аккомпанируют на фортепиано, руководят детскими хорами и студиями, ведут сольфеджио, наконец — преподают в колледжах и ВУЗах…

Все вышеперечисленное позволяет наиболее доступное и распространенное в высших и средних учебных заведениях России дирижёрско-хоровое образование.

А. Юрлов — художественный руководитель и дирижёр Республиканской русской хоровой капеллы, чье имя сегодня она почётно носит.

Хоровое дирижирование неразделимо связано с оркестром: Кантата и Оратория, Месса, Мюзикл и Оперетта, Симфонии с участием хора и наконец — «Её величество Опера».

С. Д. Гусев. Хормейстер Большого театра. В 1981—2004 Художественный руководитель Республиканской русской хоровой капеллы имени А. А. Юрлова. Профессор РАМ имени Гнесиных по дирижированию.

В связи с этим, некоторые дирижёры пытаются совмещать руководство и хором, и оркестром. Однако, я не уверен в продуктивности подобного «универсализма».

В. Минин. Хоровой дирижёр. Основатель Московского академического камерного хора.

Вспоминается байка о том, как представлялся один уважаемый всеми хоровой дирижёр, профессор, получивший и дирижёрско-хоровое, и симфоническое образование. Когда его спрашивали о профессии, он громко и гордо представлялся: «Я ДИРИЖЁР…», — и тихо добавлял… — «ХОРОВИК».

Известно, что Арам Хачатурян дирижировал свои сочинения. Однажды Дмитрий Шостакович спросил его: «Скажи, Арамчик, ты правда дирижируешь — или машешь?» — «Машу, Митя, машу», — ответил честно Арам Ильич.

Кирилл Петрович Кондрашин. Народный артист СССР, профессор (1914−1981).
Родион Щедрин о дирижёре К. П. Кондрашине:
Порой от дирижёра требуется исключительное мужество, твердость характера, честность и бескомпромиссность. Все это относится к Кириллу Кондрашину.

А вот анекдот от профессора Ильи Мусина:

«Один молодой человек пришел к маститому маэстро и попросил его научить дирижировать. Тот показал ему несколько видов „рисунков“ и говорит: вот так надо дирижировать, если музыка идет на „два“, так „на три“, на „четыре“, а вот так — на „шесть“. Большим движением вы показываете „форте“, а маленьким — „пиано“. Вот и все! Тот удивился: как, маэстро, — это все? Да, все! Только не говорите никому, что это так просто».
Возможно, в этих не грустных историях есть свои глубокие смыслы…

Г. Свиридов (композитор) и В. Чернушенко (художественный руководитель и дирижёр Санкт-Петербургской певческой капеллы).

Роман Моисеев: Дирижёр симфонического оркестра — уникальная, элитарная, штучная профессия, раскрывающаяся лишь с годами. Истинный дирижёр — всегда индивидуальность и носитель информации. Он должен обладать большим жизненным багажом, а его дирижёрский жест, как результат внутреннего моделирования, всегда неповторим, точен и экономичен.
Можно сказать, что настоящий дирижёр начинается после 40 лет.

Лео Морицевич Гинзбург (1901−1979) — советский дирижёр, пианист, теоретик музыки, выдающийся педагог, профессор Московской консерватории.
Три правила от Дмитрия Китаенко:
«Во-первых, всегда открывайте партитуру так, как будто вы видите её впервые. Во-вторых, сидите в тишине, наблюдайте за природой. В-третьих, не пользуйтесь техническими ресурсами, которые нас окружают, такими как Интернет, телефон, факс и так далее. Дирижёр должен получать информацию самостоятельно, а не с помощью компьютера. Он должен стараться постоянно погружаться в музыку глубже, чем кто-либо до него. Только при такой подготовке вы сможете встать перед оркестром и сказать музыкантам, чего вы от них ожидаете».
Помимо серьезного многолетнего образования очень важно желание посвятить себя профессии симфонического дирижёра. В огромной степени необходим дар, возможность генерировать, излучать, передавать энергию одновременно в оркестр и в зал, умение воплощать имеющиеся художественные намерения, заручившись поддержкой музыкантов-единомышленников..

Поэтому иногда можно услышать, что: «дирижёром нужно родиться».

Участие в мастер-классах, возможность выйти к оркестру или успешная деятельность солиста, оркестрового музыканта, административный ресурс — сами по себе не являются определяющими в становлении профессионального дирижёра.

Илья Александрович Мусин. Дирижёр. Педагог. Профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

Понятно, что в угоду времени дирижирование, как форма управления исполнением, проходило свои этапы развития:

— от генерал-баса до разворота капельмейстера лицом к музыкантам и спиной к залу;

— от баттуты, смычка первого скрипача, тяжелой палочки П. И. Чайковского, золотой эпохи ИСКУССТВА ДИРИЖИРОВАНИЯ 50−80-х годов ХХ века до банальной зубочистки;


— от индивидуального исполнительского стиля и звука коллектива, воспитываемого годами, до обыденной усредненности звучания;


— от дирижирования при помощи ауфтактов до «руководительства», что называется, «под оркестр»;

— наконец, от концертных фраков до неформальных рубашек;

Дирижёрская палочка и жезл П. И. Чайковского

В современном мире нельзя недооценивать значительно выросший уровень исполнительского мастерства музыкантов и оркестров, что всегда может только приветствоваться…

Наблюдая за крупными филармоническими коллективами классической направленности, бесконечным разнообразием и различными темпами современной концертной жизни в столицах и регионах, главными для дирижёра по-прежнему должны оставаться:

— лидерские качества музыканта, руководителя и организатора;
— безупречное владение нотным материалом и верность композитору;
— уважение к слушателю;
— воспитание коллектива и его творческой индивидуальности;
— сохранение великих исполнительских традиций, доставшихся нам от наших учителей.


© Роман Моисеев

Дирижёр, педагог, общественный деятель.
Музыкальное образование:
  • Школа имени М. М. Ипполитова-Иванова
  • АМУ при МГК имени П. И. Чайковского
  • РАМ имени Гнесиных
  • Московская консерватория имени П. И. Чайковского.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору