Фото: Александр Мамаев
Насколько пострадает сад, пока определить сложно — архитекторы еще не делились идеями. Объявленный в прошлом году конкурс завершится, скорее всего, к августу, но уже в мае станут известны компании, которые, по мнению жюри конкурса, способны справиться с техзаданием.
— В условиях конкурса четко прописано, что исполнители должны сделать три вещи: реконструировать фойе уже существующего здания филармонии, построить новое и дать предложения по реконструкции всего сада Вайнера, — рассказывает глава Градсовета Екатеринбурга, член жюри конкурса архитектурных концепций Михаил Вяткин. — Я думаю, что новое здание займет совсем немного территории парка, потому что основная часть уйдет под землю: есть такая практика мировых залов, и в филармонии ее допускают. А сад будет реконструирован, ведь сегодня там нет ничего, кроме клоаки.
Сад Вайнера в наши дни. Фото: Анна Майорова
Действительно, сегодня сложно представить, что еще в 1920-х годах сад Вайнера был эпицентром культурного Свердловска: здесь была эстрада, танцплощадка, биллиардная, а в 1932 году появился первый в городе мьюзик-холл. Активной жизнью сад жил до 1960-х годов, а затем постепенно пришел в запустение.
Последние годы власти Екатеринбурга пытаются реанимировать парк: так, в 2016 году в мэрии даже показали проект реконструкции, предусматривающий возвращение в сад некоторых исторических элементов. Предполагалось обновить дорожки и скамейки, установить современные архитектурные формы и зеленые лабиринты — на манер европейским паркам. Однако что-то пошло не так. Михаил Вяткин связывает срыв планов с нехваткой денег:
— Когда я еще работал главным архитектором, звучало много предложений, но денег в бюджете города не было. Точнее, были на легкий ремонт, серьезно же заниматься садом никто не мог. Пытались строить на углу некое здание, повесить реконструкцию на коммерческие структуры — тоже не получилось. А сегодня появляется возможность за счет бюджетных средств — как федеральных, так и областных — привести в порядок сад Вайнера одновременно с филармонией.
Субботники — одна из немногих активностей в саду сегодня. Фото: Владимир Жабриков
Самой филармонии тоже долго искали место: здание хотели поставить то рядом с «Космосом», то у телебашни. Один из интересных вариантов, по мнению Вяткина, — вместо старого Верх-Исетского завода. А одна из оригинальных идей — на Городском пруду. Креативщики из архитектурной мастерской Labar представили концертный комплекс в виде девятиэтажного филармонического куба, стоящего на одном из углов, загораживая стадион «Динамо».
Филармонический куб. Изображение: архитектурная мастерская Labar
Посадить музыкальный комплекс было решено в саду — в конце прошлого года правление Союза архитекторов обратилось к правительству Свердловской области с соответствующим предложением. И идею поддержали, однако без лишнего пиара. В свердловской филармонии уверены: застройка не помешает культуре и отдыху.
— Мы рассчитываем, что строительство концертного зала облагородит это место, позволит сохранить парк и подарит горожанам «сад музыки», который станет любимым местом отдыха, — рассуждает директор учреждения Александр Колотурский. — Мы думаем о возрождении традиции проведения летних открытых концертов и фестивалей — сам парк и то, что он вместит, должно стать важной инфраструктурной точкой города.
Известно, что в новом здании будет два зала на 1500 и 300 мест, оно станет основной концертной площадкой филармонии. В проекте значится паркинг, причем предусмотрено, что стоянка может сместиться на противоположную сторону улицы Карла Либкнехта. Открытие запланировано в 2022 году, тогда же должна закончиться реконструкция остатков сада Вайнера.
momenty.org/city/i182978/