Ежегодный пасхальный тур Валерия Гергиева с оркестром Мариинского театра по российским городам начнется сразу после открытия XVII Московского Пасхального фестиваля в Большом зале консерватории. По окончании концерта пасхальный спецпоезд отправится с Курского вокзала в первый маршрут — в Воронеж и во Владикавказ. Далее последуют Волгоград, Саратов, Казань. В планах Гергиева дать концерты почти в тридцати регионах — от Архангельска до Сибири, и кроме того, пасхальные визиты в Пекин и Люцерн.
В планах Валерия Гергиева дать концерты почти в тридцати регионах — от Архангельска до Сибири. Фото: Аркадий Колыбалов/РГ
По размаху афиши и географии Московского Пасхального фестиваля Гергиева аналогов этому проекту в мире нет. Достаточно сказать, что музыканты будут выступать в этом году 32 дня в российских регионах, играя почти в каждом городе по два концерта, один из которых — благотворительный. Программы в городах будут разные: большую их часть Гергиев решил посвятить юбилеям композиторов — Александра Даргомыжского, Александра Бородина, Арама Хачатуряна, Тихона Хренникова, Антонио Вивальди, Шарля Гуно, Джорджа Гершвина и других.
Состоится на фестивале и «Приношение Мариусу Петипа» — к 200-летию легендарного хореографа, с именем которого связана целая эпоха Мариинского театра и феномен «русского балета».
Каждый год Гергиев представляет в российских городах известнейших в мире музыкантов, молодые имена, лауреатов конкурса Чайковского. Но и для самих музыкантов этот специфический пасхальный марафон, концерты «с колес» — эксклюзивный опыт. При этом некоторые, например, пианист Денис Мацуев, выступают на фестивале ежегодно. В этом году он выступит 2 мая, в день 65-летия Гергиева, в Концертном зале Чайковского в Москве. Но в какие еще города приедет на фестиваль, пока не знает: «У нас с Валерием Абисаловичем импровизация каждую минуту, поэтому я не говорю, в каких концертах Пасхального фестиваля буду участвовать. Мы друзья, и готовы на разные поступки, но не только друг для друга, а для нашей публики в первую очередь».
Денис Мацуев: «Мы с Гергиевым импровизируем каждую минуту». Фото: Виталий Безруких
Между тем известно, что на фестивале выступят пианисты Бехзод Абдураимов, южнокореец Сон Чжин Чо, сопрано Юлия Лежнева, скрипачи Кристоф Барати, Павел Милюков, виолончелисты Александр Рамм и Александр Бузлов и многие другие. В этом году самый первый концерт Пасхального фестиваля, который состоится 8 апреля в 12 часов в зале Чайковского, можно увидеть в прямой трансляции в проекте Виртуального концертного зала Московской филармонии. Завершится фестиваль 9 мая традиционным опен-эйром на Поклонной горе и вечерним концертом в Большом зале консерватории.
Пасхальный фестиваль пройдет в Москве и городах России с 8 апреля по 9 мая
Откроется фестиваль 8 мая дневным концертом Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в Концертном зале Чайковского и вечерним концертом в Большом зале консерватории. С 9 апреля начнется региональный тур Мариинского оркестра.
Московский Пасхальный фестиваль представит четыре программные афиши и благотворительные концерты:
Симфоническая программа: Концерты Мариинского оркестра с Валерием Гергиевым пройдут в Москве, Воронеже, Владикавказе, Волгограде, Саратове, Казани, Тюмени, Новосибирске и других городах (смотрите инфографику).
Хоровая программа: Открытие состоится 9 апреля в Зале Церковных соборов храма Христа Спасителя. Во время фестиваля в Хоровой программе примут участие хоры из России, Абхазии, Беларуси, Армении, Грузии, Словакии, Швеции, Греции, Финляндии, Болгарии. Концерты пройдут в Москве, Химках, Реутове, Раменском, Зарайске, Егорьевске, Истре, Балашихе, Серпухове, Туле и других местах.
В Камерной программе прозвучат русские романсы и арии из опер в исполнении солистов Академии молодых певцов Мариинского театра под руководством Ларисы Гергиевой, открытые репетиции, мастер-классы. Концерты пройдут в Москве, Севастополе, Ялте, Плёсе, Суздале, Владимире, Тихвине, Гатчине, Смоленске, Кингисеппе, Североморске, Перми, Новокузнецке, Улан-Удэ, Уфе.
В Звонильной программе будут участвовать 50 храмов и 40 звонарей из России, Беларуси, Украины, Латвии, Германии, Финляндии, Франции и Казахстана.
Прямая речь
Валерий Гергиев, руководитель Мариинского театра:
— В этом году программы Московского Пасхального фестиваля еще в большей степени, чем прежде, будут адресованы региональной публике. За пятнадцать лет существования фестиваля количество российских регионов, которые мы объехали на Пасхальном поезде, думаю, приблизилось к цифре 60. В этом году мы будем играть почти везде по два концерта, в Москве у нас запланировано около 10 программ, а между Новосибирском и Красноярском мы слетаем на два дня в Пекин, где исполним в концертном варианте «Хованщину» Модеста Мусоргского.
По размаху афиши и географии Пасхального фестиваля аналогов этому проекту нет
Мне кажется, эта опера не звучала в Китае со времен Мао Цзэдуна. Что касается российской программы, то мы обязательно будем исполнять фрагменты из опер «Тангейзер» Рихарда Вагнера и «Фальстаф» Верди — наших будущих постановок на Мариинской сцене. Вообще, Пасхальный фестиваль хорош тем, что благодаря нашим приездам публика в регионах стала лучше представлять, что такое звучание настоящего симфонического оркестра, что такое звучание инструментальных ансамблей — ансамбля деревянных духовых, Брасс-ансамбля, ансамбля Страдивари.
Афиша
Мы играем для нашей публики разнообразный репертуар: классику, современную музыку — Родиона Щедрина, Анри Дютийё, редко исполняемые сочинения — например, «Мученичество Святого Себастьяна» Клода Дебюсси. В российские города мы привозим репертуар, который практически невозможно услышать в регионах. Не каждый оркестр может позволить себе концертное исполнение «Троянцев» Гектора Берлиоза. Даже в Париже эта опера редко звучит. А мы приехали в Екатеринбург и исполнили «Троянцев». Мы исполняли в российских городах оперы Вагнера, Прокофьева, не часто звучащие оперные партитуры Чайковского. По сути, на этом фестивале деятельность Мариинского театра продолжается в Томске, в Иркутске, в Калининграде, в Мурманске. Согласитесь, визиты такого огромного коллектива не могут не воздействовать на культурную ситуацию на местах. Я хорошо помню и все человеческие встречи, которые у меня случались в регионах пять, десять, пятнадцать лет назад и которые связали меня со многими людьми дружескими отношениями. Нашего возвращения ждут, а у нас теперь в Мариинском театре выступают Уральский оркестр, Новосибирский, Омский, Казанский оркестры. В этом движении навстречу — смысл Пасхального фестиваля.
Инфографика «РГ»: Антон Переплетчиков/Сусанна Альперина
Источник:
rg.ru