Фото: Вячеслав Старостенко
Близящийся к своему завершению месячный фестиваль «Музыкальная осень в Твери» в минувшее воскресенье продолжился концертом Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». Коллектив выступил в академическом театре драмы с программой из музыки Беллини, Гайдна и Брамса. Дирижировал, а в случае с Гайдном еще и солировал
Денис Шаповалов.
«Новая Россия» впервые приехала в Тверь, но, как теперь смеют надеяться меломаны, знакомство с коллективом, который с 2002 года возглавляет Юрий Башмет, скорее всего продолжится в будущем, именно об этом говорила, приветствуя гостей и слушателей, заместитель председателя регионального комитета по делам культуры Ольга Нефедова. После первого концерта, который оркестр дал в Верхневолжье, думается, теперь вряд ли кто откажет себе в удовольствии послушать его еще раз. Особенно после Первой симфонии Иоганнеса Брамса, ставшей главным событием этой фестивальной программы. Композитор работал над нею чрезвычайно долго – около пятнадцати лет. Результатом таких усилий стало то, что это сочинение теперь считается важной вехой в истории симфонического жанра, – у Брамса можно найти отсылки и к Бетховену, прежде всего к его Пятой и Девятой симфониям, и к Мендельсону, и к Шуберту, и к Шуману.
Здесь, прежде чем начать разговор о состоявшейся программе, стоит несколько слов сказать об исполнителе. Созданный в 1990 году Государственный симфонический оркестр (ГСО) «Новая Россия» первые двенадцать лет своего существования шел по пути, который ему указывал Марк Горенштейн. В 2002-м его сменил Юрий Башмет, открывший, как сказано в официальной биографии оркестра, «качественно новую страницу в истории коллектива» – он приобрел свою, неповторимую манеру исполнения, которую отличают «творческая раскрепощенность, дерзость интерпретации, поразительная одухотворенность исполнения в сочетании с глубоким, насыщенным звучанием». За последние десять лет оркестр «Новая Россия» дал более 500 концертов в России и за рубежом, но в Тверь приехал впервые, что объясняло аншлаг, с которым прошел концерт. Если для ГСО выступление в столице Верхневолжья стало дебютом, то виолончелист Денис Шаповалов уже знаком нашей публике, причем для внимательного посетителя филармонических концертов не стало открытием совмещение музыкантом двух ролей – солиста и дирижера. В 2008 году он выступал на открытии 39-й «Музыкальной осени», на котором и стоял за пультом оркестра «Российская камерата», и солировал в двух виолончельных Концертах Гайдна. Один из них – до-мажорный – был исполнен и в этот раз, после того как молодой маэстро продирижировал Увертюрой к беллиниевской «Норме», давно занявшей почетное место в традиционном репертуаре концертов популярной классики.
Денис Шаповалов, почти выбежавший на сцену, сразу же расположил к себе публику. Увертюра к «Норме» прозвучала с тщательно выверенным соотношением долга и чувства, на которых базируется основной конфликт оперы, и, самое главное, с четким чувством меры в оркестровом звучании. Возможно, оно оказалось не вполне идеальным в силу акустических свойств театрального зала, но необходимый эффект изначально заложен и в самой музыке, и в том, что тверитяне впервые услышали ее в исполнении симфонического оркестра. Вторым номером программы шел как раз Концерт Гайдна, в котором Денис Шаповалов проявил себя уже как виолончелист высочайшего класса. При этом он не забывал управлять оркестром, то взмахом смычка, то поднятой рукой, то просто поворотом головы делая необходимые ремарки. Важно, впрочем, стало не то, как один человек делает два дела одновременно – все-таки солирующий дирижер – дело вполне обычное, а в том, что солист и оркестр здесь и сейчас создавали единый ансамбль, единое целое. Это, собственно, и подразумевал Гайдн, работая над своими виолончельными концертами, так что упрекнуть исполнителей в том, что они нарушают или самовольно меняют замысел автора, было в данном случае нельзя.
Второе отделение полностью занимала уже упомянутая Первая симфония Брамса, масштабное полотно которой было подано слушателям на удивление внятно и корректно – от медленного вступления в первой части до апофеоза финала. Перфектность работы оркестрантов оценила и публика, некорректно пытавшаяся вклинить в паузы между частями свои аплодисменты (надо сказать, это филармоническое правило, гласящее, что хлопать можно только тогда, когда сочинение будет сыграно полностью, на концерте пытались нарушить неоднократно, особенно в сочинении Гайдна). Не случайно именно симфония стала смысловым центром программы. Как Брамс, пытавшийся в своем симфоническом творчестве выйти за пределы своего века, так и оркестр «Новая Россия» под эмоциональным управлением Дениса Шаповалова делал все, чтобы произвести на тверскую аудиторию самое благоприятное впечатление. И музыкантам это, без всякого сомнения, удалось.
Источник:
http://www.tverlife.ru/news/63065.html