Первый авторский концерт Франгиз Ализаде в Азербайджанской государственной филармонии посвящен памяти жертв Ходжалинской трагедии

Добавлено 03 марта 2015 muzkarta

Азербайджанская филармония

Одним из самых грандиозных событий в дни очередной годовщины Ходжалинской трагедии смело можно назвать первый авторский концерт всемирно почитаемого композитора, артиста мира ЮНЕСКО Франгиз Ализаде, состоявшийся в Баку, в Азербайджанской государственной филармонии.

Где в исполнении высокопрофессионального и великолепно воспитанного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибейли и солистов Государственного театра оперы и балета прозвучали произведения народной артистки республики, профессора, председателя Союза композиторов Азербайджана, снискавшие славу на мировом музыкальном Олимпе и во многом характерные для творчества Франгиз Ализаде.

Как предусматривалось программой, публике было предложено изысканное самобытное полотно «Метаморфозы», а затем прозвучали пространные отрывки из уже заслужившей широкое признание написанной на патриотическую тему оперы «Интизар», вызвавшие необыкновенно горячий отклик во время нескольких исполнений на сценах Дворца Гейдара Алиева и Азербайджанского государственного театра оперы и балета.

Известно, что «Метаморфозы» — имеющее свою интересную историю сочинение для 12 виолончелей — специально написано по случаю 30-летнего юбилея сильнейшего ансамбля «Берлинер филармоникер» для исполнения талантливейшими виртуозами мира.

Что безусловные его достоинства на долгие годы привлекли внимание лучших музыкантов и слушателей с тонким вкусом, но, столкнувшись с тем, что практически очень редко удается собрать в один вечер на одной сцене 12 виолончелистов-виртуозов, руководители многих, предпочитающих изысканный современный репертуар концертирующих ансамблей попросили автора переложить партитуру для симфонического оркестра.

Нам же, думается, в данном случае, важно подчеркнуть, что в авторском концерте с его сугубо патриотическим настроем звучат «Метаморфозы» — вариации в ладе шуштяр, произведение, «поданное» именно в уже заявившем о себе стиле Франгиз Ализаде, исполненном чувства национальной гордости.

Убедительным свидетельством этого стало и то, что вслед за симфоническим полотном «Метаморфозы» в переполненном зале прозвучало мощное произведение синтетического жанра. Опера, в которой средствами музыки на убедительных примерах из повседневной жизни азербайджанского народа показаны особенности национального характера, как стойко переносят наши соотечественники чудовищные испытания в условиях варварской трагедии, развязанной необузданной агрессией кровожадных соседей.

Именно средствами удивительно красивой и богатой, за душу берущей музыки показано то, что психологически волнует артистов оркестра, исполнителей оперных партий и слушающих это великолепие. Показано так, что вызывает слезы, боль и — одновременно — состояние величия и гордости. За то, что есть у нас богатые творческие возможности, чтобы обращаться к человечеству с высоких нравственных позиций.

Общение с подобными шедеврами — мощный импульс, чтобы сосредоточенно задуматься о том, что такое жертвенная любовь, ощутить силу которой способна изысканная музыка родного края, слушать которую невозможно без трепетного волнения.

Здесь важно отметить еще и мировой уровень этого события — отрывки из оперы особенно мощно звучат как посвящение памяти жертв нашей национальной трагедии. И потому еще, что родились и озвучены в то время, когда в мире набирают силу воинственные устремления безответственных агрессоров. Когда произведение в очередной раз демонстрирует веру народа в то, что даже чудовищная и сильная атака сил зла не способна сломить любовь к Родине живущих чистой и размеренной жизнью людей, уничтожить праведный дух борцов за победу сил Добра.

Несмотря на трагический сюжет, опера «Интизар» завершается впечатляющим финалом, отражающим веру в победу справедливости, в надежное будущее и счастье, рождающееся в праведной борьбе за освобождение родных земель. И потому так гордо звучит и здесь, на подмостках концертного зала, грандиозный финал партитуры, которым композитор завершает произведение, эмоциональное воздействие которого вселяет веру в то, что многострадальный народ готов к патриотической борьбе за освобождение захваченных врагом земель. Такое переоценить невозможно.

Авторский концерт почитаемого в мире композитора — конечно же, событие в музыкальной жизни Азербайджана и национальной культуры. Он имеет грандиозное политическое значение, поскольку масштабное произведение сложного синтетического жанра написано на патриотический сюжет, а сама музыка, славя народных героев, их готовность отдать жизнь в борьбе за свободу родины, служит возвеличиванию народного духа.

При том, что, как сказала автор включенных в программу авторского концерта сочинений Франгиз Ализаде, работая над оперой, этим масштабным полотном, она гордилась тем, что идею создать такое произведение подал ей наш прославленный земляк Мстислав Ростропович, много сделавший для пропаганды музыки азербайджанских композиторов во всем мире. Близко к сердцу принявший боль нашего народа в связи с такой трагедией, как кровопролитный конфликт в Народном Карабахе.

«Он не просто вдохновил меня на интересную и новаторскую работу, но и готовился принять самое горячее участие в воплощении этого замысла, но… не успел, — говорит Франгиз ханым. — А это и сегодня делает более сильным мое желание выполнить на самом высоком уровне его идеи — достойные быть осуществленными в самом лучшем, масштабном виде, соответствующем замыслу такой личности».

Возможно, именно потому Франгиз ханым вложила в это свое детище все столь сильные эмоции, накопившиеся в душе искреннего патриота, изысканного, мыслящего современными категориями профессионала. И вели ее по этому пути пронзительные звуки, позволяющие воплотить в музыкальном полотне ощущение глубокой, эпического масштаба трагедии и — при этом — красоту и волю собственного народа, его многострадальные чаяния в минуты тяжких испытаний.

Но не смеем забывать и об отношении М.Ростроповича к самобытному таланту Франгиз Ализаде, рано обратившейся к современным формам музыкального мышления. К тому, что от органично объединяющих устоявшуюся за века классику при сохранении национальных традиций она шла к условиям, в которых зарождались обретающие и сегодня права гражданства новейшие техники и образные средства. Те, что способны передавать эмоции современного человека, личности XXİ века и завоевывают все большее признание на планете лучшими инновациями авангарда.

Один из видных представителей яркой азербайджанской композиторской школы, пианист, музыковед, педагог и общественно-политический деятель, профессор Франгиз Ализаде — мастер, чьи сочинения далеко не вдруг привлекают внимание новейшей техникой музыкального письма. Той, что проявляется не только в опере «Интизар».

Совершенно уникально звучат в ней все «номера» от хоровой партии, исполненной артистами управляемой Гюльбаджи Имановой хоровой капеллы до проникновенных сольных партий, пронзительно исполняемых солистами нашей оперы Гюльназ Исмаиловой, Сабиной Асадовой и Акрамом Поладовым. И понятно: они ведь здесь получили изысканный материал мирового вокала, арии, дуэты и другие формы вокального жанра, которые уже сегодня с блеском исполняют известные вокалисты мира, гордясь тем, что исполняют музыку нашей прославленной соотечественницы Франгиз ханым Ализаде и могут блеснуть в роли исполнителей этих шедевров.

Особо хочется подчеркнуть роль дирижера Фахраддина Керимова. Активно участвуя в концертах Франгиз Ализаде — к примеру, в специально проводившихся в ее честь в Киеве и Тбилиси ее авторских фестивалях, в акции памяти жертв Ходжалы в Турции, он имеет возможность определять пульс ее богатых на краски и эмоции, на душевную открытость и мудрость партитур.

Говоря о концерте, хочется отметить органичное использование в нем кадров кинохроники и художественных клипов. Ставшие хорошим дополнением к музыкальным образам и усилив эмоциональное их восприятие, они превратили все элементы мероприятия в событие, которое на едином дыхании воспринял переполненный неравнодушными слушателями зал.

В событие, которое непроизвольно воспринимается как еще одна своеобразная веха для композитора, еще в студенческие годы смело вступившего на путь новаторства.

Об этом факте и вообще о творческой биографии Франгиз Ализаде профессиональные музыковеды написали немало статей, рецензий и даже монографий. Но как бы хотелось, чтобы сейчас эти труды стали достоянием широкой общественности, подрастающих поколений, которым в наследство и создаются подобные облагораживающие и вызывающие на родине гордость шедевры.

Галина МИКЕЛАДЗЕ

www.1news.az

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору