«Фарадж Гараев — один из ведущих композиторов постсоветского пространства. Хронология его творческих поисков более похожа на типичную авангардную кардиограммность, чем на классическую поступенность. Неоклассицизм и серийность, пуантилизм и сонорика, коллажность и модальность, неоромантика и „мугамность“, постмодернизм и джаз, европейский инструментальный театр и театр инструментов национальных, концептуальность и электроника… Впрочем, всё это не определяет содержания и смысла его композиторского искусства. Для Фараджа Гараева важно другое, а именно — маркировка музыки и абсурдности всяких композиторских практик, технологий и стилистик. Он легко работает с любым муззнаком, стилем, технологией и образом, не испытывая композиторского комплекса даже тогда, когда оказывается вдруг не на своей, чужой „музыкальной территории“. Ощущение его музыки весьма противоречивое, порой взаимоисключающее. Можно представить, что в музыке Фараджа Гараева — концепции, образы, мысли и чувства напрочь иллюзорны, так как не содержат никаких нагрузок, выражений, планов, значений и констатаций. А можно услышать в его сочинениях такое количество неоднозначностей, параллелей, смыслов и контекстов, что, кажется, будто речь идёт не об одном, но о нескольких авторах одновременно», — известный музыковед, доктор искусствоведения Рауф Фархадов.
В Азербайджанской государственной филармонии имени Муслима Магомаева прошел творческий вечер известного композитора, педагога, профессора Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, сына выдающегося композитора Гара Гараева, заслуженного деятеля искусств Азербайджана Фараджа Гараева, приуроченный ко дню рождения композитора, сообщает Trend Life.
Азербайджанский государственный симфонический оркестр имени Узеира Гаджибейли под руководством его главного дирижера и художественного руководителя народного артиста Рауфа Абдуллаева и заслуженная артистка Азербайджана Фарида Мамедова представили произведения композитора. Вечер открылся произведением российского композитора Артура Лурье «Синтезы» в переложение для ансамбля Фараджем Гараевым.
Затем было представлено произведение австрийского и американского композитора Арнольда Шенберга «Ожидание», которое было написано в 1909 году и считается эталоном музыкального экспрессионизма. Это произведение было создано для большого оркестра и сопрано, но в 2004 году Фарадж Гараев сделал ее аранжировку для камерного оркестра и сопрано. Далее любители классической музыки услышали одно из самых сложных и популярных сочинений Фараджа Гараева «Vingt ans après — nostalgie…» в четырёх частях. Это произведение композитора звучало во многих известных концертных салонах разных стран мира. Вечер классической музыки стал ярким событием в культурной жизни Баку и был овациями встречен зрительным залом.
Фарадж Гараев родился 19 декабря 1943 года в Баку. В 1966 году с отличием закончил Азербайджанскую Государственную консерваторию им. Уз. Гаджибекова по классу композиции своего отца, профессора Гара Гараева, а в 1971 году у него же — аспирантуру. С 1966 по 2003 год преподавал композицию, инструментовку и полифонию в Азербайджанской Государственной консерватории (с 1991 — Бакинская Музыкальная Академия), с 1994 года — профессор. С 1991 года живет в Баку и Москве. С 1999 года — профессор кафедры теории музыки Московской Государственной консерватории им. П. И. Чайковского. В 2003—2005 гг. — профессор кафедры композиции Казанской Государственной консерватории им. Н. Жиганова. В 1994—1996 гг. — вице-президент московской Ассоциации Современной Музыки (АСМ). C 1995 года — президент Общества Современной Музыки «Yeni Musiqi», основанного им в Баку. В 1980—1994 гг. — художественный руководитель ВаКаRА-ENSEMBLE (Баку). В 1991—1992 гг. — стипендиат культурного фонда А.Круппа (Эссен, Германия). В 2007–2008 и в 2010—2011 гг. — художественный руководитель проекта Министерства культуры и туризма Азербайджана «Лицом к лицу со временем» («Zamanla üz-üzə«).
Автор произведения для Симфонического и Камерного оркестра «Тристесса — I», «Тристесса — II», Серенады для Большого Симфонического Оркестра, монооперы «Journey to Love», балета «Тени Гобустана», симфонии с программой «Гойя» для смешанного хора и симфонического оркестра, камерно-инструментальных произведений и музыки к кинофильмам.
Сочинения композитора исполняются на фестивалях и концертах в странах СНГ, Европы, Южной Америки, в США и Японии. Среди исполнителей — дирижёры Геннадий Рождественский, Василий Синайский, Александр Лазарев, Максим Шостакович (СССР/Россия), Инго Мецмахер (Германия), Рейнберт де Леув и Эд Спаньярд (Голландия), Ансамбль солистов оркестра Большого театра (Москва), «Студия Новой Музыки» (Москва), Ensemble Modern (Франкфурт-на-Майне, Германия), Nieuw Ensemble и Schoenberg Ensemble (Амстердам, Голландия), Quatuor Danel (Франция), Continuum (Нью-Йорк, США) и др.
Автор: Вугар Иманов
www.trend.az