Предстоящие мероприятия

Муром, Владимирской области
30 сентября 2025

Муром, Владимирской области
11 октября 2025

Муром, Владимирской области
21 октября 2025

Читайте на эту же тему

06 января 2015





Первый концерт 2015-го! Алиса ГИЦБА (сопрано), Светлана БОНДАРЕНКО (фортепиано)

Добавлено 06 января 2015 елена

Муромская «Филармония», Алиса Гицба (сопрано)

29 января 2015 во Дворце Культуры 1100-летия Мурома
состоится Концерт вокальной музыки:
Алиса Гицба (сопрано)
Светлана БОНДАРЕНКО (фортепиано)

АЛИСА ГИЦБА — ОСОБЕННАЯ ПЕВИЦА, ОСОБЕННАЯ ЖЕНЩИНА.

Ее имя в Абхазии знают все. И не только в Абхазии. Алиса Гицба — особенная певица.

Эта красивая женщина с высокопоставленным завораживающим сопрано по достоинству может считаться визитной карточкой Абхазии в мире классической оперной музыки. Несметное количество театральных проектов, участие в международных фестивалях, гастроли в США, Франции, Германии, Испании, Италии, Ливане — не все достижения солистки театра «Геликон -опера». Алиса Гицба принимала участие в первых исполнениях таких произведений, как: опера «Альцеста» Ж. Б. Люлли, 1-я редакция «Жития Марии» П.Хиндемита (фестиваль «Сакро- Арт»,Германия г. Локкум), оратория «Смерть поэта» Н.Сидельникова, «Песня земли и неба» О.Мессиана, опера «Слепая ласточка» А. Щетинского (фестиваль «Сакро-Арт» Германия).

В 2009 году участвовала в мировой премьере оперы А.Сюмака «Станция» на фестивале современного искусства «Территория» в Москве. В 2010году на фестивале современной музыки «Франкофония» Алиса исполнила «Маленький реквием» А.Вустина. В июне того же года приняла участие в 5ом фестивале «Лучшие симфонические оркестры Мира». В рамках независимого театрального проекта исполнила роль Шэрон Грэхем в драматическом спектакле «Мастер-класс Марии Каллас».

Оперная певица работала и продолжает работать с такими дирижерами, как — Геннадий Рождественский, Борис Тевлин, Юрий Симонов, Валерий Гергиев, Владимир Понькин, Теодор Курентзис, Рене Клеменчич, Марк Пекарский.

Алиса Гицба окончила сухумское музыкальное училище по специальности «Теория музыки», затем — Российскую академию музыки им. Гнесиных по классу «Сольное академическое пение». В это же время была принята в московский театр «Геликон-опера», за время работы в котором исполнила свыше тридцати ведущих партий из произведений Верди, Чайковского, Ф.Пуленка, И.Штрауса, Ж.Оффенбаха и других классиков. В 2007 году в театре «Геликон — опера» состоялся бенефис Алисы — моноопера Ф.Пуленка «Человеческий голос» и Светскую кантату Ф.Пуленка «Бал-маскарад» в сценической версии режиссера театра Н.Дыченко.

Уже в 2006 году канал «Культура» выпустил DVD- проект — оперу Ф.Пуленка «Диалоги кармелиток», в которой Алиса Гицба исполнила одну из главных ролей. А в 2010 году вышел в свет DVD — диск с симфонией А.Рыбникова № 5 «Воскрешение мертвых».

Алиса Гицба часто принимает участие в эфирах радио «Орфей». И именно в рамках фестиваля «Радио Орфей представляет» 19 октября 2009 года состоялся ее сольный концерт.

В 2004 г. Алиса Гицба была удостоена звания Заслуженной артистки России.

В 2007 году -звания Народной артистки Абхазии.

-Алиса, для Вас, конечно, не секрет, что Абхазия очень гордится Вами и всегда ждет концертов. Является ли это в некотором роде вдохновением?

-Абхазия-это моя Родина, место, где я провела свои лучшие, детские годы в окружении своей семьи, друзей. В 18 лет я уехала в Москву и все эти годы с трепетом жду возможности приезжать домой. Хоть ненадолго, хоть на 2–3 дня. Летом я бываю в Абхазии подолгу. И каждый раз, когда я собираюсь приехать, я думаю, а не совместить ли мне приятное с полезным, отдых с работой? Не организовать ли концерт, кого пригласить для участия в нем, и какую программу показать нашей публике, учитывая ее вкусы? Конечно, желание видеть знакомые лица в зале, чувствовать поддержку родных людей рождает во мне вдохновение для поиска новых программ. Кроме того, эта энергетическая «подзарядка» помогает мне в период всего театрального сезона работать и ждать новой встречи со своим зрителем в Абхазии.

-В своем репертуаре Вы охватываете разные направления и жанры — от эпохи барокко до авангарда ХХ столетия. А кто Ваш любимый композитор? Какие произведения культуры и искусства вдохновляют?

Мир искусства настолько разнообразен и многогранен, что очень сложно бывает остановить свой выбор на чем-то одном. Столько хорошей литературы, живописи, режиссеров, исполнителей! Касаемо музыкальных предпочтений, избранное для меня — это европейская музыка средневековья, ренессанса, барокко. Композиторы: Перголези, Бах, Орландо ди Лассо, Вивальди, Гендель… Часто исполняю авангардную музыку 20–21 вв.

Из писателей могу отдать предпочтение классикам и русским, и европейским, но имя Фазиля Искандера для меня высится на особом пьедестале. Что касается живописи — предпочитаю итальянскую школу, хотя французский импрессионизм не оставляет равнодушной. Если кино, то французское, итальянское, советское. Бунюэль, Феллини, Тарковский, Гайдай, Захаров…

В любом виде искусства для меня важна глубина, сила эмоционального воздействия. Если произведение не оставляет равнодушной, если «мурашки бегут по спине», тогда это то, чему я отдаю свое предпочтение.

-В жизни певицы немало стресса, но Вы всегда излучаете тепло и гармонию. Что помогает противостоять стрессу и разнообразным неурядицам?

-Семья, семья и еще раз — семья! Я имею в виду своих родителей, сестер, мужа и детей. Когда иной раз я чувствую, что-то идет не так, что закончились силы для борьбы со сложностями, которые присутствуют, наверное, в любой профессии, я всегда нахожу опору в дорогих и родных мне людях. Это крайне важно для человека творческой профессии иметь надежный тыл, отдушину, в которой можно снова обрести гармонию с самим собой. И тогда снова появляется вдохновение, желание придумывать новые проекты и реализовывать их.

-Как стараетесь проводить свободное время?

-Его, к сожалению, не так много, как хотелось бы. Свое свободное время я стараюсь посвящать своей семье, детям. Ходить с ними на различные культурные мероприятия. Мы посещаем театры, выставки, концерты. Если у меня есть возможность остаться наедине с собой, то я слушаю музыку, читаю или сама музицирую. Еще очень люблю живое общение с друзьями и коллегами. Двери моего дома всегда для них открыты.

— Важно ли для Вас воспитание детей в абхазских традициях?

-Это очень непростой вопрос…. Конечно, как для матери, для меня это крайне важно, но вопрос в том, насколько это возможно в объективной реальности. Абхазские традиции даже на Родине сохранить сложно, а уж в другой стране, с другими нравственными ценностями и ментальностью- еще сложнее. Дома мы говорим на абхазском языке, общаемся с детьми, слушаем абхазские песни, читаем абхазские сказки, то есть, делаем все возможное, чтобы взрастить в детях любовь к Абхазии и ее обычаям. И я вижу, что мои дети растут патриотами.

-Ваша самая большая мечта?

-Самая большая на сегодняшний день моя мечта-это создание оперного театра в Абхазии. Не знаю, суждено ли ей осуществиться, ведь это так непросто… А что может быть лучше, находясь у себя дома, наслаждаясь окружающей тебя сказочной природой, общением с родными людьми, еще и петь свои любимые оперные партии, не ездя для этого куда-то на чужбину.

Конечно, я верю, что эта мечта сбудется, нужно только немного подождать… Самое главное — это то, что жанр оперы потихонечку приживается в Абхазии и находит много поклонников и даже знатоков.

-В Москве Вы, наверняка, поддерживаете связь с творческой абхазской молодежью, которая встает на путь самореализации, кого из молодых музыкантов и исполнителей Вы могли бы выделить?

-Нам очень повезло в том, что у Абхазии есть такая талантливая молодежь. И это великое счастье, что есть возможность обучаться не только в Москве, но и в других, лучших ВУЗах России. Здесь, в Москве, есть немало талантливых ребят. Это аспиранты московской консерватории им. П. И. Чайковского, супруги Екатерина и Алхас Ферзба — певцы, многократные лауреаты различных международных конкурсов; и выпускница этой же консерватории, пианистка и лауреат международных конкурсов София Нармания, которая в данный момент живет и работает в Италии; Нана Черкезия- певица, недавно представлявшая Абхазию в Германии, где участвовала в постановке оперы А.Дворжака «Русалка». Не могу не сказать об органисте Луке Гаделия, который уже многого достиг на своем поприще, и приобретает все большее мастерство и поклонников своего творчества, молодой певице Елена Анкваб, концертирующей в Москве и за ее пределами. Еще одна выпускница этого ВУЗа- Кристина Эшба, певица, которая в этом году представляла Абхазию на фестивале в Кремле. Молодой представитель эстрадного жанра Гудиса Ферзба, тоже студент этой академии, он уже записал несколько сольных дисков и поет также и в хоровой капелле Анатолия Судакова. Боюсь кого-то пропустить. Я, конечно же, слежу за их судьбами и всегда радуюсь их успехам. Это тот «золотой фонд», который уже на виду, наша смена и наша гордость. Они прославляют нашу Родину уже сейчас. А ведь есть многие, которые только ступили на этот путь, и их имена еще никому не известны. Я очень надеюсь на то, что им будет оказана поддержка нашего правительства.

-Чего бы Вы пожелали талантливым ребятам, не имеющим возможность выехать за пределы Абхазии?

-Я бы хотела им пожелать, чтобы Абхазия в самом ближайшем времени вступила в такую фазу экономического, политического и культурного развития, которая даст им возможность развиваться и в Абхазии, и за ее пределами. А вообще, конечно, есть такая поговорка, всем известная:«Таланту надо помогать, бездарность и сама пробьется» . Без поддержки ничего не возможно… К сожалению, до наших времен не сохранилась практика меценатства, распространенная раньше, до революции. Богатые люди никак не хотят понять, что вкладывать средства нужно не только в материальные блага, но и в таланты. И это тоже дает дивиденды. По крайней мере, место в истории вы себе точно обеспечите.

-Что касается возможностей к самореализации, какое государство, на Ваш взгляд, является наиболее гармоничным для становления успешной музыкальной карьеры?

-Затрудняюсь ответить на этот вопрос объективно. Ведь в мире оперы и вообще музыки нет понятия национальности. Это самый демократичный вид искусства на Земле. Если в каком-то государстве, где классическая музыка не являются частью культуры, родился талантливый ребенок и всем его дар очевиден, то при определенном стечении обстоятельств у него может появиться шанс стать музыкантом: певцом, дирижером и т. п. Этому в истории музыкальной культуры есть много примеров. Конечно, что касается возможности обучения определенному виду исполнительства, все зависит от той специальности, которую выбрал молодой человек. Фортепианная школа всегда считалась самой сильной в России; вокальная, конечно, -в Италии, да и вообще, Европа всегда была эталоном в плане культурного наследия и обучения. Очень много оперных театров в Германии, пожалуй, самое большое количество, но здесь есть одно «но». В традициях этих театров, в большинстве своем, исполнение опер на немецком языке. Это не всегда удобно для исполнителей, так как опера, написанная на каком-то определенном языке, всегда учитывает особенности этого языка-оригинала, его музыкальную составляющую. И это придает некий шарм звучанию. Недавно мне пришлось стать очевидцем этой немецкой традиции. В Берлине я смотрела итальянскую оперу «Травиата», исполнявшуюся на немецком языке. Зрителям в зале было все понятно из действия, происходившего на сцене, но мне не хватало гармонии и красоты итальянского языка.

-Как Вы считаете, способно искусство стать ключевым вектором в формировании и продвижении имиджа государства?

-История показывает, что это возможно. Конечно, в идеале, так и должно быть. Ведь культура — это лицо любого государства! Хотя, не могу не сказать, сейчас в России именно культура и оказывается в самом невыгодном положении… О ней часто забывают, знаменитые, великие актеры живут в нищете, на маленькие пенсии, организации культурного назначения переходят на коммерческую основу. Это — катастрофа! Как можно московскую филармонию перевести на коммерческую основу? Кто будет ходить на концерты, если стоимость билетов зашкаливает за 5 тыс. рублей? Как можно разрушить структуру музыкального образования, лишив детей из небогатых семей возможности получать музыкальное образование, предоставив эту возможность лишь состоятельным семьям? Процесс реформирования культурно-эстетического образования, который сейчас происходит в России, вызывает резкую критику со стороны деятелей культуры.

Ведь именно культура — это показатель духовности государства, именно представители культуры и есть визитная карточка любого государства. И именно к ней, культуре, почему-то, самое пренебрежительное отношение властей. Вот такой парадокс!

-Какой и где Вы видите себя в будущем?

Это невозможно сейчас охарактеризовать. Господь все видит и по моим заслугам даст мне будущее. А я бы хотела видеть свое будущее в сильной, экономически- и духовно развитой стране, в которой не было бы войн и междоусобиц, и в которой деятелям культуры отводилось бы самое почетное место и уважение. Я знаю, что Абхазия — очень богатая страна во всех смыслах этого слова, и я верю, что нас ждет блестящее будущее.

19.09.2011

abhazia.biz

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору