41 Международный фестиваль искусств «Цветущий багульник» стартовал в минувшую пятницу, 25 марта. Событие, которое ждали многие читинские меломаны, открылось потрясающим концертом Государственного камерного оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема. Именно в Чите, в памятный год 100-летия со дня рождения Олега Леонидовича, оркестр представил премьеру программы «Рождение Легенды».
На первом концерте фестиваля в филармонии был аншлаг. Аудитория самая разнообразная. Предчувствие, что сейчас будет звучать высококлассный «фирменный» джаз в исполнении «того самого» легендарного оркестра, наэлектризовало атмосферу до предела. И когда после приветственных слов ведущей, одетой по-джазовому в блестящее яркое платье, и исполняющей обязанности министра культуры Забайкальского края Марии Гуськовой на сцену вышел оркестр, зал взорвался бурными аплодисментами. Овации сопровождали артистов на протяжении всего двухчасового концерта, разнообразная программа которого включала композиции 30-годов 20 века, пьесы, написанные нашим великим земляком, джазовые стандарты, музыка современных композиторов. Среди них — Юрий Маркин, взявший на себя смелость сделать джазовую аранжировку классики (Баллада на тему А. Скрябина), и сам маэстро — народный артист России, композитор, пианист Борис Фрумкин, который сегодня руководит коллективом.
Каждая композиция раскрывала оркестр по-новому: то он мягкий и завораживающий, то томный и загадочный, то страстный и полный любовной неги, то яркий и энергичный, то по-восточному извилистый и орнаментальный. Но везде — по-джазовому «вкусный» и стильный!
Легендарный оркестр, созданный прославленным забайкальским джазменом и названный в его честь, путешествует в полном составе. Самый долгоиграющий оркестр по данным книги рекордов Гиннеса продолжает жить, развиваться и играть нестареющий джаз. Будь то Нью-Йорк, или Москва, Улан-Удэ или Чита — везде настоящее живое искусство находит себе дорогу и своих слушателей. Свежий глоток читинского воздуха вдохнули московские гости, зрители же почувствовали в этот вечер свежий ветер джаза.
26 марта зрители насладились исполнением избранной классики. Играл российско-чешский пианист Филипп Субботин. Читинский клавирабенд музыкант посвятил памяти своего педагога — выдающегося исполнителя XX века Ивана Моравца, который скончался летом минувшего года.
Филипп Субботин является лауреатом международных конкурсов и ведет очень насыщенную концертную и организаторскую деятельность. При его участии состоялись международные музыкальные фестивали: в Праге («Музыкальные сезоны»), в Будапеште (памяти Ф. Листа), в Вене (памяти Й. Гайдна), в Мадриде (памяти С. Рахманинова), в Риме (памяти А. Рубинштейна), в Москве в музее Царицыно (музыкальный фестиваль к 400-летию окончания Смуты).
Программа стала своеобразным путеводителем по стилям: венский классицизм, романтизм, импрессионизм и завершающая концерт классика XX века. Формируя трек-лист, пианист отметил наиболее важные даты, которые так или иначе отразятся в концертах всего мира: 260-летие со дня рождения В. А. Моцарта и 125-летие со дня рождения С. Прокофьева.
Соната ля мажор со знаменитым турецким маршем в финале и Фантазия ре минор великого австрийского композитора открыли каждое из отделений концерта. Легкая, непринужденная, несколько отстраненная игра пианиста настраивала слушателей скорее наблюдать со стороны, чем быть участниками событий и сопереживать им.
Другая особенность концерта заключалась в том, что Филипп Субботин включил в программу наиболее известные фортепианные произведения. Прозвучали популярные «Песни без слов» Ф. Мендельсона, Венгерская рапсодия № 15 Ф. Листа, прелюдии К. Дебюсси и пьесы из «Отражений» М. Равеля, «Монтекки и Капулетти» и «Меркуцио» С. Прокофьева.
Являясь разносторонним пианистом, Филипп Субботин в каждом из произведений представил свою индивидуальную трактовку. Слушать концерт было легко и приятно, и после выступления осталось приятное послевкусие, как после встречи с близкими друзьями. В субботу вечером этим другом стала музыка.
Антонина Олёкминская