В сентябре в Северной столице пройдет Международный конкурс скрипачей имени Леопольда Ауэра. Фестиваль подобного масштаба, посвященный основателю русской скрипичной школы, Санкт-Петербургская консерватория проводит впервые. Инициатор и председатель жюри конкурса, выдающийся скрипач, ректор консерватории Михаил Гантварг побеседовал с корреспондентом "РГ" о предстоящем музыкальном событии.
Когда и как возникла идея организовать конкурс имени Ауэра?Михаил Гантварг: На самом деле, идея конкурса пришла ко мне давно, но воплотить ее удалось лишь по прошествии многих лет. Уроженец Венгрии, Леопольд Семенович Ауэр - весьма значимая фигура в формировании и развитии мировой скрипичной школы. В 1868-м году он был приглашен Антоном Рубинштейном на место профессора Санкт-Петербургской консерватории и солиста императорских театров. Здесь он преподавал в течение пятидесяти лет, и на двери класса № 25 в память о нем установлена мемориальная доска.
В 1908 году в России отмечался 40-летний юбилей педагогической деятельности Леопольда Семеновича, тогда же провели первый конкурс скрипачей, носящий его имя. Затем последовала более чем столетняя пауза. Просто поразительно, что столько времени все проходили мимо этого имени, хотя идея фестиваля буквально витала в воздухе. Сейчас ситуация в корне изменилась. Я, например, знаю, что в нескольких европейских городах планируется проведение конкурса имени Ауэра. Тем не менее, наш - все равно будет первым, остальные стартуют позже.Кроме того, что Ауэр был замечательным педагогом, воспитавшим целую плеяду блестящих скрипачей, под эгидой которых прошел весь ХХ век, он прославился и как музыкант - исполнитель. Выступал и сольно, и в квартете. Я бы сказал, что современная петербургская скрипичная школа существует и успешно развивается именно благодаря Ауэру.
Уже известно, сколько скрипачей участвуют? Какие страны будут представлены?Михаил Гантварг: На сегодняшний день к нам поступило 35 заявок. Это не много и не мало - стандартное количество. Надо сказать, что в конкурсе будут весьма широко представлены страны Европы. Это Франция, Германия, Норвегия, Швеция, Молдова, Украина, Нидерланды, Испания. Будут выступать скрипачи из Казахстана, Канады, Японии, и даже из Мексики! Города России представлены Москвой, Петербургом, Нижним Новгородом, Набережными Челнами и Ялтой.
Михаил Гантварг: Очень авторитетные музыканты. Интересно, что комиссия практически полностью представлена нашими бывшими соотечественниками, много лет живущими за рубежом. Это люди, которые получили очень хорошее образование в СССР и в данный момент продолжают за границей традиции русской скрипичной школы. Например, два эксперта из Голландии - наши воспитанники: замечательный скрипач, лауреат конкурса имени Чайковского Зиновий Винников и концертмейстер Амстердамского камерного оркестра Ольга Мартынова.
Кто в жюри?Еще в жюри Эдуард Вульфсон, Александр Фишер, профессора Московской консерватории Сергей Кравченко и Владимир Иванов. Мы специально подбирали членов жюри таким образом, чтобы они стояли на единой платформе, оценивали игру конкурсантов по критериям конкретной, проверенной временем школы.
Расскажите немного о конкурсной программе.Михаил Гантварг: Я бы начал с того, что программы всех музыкальных конкурсов вполне традиционны и из года в год практически не меняются. Мы решили все же отойти от стандартной схемы, чтобы наш конкурс отличался от других скрипичных состязаний. Всего будет три тура, в первом из которых участникам предстоит исполнить произведения Моцарта, Паганини и Венявского. Во втором туре оцениваться будет большая, развернутая соната для скрипки и фортепиано. Здесь довольно большой выбор - Бетховен, Брамс… На этом же этапе обязательным станет исполнение 24-го каприса Паганини в транскрипции Ауэра, которую он сделал специально для своих учеников. И, наконец, третий тур - это скрипичный концерт в сопровождении оркестра. Как видите, программа очень непростая, но с другой стороны она дает нам возможность уж точно не ошибиться в выборе победителя.
Михаил Гантварг: Во-первых, имя Леопольда Ауэра, которое будет сопутствовать их музыкальной карьере, уже само по себе привлекает. Для музыкальной общественности это тоже отнюдь не пустой звук. Во-вторых, поучаствовать в таком серьезном соревновании, попробовать свои силы тоже немаловажно. К тому же, как мы говорили ранее, интересна сама программа - она немного необычна, но в тоже время охватывает широчайший диапазон музыки.
Понятно, что такое мероприятие - очень важный этап в жизни консерватории. А вот какие перспективы конкурс дает участникам?Предусмотрены первая, вторая и третья премии, но думаю, что по ходу движения будут возникать и поощрительные, специальные призы. Мы наверняка наградим лучшего исполнителя Баха или выберем, к примеру, самого юного участника. Да и денежные премии победителям весьма неплохие. Хочу поблагодарить Комитет по культуре за средства, которые он выделил на проведение конкурса. И еще - мы очень ждем новых имен талантливых молодых скрипачей, которые с честью продолжат славную ауэровскую традицию.
Текст: Инга Бугулова (Санкт-Петербург)
http://www.rg.ru