«Иоланта»: от тьмы к свету

Добавлено 27 января 2018 волонтер

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, Александр Сладковский (дирижер), Вероника Джиоева (сопрано)

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан (ГСО РТ) под управлением Александра Сладковского представил публике одноактную оперу Петра Чайковского «Иоланта». Она прошла в концертном исполнении дважды — в Казани, в Государственном Большом концертном зале им. С. Сайдашева, и в Москве, в Большом зале Московской консерватории.

ДИРИЖЕР. ОН ЖЕ — РЕЖИССЕР

«Бойтесь желаний. Они исполняются», — говаривали некогда китайские мудрецы и европейские литературные классики. Сладковский выполнил свое давнишнее желание — поставил «Иоланту». Смело, остро, по сути являясь не только дирижером, но и режиссером, который выстроил даже при концертном исполнении взаимоотношения между героями оперы, отточил до блеска психологическую составляющую мотиваций персонажей. И разумеется, бережно отнесся к партитуре Чайковского. В его трактовке последняя опера Петра Ильича — лирическая драма с некоторым налетом мистики. Но у этой драмы неожиданно счастливый конец.

Вольно или невольно, но при исполнении «Иоланты» Сладковский если и не сыграл одного из персонажей оперы, то оказался как бы рассказчиком, который инициирует развитие сюжета. Его личное отношение к опере Чайковского сквозит в каждой музыкальной фразе, отточенной и изящной, драматической и романтичной.

Именно романтика сюжета оперы, этой средневековой легенды о дочери короля Рене, поэтика старинных замков, заросших розовыми кустами каменных ступеней, узких окон, за которыми мелькают силуэты дам, звуков рыцарских рогов — вот что делает «Иоланту» такой притягательной и для исполнителей, и для слушателей. Романтик Сладковский рассказывает публике романтическую легенду.

Но для Сладковского, какое бы произведение он ни дирижировал, важен подтекст, тайный смысл, идея, пусть и парадоксальная, заложенная автором в основу. В его «Иоланте» это — Божественный свет, который наполняет человека, испытавшего любовь. Христианская мысль, рожденная постулатом «Бог есть любовь».

Бог познается через любовь, и человека озаряет свет, он начинает видеть мир во всем его многообразии. Полюбив, Иоланта прозревает. «Только влюбленный имеет право на звание человека», — эти слова Александра Блока можно было бы вынести в качестве эпиграфа к «Иоланте» Александра Сладковского.

ВСЕ «ЗВЕЗДЫ» СОШЛИСЬ

Уже в датах исполнения «Иоланты» ГСО РТ заложен некий подтекст. В Казани опера прозвучала 16 декабря. В Москве — 18 декабря. Именно в этот день 125 лет назад на сцене Мариинского театра состоялась премьера «Иоланты». Опера шла в один вечер с «Щелкунчиком». Возможно, дело было в приближающемся Рождестве. Так что нынешняя «Иоланта» казанского оркестра — это тоже предрождественский подарок публике.

Александр Сладковский — плоть от плоти петербургской школы дирижирования, умеющий создавать атмосферу неповторимого петербургского стиля. И стиль, в котором оркестр исполнил «Иоланту», — изыскан. Маэстро собрал «звездный» состав исполнителей — Василий Ладюк (Роберт), Сергей Скороходов (Водемон), Вероника Джиоева (Иоланта), Пётр Мигунов (король Рене), хоровой коллектив Льва Конторовича.

Разумеется, формат концертного исполнения условен, но даже при этой условности в «Иоланте», как через флер, проступали контуры тщательно выстроенного спектакля. Диалог двух рыцарей — взаимоотношения равных по благородству людей. Отношения Иоланты и Водемона, что отчетливо прочитывалось в дуэте, — трепетное зарождение любви, в какие-то мгновения еще неосознанной, но перерастающей в сильное чувство, которое может побороть многие преграды. Даже слепоту. Страсть, с которой Иоланта хотела видеть, поражала.

Красной нитью через «Иоланту» в трактовке Александра Сладковского проходит тема узнавания. Водемон узнает об истинных чувствах Роберта, король Рене узнает сильную натуру, которая до поры до времени не была заметна в его тихой и покорной дочери. Иоланта узнает себя и открывает мир. Трагедия слепоты отступает. Сладковский, стоящий за пультом, с помощью музыки словно заклинает тьму, в которой пребывает Иоланта.

Состав вокалистов безупречен: нежна Иоланта — Джиоева, вначале робок, но потом целеустремлен Водемон — Скороходов, брутален блистательный Ладюк — Роберт, теплом веет от Мигунова — короля Рене. Цельность ансамбля солистов в «Иоланте» — одна из сильных сторон этого проекта.

Какие выводы можно сделать из концертного исполнения «Иоланты»? Во-первых, оперные постановки по силам ГСО РТ. Во-вторых, оркестр под управлением Александра Сладковского всерьез заявил о себе как о коллективе, вошедшем в первую пятерку российских оркестров. Без скидки на «региональность».

И дело не только в «Иоланте», а в том целенаправленном выстраивании репертуара, что совершается последние семь лет. «Иоланта» — это красивый и сильный аккорд ушедшего года. Исполненное желание. Маэстро опроверг слова Оскара Уайльда, отпустив мечту на свободу. Ведь для того, чтобы в жизнь вошло что-то новое, надо отпустить старое. Интересно, что же придет на место «Иоланты»?

Татьяна НАРЫШКИНА

Источник: www.nstar-spb.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору